Принц Чарльз стал королем Великобритании сразу после кончины Елизаветы II и одновременно возглавил Церковь Англии и Церковь Ирландии. Впрочем, согласно догматам, главой Церкви все-таки считается Христос. Для британских монархов есть термин supreme governor, то есть верховный руководитель церковной организации.
Однако номинальные владения короля включают в себя не только те территории, где англиканство представляет собой доминирующую христианскую конфессию. 10 сентября состоялась официальная церемония провозглашения королем Карла III (не путать с коронацией, которая пройдет еще не скоро). В этот день в тронном зале Сент-Джеймсского дворца в Лондоне представителями высшего руководства была подписана прокламация, а сам монарх произнес клятву. «Я, Карл III, Божией милостью король Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, равно как и других моих владений и территорий, защитник веры, твердо обещаю и клянусь, что буду неукоснительно сохранять и поддерживать устроение истинно протестантской религии, как установлено законами, написанными в Шотландии», – объявил новый король. Фраза про шотландский протестантизм требует пояснения.
К тому моменту, когда независимое Королевство Шотландия в 1707 году было присоединено к Англии, там существовала собственная протестантская церковь, в основе вероучения и устройства которой были положены принципы кальвинизма. Поскольку в отличие от некоторых кальвинистских течений в Церкви Шотландии сохранилось священство, она получила название пресвитерианской – от слова «пресвитер» – «священник». По условиям англо-шотландской унии монархи объединенного королевства обязались не посягать на независимость и устои пресвитерианской церкви. Король не руководит Церковью Шотландии, но направляет на ее собрания своего представителя.
Вроде бы церемониальная фигура речи, однако в наше время она может приобрести новое символическое значение. После смерти Елизаветы II возобновились обсуждения перспектив отделения Шотландии от Великобритании, так как существовала договоренность, что до конца жизни монархини эту тему не будут поднимать.
Во многих из 14 стран Содружества наций вообще нет государственной церкви. В своей клятве Карл III произнес еще одну традиционную фразу, которая также может быть наполнена обновленным содержанием. Британские короли называют себя «защитниками веры» (defender of the faith). Король Генрих VIII получил это почетное наименование от папы Римского, но потом строптивый самодержец рассорился со Святым престолом и учредил национальную церковь, во многом следующую католическим традициям, но формально протестантскую. После того как король переметнулся в стан врага, папа отнял это звание, но парламент Англии вернул его Генриху.
Что касается сегодняшнего дня, то Карл III может обновить смысл титула «защитник веры». Давно известно о его открытости разным религиозным традициям, причем далеко не только христианским. В бытность принцем Уэльским он покровительствовал индуистской, мусульманской и иудейской общинам Великобритании. Посещая страны, исторически связанные с британским политическим и культурным наследием, принц Чарльз демонстрировал уважение к местным верованиям. Прежде всего речь, конечно, идет об Индии и ее разнообразной и богатой культуре.
Нынешний король также проявляет большой интерес к православию, в том числе русскому. Правда, его симпатии в большей степени касаются Зарубежной церкви. Будучи в январе 2020 года, на пороге пандемии коронавируса, в Иерусалиме, он посетил Гефсиманский монастырь РПЦЗ. К слову, отец Карла III, принц-консорт Филипп, был крещен в православии и лишь перед браком с британской королевой принял англиканство. Сам новый король – почетный председатель британского общества «Друзья Афона».
Именно к этой склонности монарха воззвал патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда направил Карлу поздравление с восшествием на престол. «Мне памятны ваши неоднократные посещения храмов и монастырей в России и за ее пределами, когда вы имели возможность познакомиться с тысячелетним духовным наследием Русской церкви, – написал глава РПЦ. – Выражаю надежду, что проявленный вами в минувшие годы живой интерес к православию, в том числе и русской традиции, будет способствовать дальнейшему развитию добрых взаимоотношений наших народов, принадлежащих к единой европейской христианской семье».
В этом поздравлении обращают на себя внимание слова о «единой европейской христианской семье», к которой принадлежат Великобритания и Россия. Последние годы, до нынешнего обострения ситуации в Европе, консервативные религиозные лидеры возлагали надежды на повышение роли религий в определении судеб мира. Говорилось даже о «религиозной ООН». Сейчас, когда ощущается необходимость найти хоть какие-то пути соприкосновения России с западными странами, в словах патриарха можно расслышать предложение возобновить диалог на основе христианской культуры. Посмотрим, как проявит себя «хранитель веры» Карл III.
комментарии(0)