Фото агентства городских новостей "Москва"
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) переосмыслил знаменитую историософскую концепцию, аккуратно переведя ее из политической в исключительно духовную плоскость. Митрополит прокомментировал на телеканале «ВГТРК – Псков» проходившую в Спасо-Елеазаровском монастыре конференцию «Москва – Третий Рим». Форум собрался в восьмой раз, однако в этом году был юбилейным – 500 лет назад в стенах именно этой обители было написано послание монаха Филофея великому князю Московскому Василию III. В послании прозвучала (впрочем, концептуально не впервые) идея преемственности Русского государства Риму времен Христа – через Византию, к тому времени погибшую под ударами мусульман. Москва в XVI веке была объявлена центром христианского мира.
Но не только круглая дата дает повод обратить внимание на конференцию. Важен контекст нынешнего не вполне спокойного времени вкупе с многочисленными смыслами, порожденными концепцией «Третьего Рима». Ведь послания Филофея князю тоже были навеяны ожиданиями конца времен. Вот почему, кстати, монах считал, что четвертому Риму «не бывать».
«Очень часто эта мысль воспринимается вульгарно, – обратился к псковским телезрителям митрополит Тихон. – Вот, мы самые лучшие, самые великие, все остальные ничтожны и так далее. Ничего близкого никогда не было и нет в этой идее. В те времена, 500 лет назад, Русь была единственным государством, свободным от внешнего управления. Она была, как сейчас говорят, единственным православным суверенным государством. И именно это бремя – и сохранения православия, и поддержки других православных народов – было заложено в идее старца Филофея».
«Сегодня мы не говорим, что только мы одни сохраняем православие, – продолжил Шевкунов. – Нет, конечно, это не так. Есть православные народы, православные церкви в других странах и на других континентах». Митрополит не развивает свою мысль, однако его слова подводят слушателя к актуальному контексту: противостояние РПЦ с некоторыми греческими церквами, а также распространенная привычка представителей Московского патриархата проповедовать исключительность цивилизации, порожденной русским православием.
По Шевкунову, исповедание Россией православной веры – не причина для гордыни, а «тяжкий крест», и «мы должны отвечать в первую очередь сами за себя». «Вот это важнейшее наше послушание», – подытоживает митрополит, тем самым нивелируя многочисленные политические спекуляции, которыми за полтысячелетие обросла концепция Филофея, особенно в имперские периоды развития Русского государства, основы которого заложили Василий III и его отец, великий князь Иоанн III.
«Обсуждение вопросов об истоках российской государственности и ее конкретно-исторических формах на разных этапах развития, о древних и средневековых державах предшествующих эпох, о понятии translatio imperii, выраженном, в частности, в политеме «Москва – Третий Рим», – так заявлены задачи конференции в официальной презентации. Псковская епархия, похоже, становится важным местом, где формируются идеологические концепции и проекты, порожденные вызовами сегодняшнего дня, ответы на которые, по заведенной традиции, отыскивают в исторических штудиях. Ходят слухи, что Псково-Печерскому монастырю, главной обители в руководимой Шевкуновым епархии, собираются присвоить статус лавры.
Комментарий митрополита Тихона на телевидении не совсем согласуется с отзывами других участников конференции. Заместитель председателя Всемирного русского народного собора Константин Малофеев иначе встраивает тему форума в повестку дня.
«Мы сейчас говорим о том, что у нас в Конституции не хватает идеологии. Но она у нас есть. Она выработана 500 лет назад в знаменитом письме старца Филофея, насельника Спасо-Елеазарова монастыря. Эта концепция называется «Третий Рим». Третий Рим – это наша миссия. Это то, благодаря чему Россия сплотилась, стала при Иване Грозном многонациональным государством, потом при Петре I – империей. И, наконец, той Российской Федерацией, в которой мы сейчас живем», – написал Малофеев в соцсетях.
Оппоненты Московского патриархата в православном мире и в наши дни используют формулу Филофея для того, чтобы упрекнуть Россию в экспансионистских устремлениях, а РПЦ – в сослужении этим предполагаемым государственным задачам. Прежде всего идеологема XVI века ожидаемо раздражает епископа Второго Рима, Константинопольского патриарха Варфоломея. В декабре 2022 года он в очередной раз упрекнул Московский патриархат в национализме (как выражается Варфоломей, «этнотрайбализме»). Патриарх считает, что эта политика «направлена на отторжение славянских верующих от матери-церкви (то есть Константинопольского патриархата. – «НГР») и продвижение Москвы как Третьего Рима».
По мнению Варфоломея, подчиненное положение РПЦ усугубилось в период СССР. Действительно, есть предположения о планах Сталина создать в Московском патриархате что-то вроде «православного Ватикана», который будет способствовать доминированию Советского Союза в Восточной Европе. Основанием для таких версий служат свидетельства вроде статьи патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) в «Журнале Московской патриархии» (№ 2 за 1944 год) под названием «Есть ли у Христа наместник в Церкви?». «Пожалуй, не будет ничего нарушающего описанный ход развития церковной жизни и неприемлемого и в том, если бы и всю вселенскую земную Церковь когда-нибудь возглавил тоже единый руководитель или предстоятель в качестве, например, председателя вселенского Собора, но, конечно, не наместника Христова, а только в качестве главы церковной иерархии; а также и в том, если таким возглавителем окажется епископ какой-нибудь всемирной столицы», – писал патриарх военного времени. Не исключено, что Сергий имел в виду столицу СССР.
Однако в недавнем прошлом в РПЦ были попытки переосмыслить концепцию «Третьего Рима», лишить ее негативных коннотаций. Заметную попытку деполитизировать идею 500-летней давности в июле 2019 года предпринял тогдашний председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев). «Я не считаю, что мы сегодня можем использовать концепты, которые сложились много веков назад и отражали определенную историческую реальность, но вряд ли применимы к сегодняшней реальности, – заявил митрополит на телеканале «Россия-24». – Если мы посмотрим на воцерковленность нашего населения, то мы не можем сказать, что абсолютное большинство нашего православного населения является воцерковленными людьми». «Я думаю, что это гораздо более важная задача, чем любые рассуждения о Третьем Риме и о роли Москвы как центра христианства», – отметил Алфеев. Его слова «для нас христианство – это не феномен прошлого, а феномен настоящего и основа для будущего» во многом перекликаются с нынешним выступлением Шевкунова на ту же тему. Пересекается с увещеваниями Тихона не поддаваться гордыне и утверждение Илариона, что приверженность России христианству «не повод для триумфализма, как и для создания геополитических теорий, которые могут при определенном дуновении ветра рассыпаться, как карточный домик».
Даже в исторической перспективе концепция «Третьего Рима» имела сложные корни и не вполне однозначные цели. Доктор исторических наук Руслан Скрынников в одноименной книге утверждал, что идею преемственности Москвы христианским империям античности и раннего Средневековья великому князю Ивану III внушили представители папы Римского и властителей Венеции, для того чтобы устроить его брак с Софьей Палеолог, которая нашла убежище в Италии, и склонить московского государя к союзу против османов. Далее историк прослеживает, какую сложную эволюцию претерпела эта идея на протяжении десятилетий правления Ивана III и его сына Василия III, когда двор московских государей находился в сложных и противоречивых отношениях с европейскими дворами, и как концепция менялась в соответствии с изменениями государственной и церковной политики Московского государства. Только спустя много лет она стала почти синонимом обособленности России.
Сложность геополитических построений на основе архаичных концепций усугубляется еще и сложным национальным составом современной России, что объясняется опять же ее имперскими традициями. Скажем, мусульмане склонны видеть истоки сильной централизованной государственности не столько в византизме, сколько в ордынском влиянии, случившемся еще до гибели Византии.
И здесь тоже есть круглая дата. 31 мая в Московском исламском институте прошел круглый стол на тему «К 800-летию битвы на реке Калке. Взгляд сквозь столетия». «Золотоордынский период является важной вехой в истории России, с которой в отечественной науке принято связывать не только вассальную зависимость Руси от Золотой Орды, но и этапы собирания русских земель, становления российской государственности, формирования России как полиэтничного и поликонфессионального государства», – написал первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухутдинов в статье «В битве на Калке родилась Россия». Для многих граждан России битва на Калке, наоборот, воспринимается как национальная трагедия, подобная битве при Косово для сербов. Соответствующим образом прокомментировали 800-летнюю дату, выпавшую на последний день мая, представители Московского патриархата.
комментарии(0)