Председателем Духовного управления мусульман ДНР стал Рашид Брагин. Фото с сайта www.dan-news.info
Официальное признание Москвой Донецкой и Луганской народных республик и начало военной спецоперации России в Украине открыли новую страницу в истории ислама в Донбассе. Стало очевидно, что мусульманам ДНР и ЛНР предстоит пройти путь, по которому пошли мусульмане Крыма после 2014 года, а именно – интегрироваться в умму России.
Однако перед исламскими сообществами двух только что признанных Москвой народных республик встал вопрос: с кем конкретно объединяться, ведь мусульманское сообщество России само раздроблено. В той же Москве работают два межрегиональных муфтията – Духовное управление мусульман РФ (ДУМ РФ под руководством Равиля Гайнутдина) и Духовное собрание мусульман России (ДСМР, глава – Альбир Крганов). В итоге произошло негласное «распределение» между этими московскими муфтиятами мусульманских сообществ ЛНР и ДНР.
21 апреля на заседании Совета имамов ЛНР во главе с имамом Соборной мечети Луганска Эльдаром Гамбаровым было принято решение преобразовать это объединение в Духовное управление мусульман ЛНР, а Гамбаров был избран муфтием ЛНР. Еще 29 марта Гамбаров заключил в Москве на съезде Духовного собрания мусульман России соглашение о сотрудничестве и каноническом единстве с ним от имени Совета имамов ЛНР. То есть мусульманская умма ЛНР ориентироваться будет на ДСМР муфтия Альбира Крганова.
22 апреля в городе Шахтерске прошел учредительный съезд Духовного управления мусульман ДНР, которое было создано по лекалам региональных мухтасибатов ДУМ РФ (ДУМ ДНР даже стало именоваться Мухтасибатом Донбасса). В нем сохранился принцип двоевластия, существовавший в Духовном центре мусульман Украины. Есть пост председателя ДУМ ДНР (им стал Рашид Брагин) и мухтасиба (им избрали Рушана Таирова, работающего имамом в Соборной мечети Донецка и являющегося с 2018 года студентом заочного отделения Московского исламского института). ДУМ ДНР объявил о своем каноническом единстве с ДУМ РФ.
На сегодняшний день на территории Луганской народной республики насчитывается 10 мечетей. Еще одна мечеть находится в городе Северодонецке, который не занят войсками ЛНР. Муфтий ЛНР Эльдар Гамбаров уже объявил о готовности видеть ее имама Тимура Беридзе (он аджарец по национальности) в составе ДУМ ЛНР. На территории ДНР сейчас есть семь мечетей (в ДУМ ДНР вошли общины шести из них), а также четыре мечети в городах Мариуполь, Константиновка, Краматорск и Артемовск. Два последних еще не заняты войсками ДНР, но нетрудно догадаться, что они также будут интегрированы в состав ДУМ Донецкой народной республики.
Примечательно, что на территории Херсонской области Украины, занятой сейчас войсками России, мечети переходят под покровительство другого российского муфтията – ДУМ Крыма и Севастополя, позиционирующего себя как правопреемника Таврического магометанского духовного правления, чья юрисдикция охватывала как раз современную Херсонскую область (тогда ее южная территория входила в Таврическую губернию). Так, в мечети в поселке Новоалексеевка именно крымский муфтият провел ифтар, трапезу разговения, во время минувшего месяца Рамадана.
Традиционно мусульманская община этой части Восточной Европы была представлена поволжскими татарами, которые стали переселяться в Донецкий угольный бассейн с конца XIX века для работы в шахтах. Этот процесс получил массовый характер в 1920–1930-е годы, нашел даже отражение в татарском фольклоре (например, существует татарская народная песня «Шахта», исполняемая и поныне).
Вместе с этим переселением татар в Донбассе стал распространяться ислам. Поскольку переселение выпало на годы государственной антирелигиозной политики большевиков, строительство мечетей было невозможно, но позволило сформировать институт неофициальных татарских мулл в Донбассе. Благодаря этому уже в постсоветский период ислам в регионе обрел институциональные очертания.
23 сентября 1994 года был образован Духовный центр независимых мусульманских общин Украины (в 1999 году переименован в Духовный центр мусульман Украины), средоточием которого стал Донецк. В организационной структуре этого муфтията был заложен принцип двоевластия, где реальное влияние было у председателя президиума Рашида Брагина, родного брата Ахатя Брагина (1953–1995), компаньона олигарха Рината Ахметова, а муфтии регулярно менялись: в 1994–2000 годах им был Айса Хаметов, в 2000–2005-м – Сулейман Мухамедзянов (1928–2005), а с 2005 года – Руслан Абдикеев. В честь Ахатя Брагина в 1999 году в Донецке была построена соборная мечеть, получившая название «Ахать-Джами». Рашид Брагин попытался на почве ислама реализовать политическую карьеру, для этого была создана Исламская партия Украины (существовала в 1997–2005 годах), однако этот проект не дал результата Брагину, который с помощью партии планировал стать депутатом Верховной рады.
В 2008 году в Донецке с помощью украинского филиала международной организации «Братья-мусульмане» (в России признана террористической организацией и запрещена) – ассоциации «Альраид» – было создано Духовное управление мусульман Украины «Умма», которое в 2009 году возглавил Саид Исмагилов. До 2014 года в «Умму» входила 31 община, включая несколько мечетей в Донецкой и Луганской областях.
Кроме этого муфтията, в 2012 году имамом мечети города Макеевка Ринатом Айсиным было создано Всеукраинское духовное управление мусульман «Единение», которое многие справедливо считали филиалом Центрального духовного управления мусульман (Айсин в середине 1990-х годов учился в медресе в Уфе у Талгата Таджутдина).
Однако объективно оно не имело влияния дальше макеевской мечети.
Ситуация поменялась с образованием ДНР и ЛНР. Муфтий Саид Исмагилов встал на сторону Украины, переехал в Киев и потерял влияние в мечетях на территории народных республик. Ринат Айсин, напротив, поддержал образование новых государств, вскоре провозгласил себя муфтием ДНР, и в таком качестве его охотно принимали в России в 2014–2015 годы. Однако и в этот период его влияние дальше мечети в Макеевке не распространялось, в качестве своего муфтия остальные мечети ДНР его не признавали.
Определенную попытку консолидироваться в новых политических условиях мусульмане ДНР и ЛНР предприняли 4 апреля 2015 года, когда был образован Союз мусульманских общин Донбасса (председатель – имам города Снежное Шамиль Богданов).
Союз не имел четкой централизации, будучи преимущественно ассоциацией автономных мечетей. Прежние структуры в виде Всеукраинского ДУМ «Единение» и Духовного центра мусульман Украины прекратили свое существование в условиях военной конфронтации с Киевом, когда позиционировать себя в качестве каких-то объединений, ассоциирующихся с Украиной, было политически опрометчиво. Впрочем, и Союз мусульманских общин Донбасса оказался недолговечной организацией: структура функционировала лишь в 2015–2017 годы, после чего информация о ней фактически пропадает, а исламские сообщества обеих народных республик в дальнейшем существовали автономно друг от друга.
И вот начавшаяся военная спецоперация России в Украине окончательно перевернула прежнюю страницу в истории ислама в Донбассе. Происходит интеграция с Москвой. Формально оба духовных управления мусульман ЛНР и ДНР считаются самостоятельными, поскольку представляют собой централизованные религиозные организации независимых государств. Законодательство РФ не позволяет российским религиозным организациям юридически включать в свой состав структуры других государств, но не запрещает говорить о каноническом единстве с ними. По крайней мере пока оба муфтията не могут войти в состав российских исламских объединений. Однако очевидно, что мусульмане народных республик Донбасса будут интегрированы в умму России.
комментарии(0)