Официальный Грозный явил миру удивительное сочетание брутальной исламской эстетики с патриотическим пророссийским пафосом. Фото Reuters
В проповеди патриарха Кирилла от 6 мая прозвучала небольшая, но весьма любопытная реплика, своеобразное отступление от основной темы. Эти несколько слов могут сказать многое о меняющейся конфессиональной ситуации в патриотическом сегменте истеблишмента. Замечание патриарха не то чтобы прошло незамеченным, но и особого внимания ему не уделили. Напрасно.
«Сегодня время особой консолидации всего нашего народа, – заявил глава РПЦ. – Мы должны быть все вместе, мы должны сознавать, что проходим через тяжелый, опасный и в каком-то смысле судьбоносный период нашей истории. И будем обращать молитву к святому Георгию Победоносцу, ко всем святым, в земле Русской просиявшим, чтобы сохранилась наша страна свободной, не зависимой в полном смысле этого слова от всяких мировых центров власти, потому что только так и может существовать великая православная страна, с большим количеством также благочестивого исламского населения, доказавшего жизнью своей и жертвами своими верность России».
В последние месяцы почти все публичные речи главы РПЦ посвящены обоснованию связи религиозного учения Русской церкви и патриотической доктрины Российского государства, проводящего специальную военную операцию в Украине. Патриарха много упрекают за диссонанс его слов и происходящего в реальной жизни. Сложно не замечать, что по обе стороны фронта находятся православные верующие, причем многие из них принадлежат к Московскому патриархату, а глава РПЦ продолжает говорить, что России противостоят какие-то неведомые «иноплеменные» силы. Поэтому из раза в раз патриарх апеллирует к христианским обоснованиям патриотизма, повторяет, что воины-христиане в Украине противостоят западным либеральным ценностям, хотя украинские нацбаты трудно назвать поборниками политкорректности.
С другой стороны, военные действия в Украине разделили не только христиан (пусть и номинальных, по происхождению), но и мусульман, и протестантов, и иудеев. Наиболее заметным в информационном поле стало участие главы Чечни Рамзана Кадырова в освещении боевых событий в Украине. Чеченский лидер в ежедневном режиме публикует в Telegram ролики о боях, насыщенные мотивирующей исламской стилистикой. Бойцам из Грозного на полях сражений противостоят подчас тоже чеченцы, боевики так называемого батальона им. Шейха Мансура. Кадыров называет их «чеченоговорящими шайтанами».
В каком-то смысле символично, что в тот же день, когда патриарх Кирилл упомянул «благочестивых мусульман», Рамзан Кадыров опубликовал рассказ о богослужении и проповеди, которую произнес глава департамента по связям с религиозными и общественными организациями администрации главы и правительства Чечни имам Аслан Абдулаев. «Он рассказал о важности единства мусульман перед общей угрозой, – пишет чеченский лидер. – По словам имама, одним из ярчайших событий, свидетельствующих о высокой пользе сплоченности, является поход на Табук, состоявшийся в девятом году по хиджре. Узнав о том, что мусульмане начинают представлять собой силу, император Византии Ираклий собрал многотысячное войско, чтобы напасть на Медину. В ответ на это Посланник Аллаха мобилизовал максимальное количество верующих для отражения атаки византийцев. Увидев единство мусульман и их готовность отстаивать свою землю, византийцы спешно отступили. Таким образом, Всевышний Аллах вселил страх в сердца неприятеля, а мусульмане одержали победу без боя». Чеченский лидер проводит параллели между событиями классической исламской истории и сегодняшним днем. «Мы попросили Всевышнего Аллаха даровать победу нашим воинам, сражающимся на Украине против последователей человеконенавистнических и антирелигиозных идеологий», – завершил свой рассказ Кадыров.
Среди награжденных орденами и медалями российских участников спецоперации в Украине много с мусульманскими именами и фамилиями: выходцы из Дагестана и Чечни, представители татарского народа, проживающие в разных регионах России. Не случайно в одном из своих первых выступлений после начала спецоперации президент РФ Владимир Путин отметил сплоченность народов страны независимо от вероисповедания и национальности.
Нет сомнений, что конфликт в Украине не межрелигиозный. Основным мотивом противостояния служат политические противоречия и национальные интересы, лишь опосредованно связанные с той или иной традицией веры. Если это и противостояние цивилизаций, то не в том смысле, который видел Сэмюэль Хантингтон. Об этом красноречиво говорит использование темы православия в конфликте. РПЦ называет сторонников самостийного украинского православия раскольниками, а украинская сторона обвиняет патриарха Кирилла в «антихристианстве». Однако это всего лишь жонглирование словами.
Поэтому реплика о благочестивых христианах воспринимается как дань уважения мусульманским участникам спецоперации. Тем удивительнее было то, что уже в своем следующем выступлении, 8 мая, накануне Дня Победы, патриарх назвал Российскую армию «христолюбивым воинством». Глава РПЦ рассказывал о войнах, которые Россия вела на Балканах за освобождение сербов и болгар. «Вот почему мы воинство наше называем христолюбивым – потому что какой силой, кроме как внутренней духовной силой, можно объяснить великий подвиг наших воинов в тех двух войнах!» – утверждал патриарх. Подобные исторические реминисценции звучат двусмысленно в контексте того, что нынешняя Болгария выступила на стороне Запада против России, в то время как тогдашний противник, Турция, ныне сохраняет полезный для России нейтралитет.
Мусульманское сообщество России способствует государственной пользе еще и тем, что представительствует в отношениях с исламским миром. В одном из своих Telegram-постов Кадыров подчеркивал, что мусульманские страны не присоединились к санкциям против России. Он упомянул Саудовскую Аравию, от которой многое зависит в отношении нефтяного эмбарго, которым грозится Запад. Примерно такая же ситуация и с Турцией. «Не могу не отметить, что и сегодня, несмотря на тяжелейшие события для всех нас на территории Украины, позиция турецкого президента очень ясна, понятна. Радует, что то взаимопонимание и сотрудничество, которое продемонстрировали главы наших стран при открытии Московской Соборной мечети, продолжается и по сей день, между президентами сохраняется дружеское и доверительное отношение», – заявил председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий Равиль Гайнутдин во время одного из мероприятий священного месяца Рамадан. Он имел в виду отношения президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.
Патриарха Кирилла на Западе обвиняют в том, что он якобы «благословил» спецоперацию, вместо того чтобы способствовать прекращению военных действий. Вместе с тем позиция многих мусульманских деятелей России куда более решительная, чем у духовного лидера православных верующих постсоветского пространства. Муфтий Чечни Салах Межиев вообще объявил военные действия в Украине джихадом. Религиозный деятель считает, что «вместе с НАТО в Россию придет вся грязь и все то, что по религии недопустимо». «Поэтому те, кто там воюет, воюют ради Корана, ради Аллаха, ради того, чтобы эта грязь не распространилась у нас», – заявил Межиев. Центральное духовное управление мусульман под руководством верховного муфтия Талгата Таджуддина тоже «объявило» Украине джихад.
Если оставить в стороне богословские тонкости относительно правомочности и справедливости подобных решений духовных лиц, то в сухом остатке получился вывод о возрастающей роли мусульманского сообщества в создавшихся внешнеполитических условиях фактического противостояния России и Запада. Тонкая система сдержек и противовесов, напомним, действует уже несколько десятилетий в рамках синкретичной и государственнической концепции «духовных скреп». Пока новый баланс никак не оформлен формально, но своеобразное признание его состоявшимся можно расслышать в словах о «благочестивых мусульманах», прозвучавших в храме Христа Спасителя в контексте христианского сакрального календаря.
комментарии(0)