Когда-то борцы с ювенальной юстицией выступали заодно с РПЦ. Фото РИА Новости
У РПЦ трудные отношения с «православной общественностью». Со светскими либералами все понятно – это открытый оппонент. А с правой оппозицией куда сложнее. Она то демонстрирует подчеркнутую солидарность с мнением священноначалия, то обрушивается на это же священноначалие с такой резкой критикой, какая либералам и не снилась.
В доковидную эпоху руководство РПЦ при помощи подконтрольных ему праворадикальных группировок демонстрировало власти свою влиятельность. Одним из ведущих амбассадоров церкви на национально-патриотической поляне был протоиерей Димитрий Смирнов (скончался в 2020 году). Как глава Патриаршей комиссии по делам семьи он работал с активистами, озабоченными семейной политикой и демографическими вопросами. Ему удавалось весьма успешно дирижировать ситуацией и добиваться от общественников нужных для церкви результатов. При помощи всевозможных объединений из православных родителей и многодетных матерей и отцов священнослужитель пролоббировал многие важные для церкви законодательные инициативы. В частности, ужесточение законодательства об абортах и различные государственные меры по поддержке семей с детьми и семейному устройству детей-сирот. Однако, когда Смирнова не стало, «порвалась цепь великая», связывающая антиювенальное сообщество с РПЦ. То, что было по факту на ручном управлении, пустилось в свободное плавание. И новое поколение синодальных чиновников уже не смогло его остановить.
Перемены были стремительными, ускорил их ковид. Уже на протестах против QR-кодов околоцерковные движения вроде «Сорока сороков» и «Иммунного ответа» нарастили аудиторию в десятки тысяч человек. А нынешний протест против государственного сбора биометрических данных и против «замедления темпов спецоперации» объединяет благодаря сети уже сотни тысяч участников. Ресурсы наподобие РИА «Катюша», портала «Иван-чай» или Telegram-канала «Оставьте нас в покое» Александры Машковой-Благих долгое время были вне поля зрения и священноначалия, и церковной интеллигенции, которая по старинке ворчала про «тупость» телеканала «Спас» и сталинистский душок «Русской народной линии». Теперь же оказалось, что если патриоты-старики просто из года в год пишут свои колонки и вечно ищут спонсоров, то правые радикалы нового поколения способны вывести народ на улицы. Причем открыто хвастаются, что скоро «выведут на площади больше людей, чем Навальный». И с деньгами у них проблем нет – есть и спонсоры из числа олигархов, и работающая система краудфандинга. До 1 марта с.г. была и собственная платформа для онлайн-голосований и составления петиций в органы власти СitizenGO – американский проект, праворадикальный аналог Change.org.
Изменился не только масштаб – трансформировался и месседж правой оппозиции. В отличие от православных патриотов старой формации новые правые не ассоциируют себя напрямую с РПЦ и даже с Россией. В ряде случаев они говорят, что СitizenGO – это «международная католическая платформа». Ее представители регулярно появляются на церковных общественных и медийных площадках, но демонстрируют при этом свою независимость от патриархии и оппозиционность к российской государственной власти. Это уже совсем не те «гвардейцы кардинала», знакомые нам по 1990-м и нулевым годам, а некий новый нарождающийся «правоконсервативный интернационал», без видимого руководства, со сложной структурой и прогрессивными технологиями управления массами.
Яркая фигура в этом «интернационале» – блогер Александра Машкова-Благих, до недавнего времени координатор CitizenGO в России. Вместе со своим компаньоном Павлом Парфентьевым, председателем международной общественной организации «За права семьи», Машкова некоторое время считалась членом общественного совета при Патриаршей комиссии по делам семьи. Ее тексты и интервью встречаются на разных православных ресурсах, включая «Русскую народную линию» и «Православие.ру». В 2020–2021 годах она вела программу «Оставьте нас в покое» на телеканале «Царьград». Теперь через Telegram-каналы «Оставьте нас в покое» и «Иммунный ответ» Машкова в ежедневном режиме собирает средства и на обмундирование для военных, и на покупку домов многодетным матерям, и на адвокатов по делам о «ювенальной юстиции». Она выступает против любого ограничения родительских прав со стороны государства, против «принудительной вакцинации», пресловутого законопроекта о семейном насилии, пропагандирует перевод детей из государственных школ на семейное обучение.
20 лет назад ныне покойный протоиерей Всеволод Чаплин в частных беседах говорил, что такие люди необходимы церкви, чтобы показывать государству «наш звериный оскал». Теперь же «оскал» правых общественников увидела сама церковь, которую «новые правые» хотят «избавить» от «предателей в рясах», «пятой колонны». Под лозунгами борьбы за церковные ценности Машкова-Благих и ее сторонники занялись зачисткой церковного пространства от «ювенальщиков».
Так, в ноябре-декабре с.г. одним из объектов критики со стороны Машковой-Благих и ее соратников стала семья священника Александра Дягилева, председателя Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербурской епархии РПЦ. Поводом для кампании против семьи клирика послужило участие его супруги, семейного юриста Любови Дягилевой в судебном процессе по вопросу о восстановлении в родительских правах жительницы Калининградской области Олеси Романцевой.
Олеся – биологическая мать 10 детей. В отношении двух старших она была лишена родительских прав в 2005 году, дети были усыновлены. В 2019 году по заявлению матери пятеро старших детей были помещены в социальный приют, а трехлетний сын и две новорожденные девочки – в дом ребенка. В 2020 году трое младших детей были взяты на воспитание приемными семьями.
Мать в августе 2021 года при поддержке «православных волонтеров» обратилась в суд и потребовала встреч с младшими детьми и возврата старших детей домой. Чтобы подтвердить наличие у Романцевой жилищных условий, Машкова-Благих через свои Telegram-каналы организовала сбор средств «на приобретение дома для мамы Олеси». Дом был куплен, некоторые дети уже возвращены Романцевой.
Семья Ивановых, воспитывавшая приемных девочек-двойняшек с семимесячного возраста, отказала Романцевой во встречах с дочками, так как сочла данную ситуацию опасной для детей, и потребовала от суда назначения психологической экспертизы. Юрист Дягилева выступила на стороне опекунов, а не биологической матери, поскольку, согласно материалам дела, Романцева якобы имеет личностные расстройства, в прошлом не заботилась ни об одном из детей должным образом. Она и один из ее сожителей были судимы за избиение старших детей. Кроме того, Романцева якобы передавала детей в социальные учреждения добровольно, а не «под давлением опеки», как утверждают Машкова-Благих и ее сторонники. Младшие девочки не видели биологическую мать с месячного возраста. Разлучение с ними, по мнению Ивановых, нанесет детям колоссальную травму, и без оценки вредного влияния на детей с помощью психолого-педагогической экспертизы выносить решение о встречах с матерью или о возврате ей детей нельзя.
Резонансное дело о малышах из Калининграда раскололо церковное сообщество. Машкова-Благих и ее соратники обвиняют Дягилеву, а заодно и ее мужа-священника, в «отступлении от православия», «противодействии традиционным ценностям», в «разлучении матери с детьми» и «ювенальщине». Страницы Дягилевой в соцсетях систематически покрываются бранью и оскорблениями. Борцы с «ювенальщиной» жалуются на Дягилевых в Патриаршую комиссию по делам семьи и в Санкт-Петербургскую митрополию как на «врагов семьи, засевших в РПЦ».
По словам Дягилевой, защита семьи в данном случае – это защита Ивановых и их приемных дочерей от необдуманных действий посторонних взрослых и манипулирования извне. За семью Ивановых и их юриста уже вступился архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим (Мелконян). «С семьей Ивановых я знаком лично, ситуацию знаю изнутри, – сообщил он автору статьи. – Эта семья взяла на себя подвиг заботы и воспитания детей, брошенных их биологической мамой на произвол судьбы. Мама вспомнила о том, что у нее есть дети, только после того, как на эту ситуацию обратила внимание какая-то общественная организация, по-моему, «Иван-чай». К сожалению, эта и ряд других общественных организаций, поддерживающих биологическую маму, сделали из детей повод для собственного пиара. Интересы детей на первом месте не стоят, если вообще они имеют значение для матери без поддержки этих организаций».
По мнению архиепископа, Машкова-Благих и ее соратники извращают православное учение о семье, когда абсолютизируют права биологической матери и предлагают «забыть» о том, что она не заботилась о детях и била их: «Православие – это не архаика, а здоровая консервативность. Миф о том, что церковь якобы защищает право бить детей, распространяют СМИ и организации, имеющие определенную направленность». Оправдывать биологическую маму в ущерб интересам детей преступно: «Есть воспитание, а есть издевательство. Если родитель наказал ребенка с любовью, то он сам потом плачет с ним, переживает. Шанс на исправление человеку всегда нужно давать, но не все воспринимают эту возможность как шанс и начинают злоупотреблять этим». По поводу «Иммунного ответа», «Оставьте нас в покое» и CitizenGO позиция Серафима однозначна: «Эти движения прикрываются поддержкой православной церкви. Но я не знаю ни одной православной церковной организации, которая бы их поддерживала. По крайней мере, в Калининградской области точно таких нет».
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Феодор Лукьянов также подтвердил автору статьи, что, вопреки домыслам, он не работает с Машковой-Благих: «В состав нашей комиссии, а также в состав экспертного сообщества, регулярно работающего с Комиссией, представители движений «Иммунный ответ» и CitizenGo не входят, какое-либо сотрудничество с ними не осуществляется».
Профессор НИУ ВШЭ Леонид Поляков, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, отмечает, что Машкова-Благих, Парфентьев и сообщества, сложившиеся вокруг платформы CitizenGO, «успешно паразитируют на трендах российской политики». При этом «их понимание традиционных ценностей является в большей степени американским, нежели российским». «Де-факто они являются типичными американскими правыми либертарианцами, – говорит Поляков, – отсюда их социал-дарвинизм, принципиальная оппозиционность по отношению к государству, абсолютизация прав биологических родителей и радикальное антиваксерство». «Декларируемый союз РПЦ с этими движениями, конечно, – это нонсенс. На платформе CitizenGO размещены петиции антироссийской направленности. Эта организация открыто заявила о том, что «осуждает российское вторжение в Украину». И с ними иметь любые дела для нормального российского гражданина невозможно», – считает эксперт.
комментарии(0)