Первенствующий епископ российских пятидесятников Сергей Ряховский известен своими патриотическими выступлениями. Кадр из видео с канала «Информбюро Спектр» на YouTube
Большой шум наделала история со статьей помощника секретаря Совета безопасности РФ Алексея Павлова, где говорится о необходимости «десатанизации» Украины. Реакция Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и Российского еврейского конгресса привела к тому, что секретарь Совбеза Николай Патрушев печатно извинился за написанное его подчиненным. Еврейскую общину России возмутило, что Павлов отнес к «сатанистам» и «сектантам» любавических хасидов. Между тем к этому течению иудаизма принадлежит и руководство ФЕОР. Правда, как сообщают СМИ, сам Павлов признался в осведомленности о принадлежности главного раввина Берла Лазара к хасидам движения «Хабад-Любавич», но давать более развернутый комментарий отказался.
Между тем в тени бурного, но скоротечного разбирательства с еврейской общиной осталось незамеченным, что помощник секретаря Совбеза причислил к «сектантам» и врагам России другие религиозные течения, представленные в нашей стране. Они имеют официальную регистрацию, а некоторые заседают в межрелигиозных советах различного уровня и в Общественной палате. В статье Павлова, в частности, упомянуты пятидесятники и неоязычники.
«В пабликах и религиозных кулуарах спорят, просто ли невежественен в вопросах религиоведческих товарищ генерал или это мнение ведомства, в котором он служит, – сказал «НГР» епископ Российского союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константин Бендас. – А не все ли равно? Высокопоставленное лицо на страницах крупного СМИ излагает недостоверную информацию, бросающую тень на уважаемые религиозные течения, едва не причисляя их к сатанинским культам. И это не вырванные из контекста фразы, не случайные реплики, не инсинуации нечистоплотных интервьюеров-провокаторов. По характеру интервью видно, что это отредактированный, кабинетный текст, а не надиктованный журналисту, что называется, на бегу. Да и позиция Алексея Анатольевича не предполагает спонтанных и непродуманных действий без предварительного анализа последствий, а возможно, и согласований». «Брошена тень не только на любавических хасидов, но и на евангельских христиан-баптистов, к которым относится упомянутая в интервью церковь «Слово жизни», и на христиан веры евангельской (пятидесятников), последователей вероучения которых в мире, между прочим, насчитывается около 700 млн человек», – добавил епископ.
«Представленная заметка, безусловно, направлена на широкую «профанную» аудиторию, не разбирающуюся в вопросе и заряженную конспирологическими идеями», – в свою очередь, прокомментировал текст представителя Совбеза исследователь неоязычества, руководитель лаборатории религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (Калининград) Роман Шиженский. «НГР» попросили эксперта оценить отождествление политеистов с сатанистами, которое Павлов делает на том основании, что элементы неоязычества отмечаются в идеологии признанного террористическим и запрещенного в РФ нацбатальона «Азов».
«Предлагаемый фактический материал давно известен и не представляет собой ни информационной, ни научной значимости. Неоязычество развивается в Украине с начала ХХ столетия, о чем неоднократно писали и украинские исследователи, и их российские коллеги. Сегодняшняя «азовская вариация»: синкретика татуажа из рун, казачков, онимов божеств и антропоморфных козликов плюс синкретика сакрального пространства в виде идолов Перуна и мест под шабаши – в первую очередь порождение идеологической, политической машины Украины и только потом – религиозной», – пояснил эксперт. «При этом надо учитывать тот факт, что подавляющее большинство поклонников Перунобафомета примкнули к культу исключительно для решения собственных проблем – желания относить себя к касте избранных, отличных от основной массы населения. Грубо говоря, у 90% «ридновиров» извращенная форма язычества плюс сатанизм, и сводится все лишь к «телесной синеве» и заученному месту во время факельного шествия», – добавил Шиженский.
«Как я неоднократно отмечал, современное язычество крайне неоднородно, не имеет единых законов развития не только в масштабах страны, но и в масштабах области, одного крупного города. Каждое конкретное объединение выбирает свой путь, разыгрывая ту или иную мировоззренческую карту. Отсюда и наличие сотен вариаций, включающих комбинации с иными «традициями». В целом же отождествление нового язычества и сатанизма невозможно. Хотя оба явления – яркие образчики новых религиозных движений», – считает эксперт.
Шиженский обращает внимание на то, что среди патриотически ориентированных групп в Донбассе немало последователей неоязычества. «Интересно, как бы восприняли идею языческого проекта «анти-Россия» многочисленные бойцы-родноверы российских ЧВК, регулярных воинских формирований, участвующих в защите Донбасса начиная с 2014 года? Наши интервью с воинами, большое количество «засветов» языческой символики участников военной спецоперации на центральных телевизионных каналах не позволяют говорить об эксплуатации рассматриваемого мировоззрения исключительно Украиной. Я бы сказал: наоборот, именно язычники, а не поклонники синкретических симулякров представлены в Российской армии в зоне конфликта», – сказал эксперт.
«Пожалуй, таких антисектантских наветов от высокопоставленных государственных лиц мы не слышали со времен обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева, – отметил Бендас. – Но для тех времен это было достаточно логично, закон государства гласил, что первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолическая восточного исповедания, а император – верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия. Прочие именовались инославными или клеймились как зловредные секты. Кстати, когда в 1905 году в апреле был провозглашен указ «Об укреплении начал веротерпимости», а к октябрю того же года высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», отчасти уравнивавший в правах различные вероисповедания, Победоносцев был уволен с поста обер-прокурора и члена комитета министров».
«Подобные действия вкупе с другими дискриминационными по отношению к некоторым религиозным конфессиям, которые мы регулярно фиксируем последние годы в нашей стране, способны привести к нарастанию межрелигиозной розни и не служат консолидации общества, о чем неоднократно говорил в своих выступлениях президент Российской Федерации. И одного начальственного извинения недостаточно для их дезавуирования, нужен комплекс мер», – считает протестантский епископ.
В свою очередь, Шиженский склоняется к тому, что «масштабная охота на ведьм в случае родноверия невозможна в силу упомянутого уже отсутствия в движении единого центра, лидера, мировоззренческой платформы». «Попытки договориться с властью, заявить о себе, предпринимаемые некоторыми языческими общинами в 1990-е годы, закончились ничем, и в настоящее время большая часть объединений предпочитает не афишировать свою деятельность, ведет полузакрытый диаспоральный образ жизни, стараясь минимизировать контакты с внешней средой», – добавил эксперт.
Однако не все религиозные движения, отличающиеся от доминирующего в России исповедания, готовы вести полузакрытый или, того хуже, подпольный образ жизни. Они надеются пользоваться всеми конституционными правами и любые попытки подвергнуть сомнению, даже косвенно, эти правовые нормы воспринимают с нарастающей тревогой. n
комментарии(0)