0
12174
Газета Печатная версия

20.12.2022 17:11:00

Российские конфессии станут зачетными

О возможных проблемах на пути нового предмета в студенческие аудитории

Тэги: президент россии, владимир путин, конфессии, православие, ислам, иудаизм, буддизм, студенты, указ, школа, религиоведы, мнение, патриарх кирилл, высшее образование, история религий, традиционные ценности


президент россии, владимир путин, конфессии, православие, ислам, иудаизм, буддизм, студенты, указ, школа, религиоведы, мнение, патриарх кирилл, высшее образование, история религий, традиционные ценности История религий не должна, как когда-то научный атеизм, стать элементом госидеологии. Фото Рафика Гафурова/ТАСС

Российское студенчество ждет подобие того эксперимента, который был проделан над школьниками, изучающими основы религиозных культур и духовно-нравственные традиции народов России. Только в вузах эти знания будут преподноситься в более академичной манере и их намерены встроить в курс истории. Предмет, вероятно, будет комплексным, а не вариативным, как в школе, где каждый ученик выбирает один из нескольких конфессиональных модулей. Произойдет формирование вузовского курса истории религий по поручению президента Владимира Путина. Опрошенные «НГР» религиоведы отнеслись к этой идее в общем-то положительно, только предостерегают от того, чтобы новый предмет «назначали формировать мировоззрение».

Путин поручил Министерству науки и высшего образования совместно с Межведомственной комиссией по историческому просвещению, ассоциацией «Российское историческое общество» и при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в образовательные программы высшего образования учебного курса (модуля) «История религий России», сообщает официальный сайт Кремля. Проект будет реализовываться в рамках целой серии поручений, в частности объединения курсов истории России и всемирной истории.

Эта инициатива стала результатом встречи президента с историками и представителями традиционных религий РФ. Тогда патриарх Московский и всея Руси Кирилл взял слово и изложил свои жалобы на пренебрежение к церкви в образовательных программах. «Ведь кто такие были патриархи: рядом с царем всегда сидели, царь и патриарх. История России – государства – и история церкви настолько были тесно переплетены, что разорвать невозможно, а сейчас в учебном процессе разорваны. Человек, изучающий историю России, по касательной что-то слышал о патриархе Никоне, еще о чем-то», – посетовал глава РПЦ. То ли Кирилл был услышан на этой встрече, то ли он обладает умением предугадывать большие замыслы руководства страны. Прошло чуть более месяца – и последовало поручение президента.

Однако это вовсе не означает, что проект будет реализован именно так, как видится патриарху. Примеры известны – основы религиозных культур для школьников. Этот предмет в ходу уже десятилетие, но церковникам он все еще кажется несовершенным. Учитывая усугубляющуюся тенденцию к ренессансу идеологии в российском образовании, появляются опасения, что и курс истории религий в вузах будет либо политически, либо клерикально ангажирован. Не займет ли модуль ту же нишу, которую занимал в контексте марксистско-ленинских общественных наук научный атеизм в университетах и институтах СССР?

«Против курса «История религий России» я ничего не имею, – сказал «НГР» доктор социологических наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения ЛГУ им. А.С. Пушкина Михаил Смирнов. – Другое дело, что неясно, как это будет включаться в действующие образовательные программы, за счет чего? Там ведь свои нормы по модулям и часам. Но я понимаю, что если строго потребуют, то бюрократическими инструментами все будет устаканено. А вот контент учебной дисциплины – это уже интересно. Будет ли профилизация или это единообразный курс для всех? Вы про научный атеизм вспомнили – там профилизация была (будущим медикам, педагогам, агрономам и другим преподавали с учетом их основной специальности)».

«Да, было бы хорошо ввести в вузах, коль уж речь идет о необходимости преподавания каких-то общих гуманитарных курсов, преподавание истории религии России, – считает доктор философских наук, религиовед Екатерина Элбакян. – Но подача материала в данном курсе, на мой взгляд, должна быть строго научно выверенной, объективной, без аксиологической «нагрузки» и вообще без оценочных суждений (по типу «плохая» или «хорошая» религия). И рассказ о каждой религии и религиозном направлении должен быть четко и единообразно структурирован, например: вероучение, культовая практика, организационные структуры, история данной религии или религиозного направления, ее социальная роль (взаимоотношение с государством и обществом). Другое дело, что количество часов (объем материала), конечно, будет разным для описания исторических религий и новых, имеющих еще краткую историю».

«Главное, что все «религии России», обозначенные в преамбуле федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» – заемные, не автохтонные, – отметил, в свою очередь, Смирнов. – Могут, конечно, предложить демонстрацию того, что россиефицированные варианты этих религий – самые правильные.

Но скорее всего до контента дело не дойдет, все сведется к административным процедурам. Иными словами, я позитивно воспринимаю саму идею повышать у студентов уровень научных знаний о религиях. Но реалистично представляю, какими способами будет вводиться (если до этого дойдет) данный предмет».

Элбакян ждет от предполагаемого курса «отсутствия мировоззренческо-идеологической нагрузки и, напротив, исключительно объективной подачи структурированного и внеоценочного материала (упорядоченные исторически обоснованные факты и современное состояние) независимо от личных симпатий/антипатий и личного мировоззренческого выбора преподавателя и студентов». «Тогда этот курс оказывается вне мировоззренческих пристрастий и политических клише (имею в виду клерикальную политику) и будет реально вести к формированию у студентов толерантности на основе полученных знаний, а не нетерпимости к «инаковости» на основе мировоззренческих стереотипов преподавателя или кафедры, факультета, вуза и т.д.», – говорит религиовед.

«Учебник, конечно, конфессиональным быть не должен, но все же интересно: будут ли привлечены специалисты из основных конфессий?» – задал открытый вопрос заместитель управделами Московской патриархии и активный церковный блогер епископ Савва (Тутунов), комментируя в соцсети новость о поручении президента.

«Я думаю, что исходя из изложенного мною выше подхода привлечение религиозных организаций к написанию учебников и составлению программ совершенно излишне, так как они должны быть написаны и подготовлены учеными-религиоведами, которые, безусловно, в случае возникающих у них конкретных вопросов всегда могут проконсультироваться с представителями тех или иных религиозных организаций», – считает Екатерина Элбакян.

С коллегой согласен и Михаил Смирнов: «Тревожит, что подключат конфессионалов – тогда эффект будет негативный, обернется девальвацией учебной дисциплины. Да и религий...» «И есть риск, что, как и теологию, этот предмет назначат «формировать мировоззрение», – предупредил эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
657
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
1518
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
4044
Об императивном мандате размышляют во всех партиях

Об императивном мандате размышляют во всех партиях

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Инструмент для отзыва нелояльных депутатов пригодится и власти, и оппозиции

0
3095

Другие новости