Слабое здоровье вынуждает Франциска задуматься и о преемнике, и о механизме его избрания. Фото Reuters
Папа Римский Франциск «по настоянию врачей» отложил запланированную на 2–7 июля поездку в Демократическую Республику Конго и Южный Судан. Понтифик, как известно, страдает от артроза, его беспокоит боль в колене, на встречах с верующими и духовенством он появляется в инвалидной коляске.
Разговоров о том, что папа готовится уйти на покой по примеру своего предшественника Бенедикта XVI, после новости о переносе визита в Африку стало еще больше. Они и так не утихают после того, как понтифик назначил на конец августа экстраординарную консисторию. 27 августа в Ватикане 21 иерарх получит кардинальские шапки. А «экстраординарный» статус означает, что на консисторию приглашаются все кардиналы Римской церкви. Последний раз папа Франциск созывал такое собрание в феврале 2015 года.
Внимательные наблюдатели ватиканской жизни заметили, что на август запланировано посещение папой базилики Санта-Мария-ди-Коллемаджо в Аквиле. Казалось бы, рядовое событие. Но в этой базилике похоронен папа Целестин V – первый понтифик, подавший в отставку (еще в 1294 году). Журналисты и ватиканисты сложили два и два – консисторию и посещение церкви в Аквиле – и получили нужную сумму: готовящийся уход на покой. Вспомнили и то, что Бенедикт XVI бывал в той же базилике, правда за несколько лет до добровольной отставки.
Стоит сказать, что Бенедикт XVI этически упростил журналистам работу. После него рассуждать о выходе папы на пенсию не значит спекулировать на тему его смерти. Понтифик и после ухода на покой может жить и здравствовать. Да и сам Франциск в мае сказал итальянским епископам (вероятно, все-таки в шутку), что скорее подаст в отставку, чем согласится на операцию на колене.
Как бы то ни было, кардинал Оскар Андрес Родригес Марадьяга, координатор Совета кардиналов при понтифике, в интервью испанскому агентству EFE заявил, что готовящийся уход Франциска – фейк. Спекуляции на тему консистории и посещения базилики он назвал дешевой мыльной оперой. Поездку в Аквилу, сообщил Марадьяга, папа запланировал уже давно.
Соблазнительно думать, что Франциск, созвав экстраординарную консисторию, тут же объявит об отставке и запустит конклав – чтобы два раза всем не съезжаться. Но есть и более простой повод. 5 июня вступила в силу апостольская конституция Praedicate Evangelium, серьезно реформирующая Римскую курию. И понтифик, вероятно, просто хочет разъяснить кардиналам, как теперь будет работать куриальный механизм. По всей видимости, к концу августа будут объявлены уже и ключевые персональные перестановки в ватиканском аппарате. Реформу курии Франциск считал одной из главных задач своего понтификата. Пришло время «отчитаться», точнее, поставить всех перед фактом.
Критики папы Франциска считают, что он семь лет не созывал собрания всех кардиналов, потому что в феврале 2015 года, представляя на такой консистории контуры реформ, столкнулся с мощной оппозицией. Тогда он решил не слишком усердствовать в подобной соборности, употреблять, где нужно, власть, продвигать реформы вертикально.
Если придерживаться версии, что понтифик созывает кардиналов в Рим для подробной презентации Praedicate Evangelium, то вовсе не обязательно отметать мысль о возможной отставке. Пусть она случится и не в августе этого года. Ватиканская арифметика – занимательная наука. Как известно, выбирать нового папу на конклаве могут лишь иерархи моложе 80 лет. Сейчас в Коллегии кардиналов таковых 116. Из них 11 получили красные шапки от Иоанна Павла II, 38 – от Бенедикта XVI, 67 – от Франциска.
Из иерархов, которые станут кардиналами 27 августа, 16 могут голосовать на конклаве. Франциск получает, таким образом, 83 своих ставленников из 132. До конца года число выборщиков сократится – еще шестерым кардиналам исполнится 80 лет. Примечательно, что среди них – кардинал Марадьяга. В 2023 году еще для десятерых иерархов выйдет срок. В основном за это время «состарятся» те, кто становился кардиналами при Иоанне Павле II и Бенедикте XVI. Выборщиков будет 116. Из них назначенных Франциском – 79.
К чему может стремиться Франциск, понимая, что в декабре ему исполнится 86 лет, а здоровье, мягко говоря, подводит? Продвинуть в понтифики своего протеже, который продолжит дело реформ, либеральный – по церковным меркам – курс. Или же сделать так, чтобы кардиналы-единомышленники выбрали папу из числа тех, кто вызывает доверие. Для победы на конклаве кандидат должен получить две трети голосов. 79 человек из «фракции Франциска» – мощнейший фундамент. Не стоит забывать, что самого Хорхе Марио Бергольо выбирали папой назначенцы предыдущих понтификов – и многие продолжают его поддерживать.
Выбор новых кардиналов подтверждает, что Франциск продолжает следовать своей политике. Архиепископ Лос-Анджелеса Хосе Гомес (консерватор) шапку не получит, а епископ Сан-Диего Роберт МакИлрой (либерал) – да. Миланский и парижский архиепископы не будут кардиналами, а епископ Комо Оскар Кантони, архиепископ Марселя Жан-Марк Ноэль Авелин и даже спецпредставитель Ватикана в Монголии архиепископ Джорджо Маренго (ему всего 48 лет) – будут, потому что разделяют идеи папы Франциска в той или иной степени.
Электоральный механизм в Ватикане, конечно, работает непросто. Кардиналы-выборщики, каких бы взглядов они ни придерживались, подчас плохо знакомы друг с другом, редко встречаются. Пандемия радикально сократила число и без того редких прямых контактов, перевела их в онлайн-режим. Часто бывает так, что кардиналы знакомятся, приезжая на конклав. Именно там – а не заранее – и складываются фракции. Другими словами, нельзя заранее быть уверенным в том, что десятки кардиналов, назначенных за время понтификата Франциска, проголосуют дисциплинированно и «правильно».
Нельзя исключить и того, что сразу несколько сторонников реформ захотят руководить Римской церковью, станут растаскивать голоса. Амбициозен филиппинский кардинал Луис Антонио Тагле, префект Конгрегации (теперь – дикастерия) по делам евангелизации народов. Вероятный кандидат – госсекретарь Пьетро Паролин. И он, и Тагле довольно молоды, их победа означала бы полное доминирование либерального лагеря, который выбрал бы в таком случае понтифика лет на 15–20. То же самое можно сказать и про вероятное избрание кардинала Маттео Дзуппи, архиепископа Болоньи, в прошлом – миссионера и миротворца (он участвовал в урегулировании гражданского конфликта в Мозамбике). Дзуппи – любимец и единомышленник папы Франциска.
Не стоит забывать и про ганского кардинала Питера Тарксона. Он близок к Франциску, его уже не первый раз называют папабилем. От куриальных дел он отошел, причиной тому, видимо, стал закулисный конфликт амбиций, что на конклаве могло бы навредить «лагерю Франциска». Если же либералам придется, несмотря на все усилия действующего папы, искать компромисс с консерваторами, есть удобная фигура кардинала Кристофа Шёнборна, архиепископа Вены. Кардиналом его сделал Иоанн Павел II. При этом Шёнборна считают учеником Йозефа Ратцингера (он же Бенедикт XVI). И при этом во многих своих взглядах он близок к Франциску.
Экстраординарная консистория не обязательно обернется конклавом. Но она может стать удобной площадкой для того, чтобы кардиналы познакомились поближе, а соратники Франциска, «партийные организаторы», начали свою работу.
В 2023 году пройдет 10 лет со дня избрания Хорхе Марио Бергольо папой Римским. К тому времени у него будет чуть ли не «конституционное большинство» в конклаве, перестроенная по его мысли курия. Большую часть задуманных реформ он так или иначе запустил. А 10 лет – это два по пять. Те самые сроки, которые апостольская конституция Praedicate Evangelium определяет для работы руководству куриальных дикастериев. Это не намек. Но если папа все-таки надумает уходить на покой, 10-летие стало бы красивым поводом.
комментарии(0)