Епископ Алексей Новиков предлагает помнить о строке из 1-го послания апостола Петра, чтобы не стать предателем. Кадр из видео с канала «Страна свободы» на YouTube
В Российском союзе христиан веры евангельской (РОСХВЕ), одном из крупнейших объединений отечественных пятидесятников, пришли к выводу, что корпоративная солидарность важнее политических разногласий. Ранее два епископа сошлись в схватке по поводу отношения к специальной военной операции (СВО). Один из спорщиков, Алексей Новиков из централизованной религиозной организации с говорящим названием «Страна свободы», твердо встал на ультрапатриотические позиции. Его оппонент, Сергей Лавренов, назвал одобрение происходящего в Украине «моральным и духовным преступлением».
Новиков давно развивает в своих проповедях тему патриотического выбора российских христиан. Его выступление конца февраля с некоторой задержкой стало распространяться и наделало много шума. «Всех нас должно волновать, победит ли наша страна или проиграет, – обратился к верующим проповедник. – Это от Бога. Одно из имен Господа – Господь Саваоф, что значит «Воинствующий». Весь Ветхий Завет, включая Новый, говорит, что войны были всегда. Иногда Бог даже говорил, кому куда нападать». «Чтобы не заблудиться и не начать в своих рассуждениях занимать ту или иную позицию или стать предателем, нужно просто помнить это место Писания: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1-е Петра, 2:17), – продолжил Новиков. При этом он указывал на цитату из Нового Завета, которая была начертана на заднике сцены, с которой вещал епископ.
«Наша задача сейчас – поддерживать своего президента, поддерживать свой народ, не чужой! – восклицал он. – Нет ни одной войны, нет ни одного разрушения в городе, которые не попустил бы Бог. Прав будет тот, кто победит. Есть такое выражение: кто сильнее, тот и прав». Проповедник отметил, что беспокоиться о гуманизме надо было раньше, а теперь, после того как военные действия начались, следует просто выступать «за наших».
По следам этой проповеди в интернете развернулась дискуссия, в результате которой всплыл факт, что еще 20 мая к руководителю РОСХВЕ начальствующему епископу Сергею Ряховскому обратился епископ Сергей Лавренов, который указал, что на своих страницах в соцсетях Новиков разместил букву Z, полуформальный символ спецоперации в Украине. Впрочем, объяснение своей публикации Новиков дал довольно замысловатое. Он использовал не букву латинского алфавита, к тому моменту уже прочно ассоциирующуюся с происходящим на полях сражений, а символ «земля» исторического алфавита кириллицы и глаголицы. Будучи похожей на латинскую Z, старославянская буквица имеет еще хвостик. По мнению Новикова, это «главный защитный знак всех славян», предохраняющий от «проникновения темной силы». Надо сказать, довольно странное направление мысли для христианина западной традиции, больше подходящее для какого-нибудь неоязычника-родновера с оккультистским оттенком.
Конфликт двух епископов завершился примирением. 1 июля на официальном сайте РОСХВЕ появилось совместное обращение Лавренова и Новикова. В тексте говорится, что его авторы «не считают разномыслие грехом», а разница во взглядах может послужить недоброжелателям для поношения веры, и этого нельзя допустить. «Участие в общем Союзе церквей и ассоциаций с разным видением, структурным устройством и особенностями служения всегда было и остается сильной стороной РОСХВЕ», – пишут епископы. «Признаем, что мы, священнослужители различных религиозных организаций, можем придерживаться различных мнений относительно происходящих в мире общественно-политических процессов, причин войн и конфликтов и видим свое главное призвание в проповеди Евангелия всем сторонам всех противостояний, в помощи пострадавшим и нуждающимся вне зависимости от флагов и государственной принадлежности» – так завершается обращение.
«Конфликты, связанные с отношением к СВО, характерны сейчас для всего общества, и евангелики в данном случае не исключение, – считает заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – Власти, в частности силовики, ранее чаще всего связывали западное влияние с пятидесятниками и баптистами. Однако в целом это оказалось не так. Прозападную точку зрения озвучил только один религиозный лидер – уже бывший архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Дитрих Брауэр, который тем самым солидаризировался с патриотизмом немецкой ЕЛЦ и Германии. Помимо этого несколько пасторов поддержали Украину, в том числе из признанного в России нежелательным движения «Новое поколение».
Это исключение, которое подтвердило общую картину – никакие родственные и иные связи с Украиной не помешали пасторам остаться российским патриотами».
«Произошло это в силу того, что укоренение евангельских церквей состоялось уже давно, прежде всего для части баптистов в советское время, для новых церквей в 2000-е годы, – пояснил Лункин «НГР». – Протестанты во всех странах мира очень ярко и нарочито проявляют свой патриотизм, в Украине это, как хорошо видно, доведено до предела». «Евангелики – глобальное движение, где все общины более или менее похожи, и каждая церковь ищет свою национальную идею, заявляя о спасении страны, где она существует, – продолжил религиовед. – В России нарочитый патриотизм усилен стремлением хоть в чем-то походить на православие, страхом того, что обвинят в симпатиях к оранжевым революциям, в которых евангелики активно участвовали, а также естественным неприятием западных либеральных ценностей. Ведь все протестанты, кроме некоторых лютеран и методистов, – строгие сторонники библейской морали. Те пасторы, которые идут против этого общего евангельского патриотического порыва, как правило, теряют паству. Как отметил один пастор, отвечая на вопрос о патриотизме, «по своему мышлению и чувству Родины мы теперь не отличаемся от православного духовенства: тот же патриотизм, только форма другая».
В ответ на указание, что в эти дни мы наблюдали противоречия между епископами РОСХВЕ, Лункин отметил: «Часть служителей, конечно, оппозиционно настроены и полагают, что протестанты должны выступать за демократию и мир. Но такие служители теперь и в РПЦ есть». «Можно сказать, что протестанты быстро мимикрируют под настроения власти и общества, даже в большей степени и более последовательно, чем РПЦ», – добавил эксперт. «Я давно не встречал прямо прозападных протестантов в регионах. Пенза, к примеру, регион самых патриотичных евангеликов. Церкви «Живая вера» и «Церковь Божия», пятидесятники, помогают ЛНР и ДНР, работают с беженцами, баптисты и беженцев в церкви принимают, в том числе единоверцев, и уже оформляют некоторых раненых и вернувшихся с СВО военных, верующих своей церкви», – рассказал он. «Протестанты только больше, чем РПЦ, недовольны законами, неравенством конфессий и авторитаризмом власти», – добавил Лункин.
Религиовед упомянул о ситуации в Евангелическо-лютеранской церкви Европейской России. Драматическую эмиграцию архиепископа Дитриха Брауэра вскоре после начала спецоперации в Украине «НГР» описывала в номере от 23.03.22. Брауэр так и не удержался у кормила российской церкви. 7–9 июня в кафедральном соборе святых Петра и Павла прошли заседания внеочередного Генерального синода. По его итогам духовный лидер «в изгнании» лишился своего поста, для него было придумано звание архиепископа-эмеритуса. Напоминает звание папы-эмеритуса Бенедикта XVI, хотя Ратцингер ушел на покой в преклонных летах, а Брауэр – относительно молодой человек в расцвете сил. Новым архиепископом исторической церкви российских лютеран стал священнослужитель из Ульяновска Владимир Проворов.
комментарии(0)