УПЦ МП несет ущерб не только из-за политической травли, но и под огнем артиллерии. Фото Reuters
В Верховной раде Украины (ВРУ) зарегистрировано два законопроекта, которые угрожают существованию на территории страны Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Документ «О запрете Московского патриархата на территории Украины» 22 марта подала народный депутат от партии «Свобода» Оксана Савчук. Она предлагает наложить вето на деятельность РПЦ в границах государства. В пятой статье предписывается «во время смены подчиненности религиозных общин, монастырей и духовных учебных заведений Московского патриархата» осуществлять «проверку информации по антиукраинской или любой антигосударственной деятельности» или сотрудничества с РФ и в случае подтверждения этой информации «привлекать виновных к уголовной ответственности». Те общины, монастыри и духовные школы, которые откажутся менять свою «подчиненность», Савчук требует запретить, а их имущество конфисковать. Монастыри и значимые для страны храмы должны быть переданы государству вне зависимости от того, захотят они отказаться от своей причастности к Московскому патриархату или нет. На отказ от принадлежности к РПЦ и смену юрисдикции Савчук выделяет 14 дней. При этом сроки исполнения законопроекта депутат не указывает.
Второй документ поступил в парламент 26 марта. Его подготовили депутаты партий «Слуга народа» (поддерживает президента Украины Владимира Зеленского) и «Голос». В отличие от проекта Савчук эта инициатива предполагает внесение дополнений в уже существующий закон о свободе совести и религиозных организациях, важнейшее из которых звучит так: «Для охраны общественной безопасности и порядка запрещается деятельность религиозных организаций (объединений), которые непосредственно или как составные части другой религиозной организации (объединения) входят в структуры (являющиеся частями) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которых находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано совершившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины».
Пока оба законопроекта находятся на рассмотрении парламентариев. Однако в УПЦ МП уже встревожились. Юридический отдел религиозного объединения заявил о недопустимости принятия этих предложений. Там утверждают, что религиозный центр УПЦ МП – Киевская митрополия, и зарегистрирована она в соответствии с украинским законодательством. «Законодательная инициатива о запрете деятельности Украинской православной церкви незаконна, нарушает право на свободу вероисповедания и ни в коем случае не будет способствовать «защите национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины» и «охране общественной безопасности и порядка», как указано в законопроектах, а, наоборот, в условиях военного времени откроет религиозный фронт на мирной территории Украины и разделит нашу страну по религиозному признаку», – предупредили в организации.
Не спекулировать на вопросах веры призвал соотечественников и советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк. «Украинская православная церковь сама примет решение о том, как она будет жить в послевоенной Украине, потому что для них это будет принципиально важно. Мы можем получить конфликт внутренний, а нам сегодня единство, которое продемонстрировала Украина всему миру, намного принципиальнее и намного важнее», – считает чиновник.
Крайне негативно к регистрации законопроектов отнеслись и в Москве. Об этом журналистам 30 марта сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он призвал не связывать документы с ходом российско-украинских переговоров. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что оба документа противоречат международным нормам и принципам. «Если говорить с точки зрения нравственности и морали, то это вообще не подлежит никакой оценке, потому что это покушение на право на свободу вероисповедания, на свой жизненный путь, на свои взгляды, и это совершенно недопустимо», – добавила омбудсмен.
В Московском патриархате предупредили, что в случае легализации подобных предложений украинские власти столкнутся с гражданским противостоянием. «С принятием любого из законопроектов, запрещающих Украинскую православную церковь, следует ожидать еще более ожесточенных расправ с представителями духовенства и с верующими канонической церкви. Надеюсь, депутаты ВРУ и представители украинских властей проявят благоразумие, осознают тот вред, который нанесет народу Украины возможное одобрение таких законопроектов», – написал в своем Telegram-канале председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) протоиерей Николай Балашов предположил, что если законопроекты будут приняты, они позволят «оказывать сильнейшее давление на тысячи общин УПЦ, принуждая их к переходу в раскол». «Учитывая общую накаленность политической и социальной обстановки в Украине, принятие подобного крайне радикального закона может вылиться в масштабное межконфессиональное противостояние с непредсказуемыми последствиями», – заключил Балашов.
«Не думаю, что оба эти законопроекта будут приняты, а УПЦ – запрещена, – такое мнение в беседе с «НГР» высказал первый вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин. – Это будет очень большой скандал. УПЦ – организация, в которую входят большинство верующих Украины, крупнейшая по количеству практикующих, постоянно посещающих храмы, по количеству храмов и т.д. Более того, есть еще один момент. Не так давно и в РПЦ, и в УПЦ возмущались, что украинских священников Московского патриархата неохотно допускают в армию. Сама УПЦ долгое время боролась за то, чтобы ее допустили окормлять военнослужащих, и мотивировала это тем, что немалая часть украинских солдат являются ее прихожанами. Если запретить церковь, что будет с теми, кто сейчас служит в армии?» «Время от времени такие заявления и требования в отношении УПЦ в украинском парламенте возникали, но они никогда не решались в положительном ключе. Вряд ли что-то подобное произойдет и сейчас», – уверен политолог.
Макаркин заметил, что есть и другие меры, на которые могут решиться украинские власти. «В будущем я не исключаю достаточно серьезного влияния государства на то, чтобы УПЦ вышла из юрисдикции Московского патриархата, – сказал он. – Другое дело – в какой форме это будет». «Две автокефальные церкви на одной территории существовать не могут, – отметил политолог, имея в виду существующую наряду с УПЦ МП независимую от Москвы Православную церковь Украины (ПЦУ). – Этого никогда и нигде не было. Может быть конкуренция церковных организаций, как это сейчас происходит в той же Украине, Африке или Эстонии. Но две автокефалии – это странно. Здесь может возрасти активность патриарха Константинопольского Варфоломея, который будет стремиться решить украинскую проблему к своей выгоде. Но у руководства УПЦ МП отношения с Варфоломеем по понятным причинам сильно испорчены».
О том, что патриарх Кирилл теряет украинскую паству, говорят многие факты. Например, прошедший 24 марта Синод РПЦ впервые состоялся без представителей УПЦ МП. На сайте РПЦ это было объяснено международной обстановкой. Также был изменен список делегатов, которые в августе должны принять участие в работе Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Германии. Ранее среди участников числились заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви протоиерей Николай Данилевич и сотрудник этого же отдела священник Василий Приц. Однако после того, как Данилевич жестко осудил позицию патриарха в связи со спецоперацией РФ, Синод решил, что представлять Украину на Генассамблее будет митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко), более лояльный РПЦ.
С конца февраля порядка двух десятков епархий УПЦ МП перестали поминать имя патриарха Кирилла за богослужением. В середине марта глава РПЦ назвал это признаком слабости. Однако украинское духовенство решило пойти дальше. Сумская, Киевская и Владимир-Волынская епархии обратились к главе УПЦ МП митрополиту Онуфрию (Березовскому) с просьбой срочно созвать Собор, чтобы объявить автокефалию. Сам митрополит Онуфрий по поводу независимости от РПЦ пока не сказал ни слова. В проповеди 28 марта он предложил со смирением принять происходящее. «Сегодня у нас есть общий крест, нас Господь всех посетил крестом – на нас подняли руку с мечом, но мы не должны жаловаться, мы должны с терпением все перенести», – сказал Березовский.
«Да, есть епархии, где уже не упоминают имя патриарха Кирилла, – говорит Макаркин. – Но есть и те, кто еще продолжает это делать. Причем это не только Донецк, Луганск и Крым, которые официально входят в состав УПЦ, но и часть епархий в центре страны. Соответственно будут расти внутрицерковные разногласия в УПЦ МП. Не исключено, что возможен выход части епархий в случае, если священноначалие во главе с митрополитом Онуфрием примет решение дистанцироваться от Москвы». «Надо понимать, что в сложившейся ситуации каждый церковный деятель действует исходя из понимания собственных приоритетов. Для Кирилла долгое время была приоритетна его роль патриарха, который окормляет верующих разных стран. После 2014 года он был ориентирован на хотя бы формальное сохранение статус-кво Украинской православной церкви в Крыму. Однако эта политика не привела к улучшению к нему отношения в Украине. Украинские власти воспринимали его как чисто московского патриарха, человека империи. И эта политика не смогла предотвратить создания ПЦУ. Поэтому если бы после 24 февраля патриарх Кирилл выступил бы с другими заявлениями и в другой тональности, чем он это делал, это никак бы не повлияло на отношение к нему в Украине, но в то же время испортило бы его отношения с властями России».
ПЦУ во главе с митрополитом Епифанием (Думенко) воспользовалась ситуацией. Ее Синод 21 марта принял постановление «О чрезвычайном порядке принятия в Православную церковь Украины». ПЦУ готова включить в свой состав общины с сохранением их статусов и структур. В религиозной организации утверждают, что с начала спецоперации Московский патриархат уже покинули 28 общин во Львовской, Ивано-Франковской, Хмельницкой, Закарпатской, Тернопольской, Ровенской, Волынской, Киевской, Черкасской областях.
«Эта так называемая компромиссная модель ПЦУ абсолютно не является компромиссной, – считает Макаркин. – Вариант Епифания – недружественный шаг в отношении УПЦ, это игнорирование ее епископов и всей ее организации. Это просто переманивание приходов, чем они занимались и раньше. Вполне вероятно, что часть приходов перейти может, но их будет не очень много. Те, кто хотел перейти, уже перешли. Сейчас речь идет лишь о десятках общин. Учитывая, что, по официальным данным, у УПЦ сейчас более 12 тыс. приходов, это ничтожно мало».
комментарии(0)