Границы замкнутой «экосистемы» неонацистских поселений нарушили рейды немецкой полиции. Фото Dpa/ТАСС
В Германии запрещена организация Artgemeinschaft (AG). Сами себя они считают языческой общиной, которая возрождает семейные ценности дохристианской эпохи, а власти обвиняют их в пропаганде неонацизма и расизма. Название организации переводится как «видовое сообщество», где слово «вид» служит эвфемизмом понятия «раса» в его псевдонаучном смысле.
Artgemeinschaft появилась в 1951 году, но проявляла себя не как политическая федеральная партия или движение, а совокупность групп, которые выстраивают малые семейные общины единомышленников.
«Борьба – это часть жизни», – приводит немецкая пресса выдержки из «символа веры» организации. «Борьба естественно необходима для всякого становления, существования и исчезновения», – говорится в материалах группировки. И далее: «Каждый из нас и весь наш вид находятся в этой борьбе». Словечко «борьба», поставленное в центр мировоззрения группы, наводит на мысли об известном сочинении родоначальника немецкого нацизма и говорит в пользу обвинения в распространении ультраправой идеологии.
Предполагаемая практика группы строилась вокруг создания особых семейных поселений, где культивировались понятия «рода» и «чистоты вида». Поэтому агитация шла в основном в узком кругу и была рассчитана на семьи и особенно на подрастающее поколение. С Artgemeinschaft связана ассоциация Familienwerk, она тоже теперь запрещена. Большое внимание этот «клуб по интересам» уделял многодетным семьям.
У Artgemeinschaft свой зарегистрированный логотип – священное дерево Ирминсуль из мифологии северных германцев. Символом группы также служит орел, схвативший рыбу, что говорит об антихристианском настрое «родоверов». Они не используют христианское летоисчисление, и сейчас для них идет 3823 год «по Стоунхенджу».
Стремление создавать особые поселения наводит на аналогии с эзотерическим российским движением за «родовые поселения». «НГ-религии» в номере от 18.04.23 писали о том, что немецкие и австрийские спецслужбы заинтересовались адептами этого учения, которое распространилось в последнее время в немецкоязычных странах. Их тоже подозревают в расизме и антисемитизме. Пропаганда движения находит отклик у местных жителей в основном из-за радикальной критики нелегальной иммиграции.
«Что касается «родовых поселений, – говорит «НГ-религиям» руководитель лаборатории религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (Калининград) Роман Шиженский, – то, как показывает «языческая практика» последних лет, религиозный нативизм в России и Европе делает ставку на закрытые или полузакрытые сообщества, формирующиеся по принципу «близкого круга»: объединений родственников и ближайших друзей-прозелитов. Соответственно доминируют частные религиозные практики, сакральное пространство приобретает ярко выраженные характеристики частной территории – микромира для своих. Отсюда отказ от массовых религиозных церемоний, праздников, рассчитанных на неофитов и представителей профанного сообщества. Акцент делается на семью и молодежь. Данная выборка характерна для русской, германо-скандинавской современной языческой традиции, базирующихся на почвенничестве, расологии, культе предков».
«В последнее время акцент с родовых экопоселений смещается в сторону этнических поселений представителей современного языческого мировоззрения, – добавляет эксперт. – Это закономерный процесс. Пример Artgemeinschaft вскрывает проблему этноса/нации: «плач» по великой Германии, отказ европейского мира от традиционных патриархальных ценностей, четкого определения пола, размытость понятий «семья», «родина», религиозной идентичности и т.д. При отсутствии четких красок, разделяющих общество на своих, то есть викингов, приветствующих Одина, бога-Мужчину, а также женщин-валькирий, – и господствующих новых «оно-богов» в виде популярной размытой радуги с неопределившимися традиционными религиями, последователи Artgemeinschaft сделали свой «правый выбор».
«Относительно движения «родовых поселений» можно сказать о неожиданной адаптации и популярности идей русского псевдоязыческого (а скорее всего просто художественного) автора Владимира Мегре и его движения «Звенящие кедры», – делится с «НГ-религиями» своим мнением эксперт по германо-скандинавскому язычеству Евгений Нечкасов. – Количество его последователей в Германии было велико уже к середине 2010-х годов. Новости о том, что местные власти рассматривают их как экстремистское движение, появились в СМИ буквально пару лет назад. И здесь мы сталкиваемся с другим полюсом, а именно с тотальной цензурой со стороны немецких властей, для которых и последователи идей рейха, и вполне травоядные любители выдуманных историй и дачных поселений – одинаково опасны».
На просьбу описать воззрения запрещенного движения и их тождественность древнему язычеству Нечкасов пояснил, что «практически всегда в основе идей организаций, которые наследуют идеологемы Третьего рейха, – синкретическая смесь из обыкновенного европейского эзотеризма, теософии, идей фёлькише конца XIX –начала XX века (которые, в свою очередь, являются сплавом гностицизма, германских фольклора и мифологии, национализма), и отдельных авторских интерпретаций – как в случае с «придворным Мерлином» нацистских вождей Карлом Марией Виллигутом, который имел психиатрический диагноз». «После войны ряд фёлькише – и околоязыческих организаций наследовали уже идеям так называемого эзотерического гитлеризма и той оккультно-эзотерической смеси, которую поддерживал и спонсировал Генрих Гиммлер и которая стала одним из прекурсоров послевоенного широкого движения New-Age. Германо-скандинавская мифология, специфически интерпретированный фольклор и фигуры божеств служат лишь одной из составных и эстетических частей в таком случае. На первый же план выдвигаются сугубо политические мотивы. В рамках Artgemeinschaft даже вера в германских божеств была не обязательным условием. Выдвигалась на первый план скорее сугубо современная идея «законов природы» и «борьбы видов», уходящая корнями в биологизм и дарвинизм. AG также активно использовали в своей символике так называемое изображение Ирминсуля, деревянного столба Ирмина, одного из символов германского языческого мира, срубленного Карлом Великим в 772 году в Вестфалии.
>> СТР. 10
ОКОНЧАНИЕ НАЧАЛО НА СТР. 9
Загвоздка в том, что не существует аутентичного изображения этого культового столба древних саксов, а изображение с символики AG взято с наскального барельефа в Экстернштайне, важном месте в нацистском синкретическом культе. Но и оно – не подлинное. Современные последователи германо-скандинавского язычества согласны с версией, что на барельефе вырезана пальма, склонившаяся в скорби в момент распятия Христа. Поэтому нельзя утверждать о тождестве идей Artgemeinschaft аутентичному древнему германскому язычеству либо современным, более корректным в плане источников и теологии языческим реконструкциям. В их основе лежат предельно разные мотивы, источниковая база и методология», – считает Нечкасов.
«В отличие от русского родноверия, «брата» северной традиции в плане привязки к этносу и историческим территориям, скандинавско-германская новоязыческая религиозность (асатру/одинизм) обладает важнейшим «козырем» – наличием значительной подборки письменных источников, – говорит, в свою очередь, Шиженский. – Как следствие, бравирование «прозрачностью» мифологии, не нуждающейся в дополнительных конструкциях, кодексом нравственных установок и – отчасти – фиксируемыми элементами обрядовой практики. В примере Artgemeinschaft как носителе авторской версии асатру есть и «темная сторона», нашедшая выражение в антисемитизме и построениях абсолютно свежей псевдорелигиозной системы, включающей весь комплекс новоделов от утопий Германа Вирта до расовой теории нациста Альфреда Розенберга».
«В целом из-за проблемного прошлого и надзорного настоящего германское язычество в Германии представлено не столь широко и публично, как в странах той же Скандинавии, – рассказывает Нечкасов. – В конце 2010-х годов там был небольшой филиал международной организации Asatru Folk Assembly (Народное собрание асатру) – крупнейшего, консервативного и легального союза общин с центром в США. И отдельные разрозненные группы». «В религиоведческом плане относительно AG можно согласиться с тем, что это – псевдоязыческая организация. Разговоры о необходимости введения в религиоведческий дискурс разделения на «псевдоязыческие движения» и «движения, стремящиеся к аутентичности» идут уже около десяти лет, так как два «фланга» зачастую и сами стремятся дистанцироваться друг от друга», – резюмировал эксперт. n
комментарии(0)