Митрополит Владимир (Кантарян) (слева) отправил патриарху письмо еще до того, как приехал на Синод РПЦ 11 октября. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Московский патриархат утрачивает связь со многими национальными церквами постсоветского пространства, входящими в его юрисдикцию. В Киеве пытаются запретить Украинскую православную церковь (УПЦ). О подобном развитии ситуации в своей стране предупредил патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Кишиневский и всей Молдовы Владимир (Кантарян). Ранее самостоятельности попросили Латвийская (ЛатПЦ) и Литовская (ЛПЦ) церкви.
Законопроект-приговор
19 октября депутаты Верховной рады в первом чтении поддержали законопроект № 8371, предусматривающий запрет УПЦ. «За» проголосовали 267 человек из 301, причем большинство составили нардепы от правящей партии «Слуга народа» – 175 человек (подробнее см. в «НГ» от 19.10.23). Впрочем, некоторые из этой фракции выступили против документа. Депутат Артем Дмитрук заявил, что запрет УПЦ выгоден конкурирующей Православной церкви Украины (ПЦУ) и экс-президенту Украины Петру Порошенко, но не самой Украине. «УПЦ не враг государства, а большинство из 6 млн украинцев, членов ее, защищают Украину. Кто проголосовал за запрет УПЦ, работают против Украины», – уверен парламентарий.
Озадачен проектом и глава правозащитной организации NGO Public Advocacy Олег Денисов. По его мнению, реализовать закон в правовом поле будет невозможно. «Даже если его примут, это не означает, что деятельность УПЦ, которая состоит из 12 тыс. религиозных организаций, одновременно прекратится. На это уйдут годы. Украинская православная церковь не является одним юридическим лицом. Получается, нужно подать 12 тыс. исков, и при этом по всем искам 12 тыс. членов этой религиозной общины должны быть осуждены по уголовным делам. Это нереально. Это исключительно пиарный закон», – считает Денисов. Любопытно, что сразу после этих слов директор Государственной службы по этнополитике и свободе совести (ГЭСС) Виктор Еленский предложил ко второму чтению внести в законопроект изменения, которые как раз будут касаться вопросов работы судов и переходных положений документа. «Законопроект, поданный правительством, является единственным, который реально может работать, а не оставаться политическим заявлением», – подчеркнул Еленский.
В день голосования представителей УПЦ не пустили на встречу с премьер-министром страны Денисом Шмыгалем в составе делегации Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), одним из соучредителей и действующим членом которого она выступает. В УПЦ действия властей назвали «антиконституционными». «Согласно статье 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации в отношении других не допускается», – говорится в заявлении, опубликованном 23 октября на официальном сайте УПЦ. «Такие действия правительства Украины дискриминационны по отношению к крупнейшему религиозному объединению Украины и нарушают законодательный запрет на установление каких-либо преимуществ или ограничений среди религиозных объединений. Считаем, что препятствия, которые чинятся представителям УПЦ со стороны правительства, недопустимы и свидетельствуют о дискриминационной политике в отношении Украинской православной церкви», – также сказано в тексте.
Вместе с тем некоторые в УПЦ полагают, что принятие законопроекта № 8371 не коснется этого религиозного объединения, и оно не окажется под запретом. «Был принят действительно скандальный законопроект, содержащий немало провокационных положений, противоречащих Конституции. Он касается не УПЦ, а в целом религиозных организаций, аффилированных с Россией. Согласно всем учредительным документам, наша церковь таковой не является. К тому же этот документ еще должен пройти длительный путь дальнейшего рассмотрения в парламенте. Поэтому ни о каких запретах говорить нельзя. И все разговоры на эту тему – сознательные провокации», – сообщил журналистам глава Информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря). Он напомнил, что УПЦ разорвала все связи с Московским патриархатом и изменила свой устав еще в мае 2022 года, когда на Соборе УПЦ было принято решение о полной независимости.
Верховная рада приняла в первом чтении законопроект, который угрожает ликвидацией Украинской православной церкви. Фото с сайта www.rada.gov.ua |
23 октября заместитель главы Комиссии Верховной рады по информационной и гуманитарной политике Евгения Кравчук намекнула, как можно сохранить УПЦ. «Должна быть доказана связь религиозной организации с Россией, при этом дается возможность разорвать эту связь. У Московского патриархата есть возможность фактически отказаться от этой канонической связи, и тогда все будет хорошо», – заявила Кравчук.
Однако РПЦ отказываться от УПЦ не намерена, даже несмотря на то, что Киевская митрополия сама отказалась от Московского патриархата. «Во многих странах мира, к сожалению, чада нашей церкви становятся объектом притеснения и травли за то, что они являются носителями многовековой русской культуры, которая неотделима от наследия российской государственности. Так называемая отмена русской культуры – это беззастенчивая клевета и безнаказанное уничтожение Украинской православной церкви. Это суть способа противопоставить, поссорить тех, кто имеет отношение к единому духовному и культурному наследию», – заявил 19 октября патриарх Кирилл. Он также призвал мировое сообщество «выступить в поддержку Украинской православной церкви и всех ее верных чад, пребывающих в скорбях за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1:9)».
26 октября духовенство РПЦ получило указание молиться за украинских священников, но не за всех, а за тех, кто отстаивает единство с Московским патриархатом и за это даже заключен в тюрьму. «Духовенство подвергается грубому давлению посредством унизительных допросов со стороны специальных служб, давлению экзальтированной толпы, зачастую объединяющей раскольников с самыми экзотическими язычниками и людьми, вообще чуждыми всякой веры», – говорится в специальном циркулярном письме.
Письмо из Кишинева
Призывы главы РПЦ прозвучали на фоне еще одной новости. 20 октября сначала в молдавских, а потом и в российских СМИ стало распространяться письмо, написанное якобы митрополитом Владимиром (Кантаряном) на имя патриарха Московского и всея Руси. В пятистраничном документе Кантарян предупреждает, что Кишиневской митрополии грозит украинский сценарий.
«Это обращение к вашему святейшеству является результатом все более насущных обстоятельств, которые с ускоренной скоростью толкают Молдавскую православную церковь на периферию молдавского общества. Это явление является прямым результатом нашего объединения как церковной структуры с продвижением пророссийских интересов в Республике Молдова, обусловленных нашим членством в Московском патриархате, который, в свою очередь, воспринимается в молдавском обществе как форпост Кремля. Для православной церкви Молдовы эта связь равнозначна нашему исчезновению с религиозной и социальной сцены страны. Православная церковь в Молдове становится все более непопулярной в общественной сфере из-за ее прямой связи с Российской Федерацией», – написал Кантарян (стиль сохранен).
Он заметил, что прямой конкурент возглавляемой им Православной церкви Молдовы (ПЦМ) – Бессарабская митрополия Румынского патриархата – сегодня имеет большую поддержку как со стороны официальных властей Молдовы, так и со стороны части верующих. Некоторые священнослужители все чаще задумываются о переходе в юрисдикцию Румынской православной церкви (РумПЦ) во многом потому, что РПЦ не разрешает их проблем. «Давайте вспомним наши многочисленные просьбы к Московскому патриархату о компенсации счетов за газ в холодное время года, которые значительно выросли. Какой ответ мы получили на наши запросы? В лучшем случае почти полное игнорирование или обещания, которые скорее всего уже забыты. Переписка и переговоры игнорируются, а время против нас очень быстро истекает. Проблему можно было решить оперативно, как это делают наши румынские соседи. Скорость была необходима для того, чтобы священники не подвергались постоянному искушению со стороны румынского государства, которое предлагает священникам гарантированную ежемесячную зарплату в размере 800–900 евро, медицинскую страховку, пенсии и освобождение приходов от ежеквартальных взносов» (стиль оригинала сохранен).
Припомнил митрополит Владимир и старые обиды: «В России как светская, так и церковная власть относилась и относится к нам как к периферийному и бесхребетному народу, лишенному права принимать те решения, которые они считают необходимыми для своего благополучия и процветания. Большую тревогу вызывают признаки того, что патриархия проводит консультации, которые непосредственно касаются структуры и деятельности Православной церкви в Молдове, игнорируя и избегая ее руководства. Вспомним случай с архимандритом Филаретом (Кузминым), кандидатура во епископы которого была отклонена в последний момент решением, которое можно считать неуважительным по отношению к Синоду Православной церкви Молдовы».
«Еще одна тенденция, которая беспокоит наш народ и духовенство, 80% которого имеют румынское гражданство, – это все более настойчивое стремление Московского патриархата поглотить Молдавскую митрополию в так называемый «русский мир», который является чуждым нашим национальным ценностям и стремлениям. К сожалению, эта тенденция представляет собой продолжение жесткой политики денационализации, проводившейся в царский, а затем и в советский период, которую Русская православная церковь хочет «довести до совершенства». В Москве до сих пор не поняли того факта, что народ Молдовы имеет латинские корни и для него совершенно нормально стремиться приблизиться и остаться в этом цивилизационном пространстве после столетий искусственного разделения, не изменяя при этом православию», – гласит текст.
В ПЦМ подлинность письма подтвердили, но заметили, что оно было написано и отправлено в Москву еще в начале сентября. В конце того же месяца стало известно, что правительство Румынии намерено предоставить Бессарабской митрополии ежегодную помощь в размере 2 млн евро. Помимо этого 21 октября патриарх Киевский Филарет (Денисенко) подписал указ о создании на территории Молдовы епархии своей церкви, вернее, того, что от нее осталось после перехода большинства общин в Православную церковь Украины, конкурирующую не только с УПЦ, но теперь уже и с оставшимися верными Филарету осколками самопровозглашенного Киевского патриархата. «Вторжением» в Молдавию Денисенко еще больше запутал ситуацию.
О том, что обращение Кантаряна было изучено в Московской патриархии, свидетельствуют итоги заседания Синода РПЦ, который прошел 11 октября. Неизвестно, чем ответил патриарх Кирилл на упреки в письме, но синодалы разрешили возвести в епископский сан архимандрита Филарета (Кузмина), а также назначили его викарием Кишиневской епархии. 22 октября Кантарян лично рукоположил Кузмина. Это первая архиерейская хиротония, которая прошла не в Москве, как того требуют церковные уставы, а в Кишиневе. Впрочем, в решении Синода РПЦ этот пункт также оказался оговорен: «Место наречения и хиротонии архимандрита Филарета (Кузмина) во епископа оставить на благоусмотрение патриарха Московского и всея Руси Кирилла».
Это на первый взгляд несущественное замечание важно тем, что подчеркивает разницу в двух, казалось бы, идентичных событиях. Напомним, что 13 августа с.г. митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) совершил рукоположение архимандрита Иоанна (Липшанса) в епископа Валмиерского. Это не понравилось Москве, и уже 24 августа во время очередного заседания синодалы осудили действия Кудряшова, назвав их «направленными на разрушение церковного единства». Синод напомнил: «Согласно уставу Русской православной церкви, архиереи самоуправляемых церквей, к каковым относится Латвийская православная церковь, избираются Синодами таковых церквей из кандидатов, утвержденных патриархом Московским и всея Руси и Синодом».
После возвращения из Москвы Кантарян 25 октября провел заседание Синода ПЦМ. От него ждали жестких решений, поговаривали, что он даже может заявить о разрыве с РПЦ. Однако ничего подобного не произошло. Епископы лишь выразили благодарность митрополиту Владимиру «за немалые усилия, проявленные для поддержания единства и мира внутри Православной церкви Молдовы». Также Синод ПЦМ запретил в служении, лишил сана и всех церковных наград шестерых протоиереев, ранее перешедших в юрисдикцию Румынского патриархата.
На это решение тут же отреагировал Румынский патриархат. Представители РумПЦ заявили, что ПЦМ – «еретическая организация», и пообещали, что приложат «все возможные усилия, пока все православные общины Республики Молдова не возвратятся в лоно матери-церкви», то есть Румынской церкви. Примерно так же в свое время действовал Вселенский патриархат при создании в Украине ПЦУ.
Украина и Молдавия: сходства и различия
«Ситуация, в которой оказалась сейчас Православная церковь в Молдове, все же несколько иная, чем та, что была у УПЦ. И даже в Украине она не доведена до логического конца. УПЦ не захотела демонстративно рвать контакты с Москвой, а власти хоть и грозятся ее запретить, но пока и до этого дело не дошло, – сказал «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – С Молдовой ситуация в чем-то общая, а в чем-то нет. И различие в том, что если в Украине все политические силы, на которые могла рассчитывать УПЦ, либо ее не поддерживают, либо запрещены законодательно, то в Молдове немалая часть политиков связана с Молдавской православной церковью и поддерживает ее нахождение в составе РПЦ. Позиция нынешней политической власти не столь мощная, чтобы можно было утверждать, что она начнет фронтальную атаку на церковь», – считает политолог.
«Письмо митрополита Владимира патриарху Кириллу – это неофициальный или полуофициальный документ, и он не был рассчитан на публичную огласку, – продолжает эксперт. – Письмо при всем этом очень двойственное. С одной стороны, оно предупреждает, что Молдова может уйти в Румынию, но с другой стороны, там есть вполне конкретные просьбы. И Москва пошла навстречу этим просьбам, то есть свою функцию письмо выполнило. Кроме этого, во всех этих национальных церквях, что в Украине, что в Молдове, что в Латвии, есть две тенденции. Одна из них – стремление обособиться от РПЦ. Это такой политико-дипломатический подход. Но церковь прежде всего собрание верующих. А это значительная часть приверженцев РПЦ, они не хотят рвать с матерью-церковью и отказываться от своих святых. Например, из всей братии Киево-Печерской лавры в ПЦУ перешел только один человек. При этом те, кто против обособления, по ряду причин стараются об этом не говорить, поэтому эти люди почти не видны в общественном пространстве. В Молдавии очень серьезная монастырская традиция, и молдавские монастыри очень консервативны и оказывают влияние на церковные решения. Поэтому и решение Синода ПЦМ было, как мы видим, очень консервативным и в духе решений Синодов РПЦ».
«С церквами происходит то же самое, что и с государствами. Только там другой тайминг. Церковные события обычно более растянуты во времени, а в Молдове этот тайминг существенно медленнее. Поэтому процесс обособления будет все же идти», – отметил политолог.
комментарии(0)