В Молдавии, как и в соседних странах, ставят опыты по гибридизации религии и нациестроительства. Фото с сайта www.mitropoliabasarabiei.md
В Кишиневе 28 июля с.г. впервые отпраздновали День гимна Румынии. Торжество прошло в помещении Национального исторического музея Молдовы и было организовано молдавской Ассоциацией YUFest. «День национального гимна Румынии – подходящий повод напомнить нам о традициях, культуре, ценностях в румынском сообществе. Просыпайтесь, румыны!» – написали координаторы мероприятия в социальных сетях. На сайте организации можно найти информацию, что проект «Гимн, символ румынского единства» был профинансирован румынским Департаментом по связям с Республикой Молдова (DRRM).
Этот же Департамент 13 июля подписал Протокол о сотрудничестве с Румынским патриархом Даниилом. Среди сторон, участвовавших в заключении документа, значится и митрополит Петру (Пэдурару), глава Бессарабской митрополии в юрисдикции Румынской православной церкви (РумПЦ). Портал Румынского патриархата указывает, что именно представители Бессарабской митрополии при поддержке DRRM «разработали несколько проектов, касающихся продвижения духовной, культурной и национальной идентичности румын в Бессарабии».
«Департамент по связям с Республикой Молдова способствует реализации румынской государственной политики, направленной на укрепление общности языка, культуры, религии, духовности и истории, которая является основой отношений Румынии с Республикой Молдова и действует для укрепления связей, а также для того, чтобы сохранять, развивать и выражать этническую и культурную, языковую и религиозную самобытность граждан Республики Молдова. В этом смысле Департамент по связям с Республикой Молдова поддерживает деятельность румынских общин в Республике Молдова и предоставляет им безвозмездное финансирование и другие средства финансовой поддержки, соблюдая принципы свободной конкуренции, эффективности, прозрачности и равное обращение», – отмечается в протоколе. Среди пунктов договора – строительство, ремонт, консервация и благоустройство церквей, находящихся в ведении Бессарабской митрополии; поддержка культурных мероприятий и образовательные проекты для румынских общин в Молдавии.
Протокол был оформлен спустя пару месяцев после того, как президент Молдавии Майя Санду подписала закон, согласно которому государственным языком республики становится румынский. Ранее она пообещала, что «страна вступит в ЕС до 2030 года». В конце июня в Кишинев прибыл премьер-министр Румынии Марчел Чолаку. По итогам своего визита в республику он рассказал журналистам: «У меня нет ощущения, что я приехал в Кишинев с официальным визитом. У меня чувство, что я приехал домой. И не к старшему или младшему брату, а к брату-близнецу». 22 июля премьер-министр Молдавии Дорин Речан направился с ответным визитом в Бухарест. Помимо прочего, он принял участие в церемонии празднования дня рождения патриарха Даниила, который дружелюбно его принял.
На фоне столь тесного двустороннего обмена 26 июля советник министра иностранных дел Молдовы по коммуникациям Игорь Захаров объявил, что власти приняли решение выслать несколько дипломатов и представителей технического персонала посольства России. Начиная с 5 августа приостановит работу консульский отдел посольства.
О том что президент Молдавии намеренно проводит антироссийскую политику, в стране говорят с момента избрания Санду на пост президента в 2020 году. Кампания по «отмене России» затронула не только экономическую и социальные сферы, но и духовную. Еще в конце мая с.г. Санду назвала «агентом российского влияния» Молдавско-Кишиневскую митрополию, которая определяет себя как самоуправляемая Молдавская православная церковь под омофором Московского патриарха. Конечно, прямого запрета не последовало, однако все преференции от властей сегодня получает Бессарабская митрополия РумПЦ.
Сразу после обвинений Санду в адрес Кишиневской митрополии РПЦ ее конкурент Петру (Пэдурару) призвал молдаван «к единству и решимости в поддержке европейского пути Республики Молдова».
>> СТР. 10
ОКОНЧАНИЕ НАЧАЛО НА СТР. 9
На сайте Бессарабской митрополии 29 июня появилось объявление о том, что она готова принять в свою юрисдикцию «всех клириков и верующих, желающих находиться под омофором церкви нации». В сообщении подчеркивается, что «указы, данные Кишиневской митрополией (религиозной структурой российской принадлежности) о членах Бессарабской митрополии, не имеют никакой силы и являются административными актами, которые не влияют на духовное состояние тех, кто приходит к матери-церкви, Румынскому патриархату». «В этом смысле мы должны указать, что изменение канонической юрисдикции является правовым актом, гарантированным законодательством Республики Молдова», – заверяет сайт митрополии.
Спустя несколько дней на портале появилось новое заявление «О неканоничности структуры Русской церкви», в котором отмечается: «Кишиневская митрополия, церковно-оккупационная структура Московского патриархата, продолжает дезинформировать общественное мнение, фальсифицируя истину, искажая действительность и представляя усеченные или тенденциозные аспекты церковной истории или канонов. Эта ситуация обозначает имперские рефлексы, боязнь потери силы влияния в обществе, непрозрачность правды, неадекватность социальным процессам десоветизации и неумение вести конструктивный диалог в интересах православия».
Эта публикация бессарабского священноначалия возмутила некоторых политиков Молдавии. Бывший президент страны, лидер Партии коммунистов Владимир Воронин 19 июля опубликовал открытое письмо, в котором призвал «совместными усилиями не допустить вмешательства извне в священные для народа духовные ценности». «Меня глубоко возмутило заявление так называемой Бессарабской митрополии о том, что, оказывается, митрополия Молдавии является «оккупационной структурой», а ее служители – агентами российских спецслужб. Расцениваю это не просто в качестве неэтичного, нехристианского поступка, не просто попыткой оскорбления святых отцов и верующих, но и сознательной грубой провокацией политического характера. Для меня очевидно, что это еще один, пожалуй, самый опасный этап настоящей морально-психической войны, развязанной против молдавского государства и народа», – подчеркнул Воронин.
На защиту Кишиневской митрополии встали и верующие Гагаузской автономии Молдавии. «Для гагаузского народа нападки Бессарабской митрополии Румынской православной церкви на Молдавскую православную церковь недопустимы», – заявил в середине июня депутат Народного собрания Гагаузии Виктор Петров. «Молдавская православная церковь находится в окормлении Московского патриархата. Гагаузы, также находящиеся в лоне Русской православной церкви, выступают решительно против подобных нападок на Московский патриархат и Молдавскую митрополию».
Впрочем, у самих властей Гагаузии сейчас осложнились взаимоотношения с руководством Молдавии. Конституционный суд Молдавии 19 июня признал оппозиционную партию «Шор» неконституционной. Ранее, в середине марта, кандидат от «Шор» Евгения Гуцул одержала победу на выборах главы Гагаузской автономии. В свою должность она вступила 19 июля, однако не была приглашена на заседание правительства республики, которое прошло 26 июля. Представители центральной власти также отказались присутствовать на инаугурации Гуцул из-за ее партийной принадлежности. Председатель парламента и правящей в Молдавии партии «Действие и солидарность» (ПДС) Игорь Гросу и вовсе назвал Гуцул «представителем бандформирований».
Известно, что по вероисповеданию Гуцул – православная. Гагаузы еще в XIX веке перешли в лоно Русской православной церкви. В 1998 году в рамках Молдавской православной церкви была образована Кагульская и Комратская епархия, основу которой составляют верующие гагаузы. В апреле с.г. бывший башкан (глава) Гагаузской автономии Ирина Влах вручила митрополиту Кишиневскому и всей Молдовы Владимиру (Кантаряну) высшую награду Гагаузии – орден «Гагауз Ери».
Примечательно, что ни на сайте гагаузской епархии, ни на официальном портале Кишиневской митрополии нет никаких осуждений в адрес священноначалия Бессарабской митрополии. В последний раз митрополит Владимир (Кантарян) какие-либо заявления делал полгода назад. Тогда он был вынужден оправдываться перед молдавскими политиками за свой визит в Россию. В октябре 2022 года он посетил Москву и подмосковную Троице-Сергиеву лавру. «По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла на сугубой ектении, после прошений о Святой Руси, были вознесены молитвы о здравии президента Российской Федерации В.В. Путина», – отчитался тогда официальный сайт Московского патриархата. Это сообщение вызвало скандал в Молдавии. От Кантаряна потребовали не только осудить специальную военную операцию ВС РФ, но и выйти из-под омофора Московского патриарха. С тех пор Кишиневский митрополит предпочитает держаться подальше от политики.
Кантаряну 18 августа исполнится 71 год. До пенсии ему остается как минимум четыре года. 21 июля он отметил 34 года архиерейского служения. Патриарх Кирилл почему-то не поздравил его с этой датой. Возможно, из-за того, что она не круглая, возможно – по другой причине. Судя по всему, митрополит Владимир не приехал на Архиерейское совещание, которое состоялось 19 июля в Троице-Сергиевой лавре. Нет ничего об этом собрании и на сайте митрополии. Ранее в проправительственных молдавских СМИ появилась публикация о том, что в начале июля в ходе визита в Кишинев государственный секретарь по делам религий правительства Румынии Чиприан Василе Олинич «посетил офис Молдавской митрополии, где встретился с митрополитом Кишиневским и всей Молдовы Владимиром». Подробности беседы не разглашаются, однако выдвигаются предположения, что Олинич мог пытаться убедить Кантаряна «начать диалог относительно перехода митрополии Молдовы под протекторат Румынского патриарха».
«Митрополит Владимир – очень опытный деятель, – заверил «НГ-Религии» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Он опытен не только в церковной, но и в политической сфере, поскольку руководит Молдавской православной церковью уже длительное время и у него огромный опыт взаимоотношений с самыми разными молдавскими правительствами. Там в разные годы были и коммунисты, и либералы, и он со всеми работал».
«Сейчас задача митрополита Владимира пройти, как говорится, между струйками. С одной стороны, Молдавская церковь очень консервативна. Она одна из самых консервативных частей Русской православной церкви, и все, что связано с европейским влиянием, вызывает у многих представителей Молдавской церкви достаточно сильное неприятие. С другой стороны, есть румынский фактор, и церковно-историческая ситуация там очень непростая. В Молдавии есть параллельные православные юрисдикции, но здесь отношения с Румынской церковью сохранены. И долгое время молдавское государство давало преференции именно Молдавской православной церкви Московского патриархата как церкви большинства. Прежде всего по политическим причинам, поскольку это основная часть избирателей, и государству не хотелось с ними ссориться», – отметил политолог. «Позиция митрополита Владимира в отношении молдавской государственности всегда была очень осторожной. Сейчас он тоже не хочет позиционировать Молдавскую церковь как связанную с Москвой, но и уходить от РПЦ ни он, ни верующие не хотят. Поэтому приходится маневрировать», – отмечает Макаркин.
При этом, продолжает собеседник «НГР», вряд ли в Кишиневе в ближайшее время будет возможен «украинский сценарий» отделения национальной церкви от РПЦ. «Государство, во всяком случае пока, не выдвигает таких требований. Там другая ситуация, и она сложнее для сторонников максимального сближения с Западом. Даже сама Майя Санду, которая была бы не прочь, чтобы Молдавия вступила в НАТО, заявила, что не может это сделать, поскольку население против. Непонятно, что будет дальше, в частности, на президентских выборах в 2024 году, кто выиграет и какой будет расклад. Более того, в Молдавии нет запрета и на пророссийские партии, в частности, социалистов Игоря Додона и коммунистов Владимира Воронина, среди которых большинство последователей Молдавской православной церкви. Запрещенная в стране партия «Шор», кстати, не была особо тесно связана с Кишиневской митрополией. А гагаузы, чьим лидером стала сейчас Евгения Гуцул, негативно относятся к сближению с Румынией и ориентированы на Россию. Поэтому молдавское правительство не может так сильно давить на церковь, как это делают украинские власти», – заключил эксперт. n