Русский духовно-культурный центр на набережной Бранли в Париже требуют закрыть. Фото Reuters
Патриарх Кирилл выразил сожаление, что некоторые служители и прихожане Украинской православной церкви (УПЦ МП) отказались поминать его за богослужением в своих храмах. В этих действиях глава РПЦ увидел «признак слабости». «Мы никого не осуждаем, а я своим скорбящим сердцем максимально хочу понять этих людей. Но одновременно сознаю, что если в малом неверен, то ведь и в большом может быть неверным. Меня это не обижает, но это опасно для духовной жизни тех людей, которые в малом отступают от истины. Потому что сегодня не поминаем патриарха, потому что страшно, а завтра кто-то может потребовать большего», – заявил он во время воскресной проповеди в храме Христа Спасителя. В то время как светские политики все чаще стали говорить о росте русофобии в странах Европы и канселинге России в мире, не ожидает ли Московский патриархат политика «cancel РПЦ» не только в Украине, но и в собственных зарубежных приходах?
После начала специальной военной операции РФ в Украине более десятка епархий УПЦ МП отказались поминать патриарха Кирилла во время богослужений (подробнее в «НГ» от 03.03.22). Позже к ним присоединились некоторые западноевропейские приходы РПЦ. Так, 12 марта клирики и миряне православного храма во имя Николая Мирликийского в Амстердаме обратились к архиепископу Гаагскому и Нидерландскому Елисею (Ганабе) с прошением о выдаче отпускной грамоты для перехода в Константинопольский (Вселенский) патриархат. Свое решение они обосновали «невозможностью осуществлять служение в составе Московского патриархата и обеспечивать духовно безопасную обстановку для прихожан». В начале марта на сайте общины было опубликовано заявление, что духовенство храма решило прекратить поминовение патриарха Кирилла. Спустя несколько дней на воротах амстердамской церкви неизвестные написали буквы Z (неформальный символ российской спецоперации РФ в Украине).
Амстердамский приход не единственный пострадал в последнее время от нападок из-за принадлежности к Русской православной церкви. 2 марта была осквернена православная часовня в Исландии. Свастики на стенах и окнах Свято-Николаевского прихода Московского патриархата в Рейкьявике появились сразу после соборной молитвы прихожан 10 национальностей о мире в Украине. Утром 12 марта совершено нападение на православный приход Сурожской епархии в честь Святителя Николая в Оксфорде. По сообщению настоятеля храма протоиерея Стивена Плата, храму «был нанесен большой ущерб, святой алтарь разграблен, украдены разные предметы, включая святые мощи, кресты и алтарные принадлежности». «Церковный сейф и ящики для пожертвований были взломаны, а средства, собранные на поддержку беженцев из Украины, украдены. Книжный киоск также разгромлен», – написал он в одной из социальных сетей. Несмотря на то что до конца не ясно, было ли это простое ограбление или демарш против русского православия, в России осудили «русофобские настроения, культивируемые в настоящее время в Великобритании». «Глава МИД Британии Лиз Трасс может быть довольна. Запущенная ею лично кампания русофобии и фейков дает свои дьявольские плоды в месте, где ей выдали диплом об образовании», – написала в своем Telegram-канале официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Протестующие против политики России испачкали краской двери русского храма Всех Святых в канадском городе Калгари, а также провели акцию протеста у русской церкви в Торонто. Однако здание последней митингующие трогать не стали. Оба храма находятся в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ).
Сложная ситуация и во Франции. Глава парижской архиепископии, присоединившейся к РПЦ в ноябре 2019 года, митрополит Иоанн (Реннето) 9 марта опубликовал открытое письмо патриарху Кириллу, в котором заявил о «полной солидарности с жертвами конфликта». «Смятение и ужас, вызванные во всем мире жестоким нападением* Российской Федерации на Украину, не обошли стороной православную общину Западной Европы и, в частности, нашу архиепископию, объединяющую верующих разного происхождения. Создавшееся положение угрожает нашему единству. В проповеди на Прощеное воскресенье, произнесенной в соборе Христа Спасителя 6 марта, вы даете понять, что есть оправдание этой кровавой, агрессивной войне*, что это – «метафизическая борьба» во имя «права стоять на стороне света, на стороне Божьей истины, на стороне того, что открыто нам светом Христа, Его Словом, Его Евангелием…» Со всем должным уважением к вам, в котором я вновь уверяю вас, ваше святейшество, но и с бесконечной болью, не могу не довести до вашего сведения, что не могу согласиться с подобным прочтением Евангелия. Ни при каких обстоятельствах не может «добрый пастырь», коим мы должны являться, не быть «миротворцем», – пишет Реннето.
После публикации этого документа бывший прихожанин архиепископии, староста православного храма святых Николая и Александра Алексей Оболенский, перешедший в 2019 году под омофор Румынского патриархата, обратился к Реннето с такими словами: «Куда вы смотрели, что вы имели в виду, когда сознательно решили присоединиться к Русской православной церкви, вопреки мнению большинства верующих, на чьем попечении вы находились? Позиция, которую занимает патриарх Кирилл, заключается в том, чтобы всегда и безоговорочно поддерживать воинственные действия президента Путина. Патриарх Кирилл неоднократно позволял себе находить этой мерзости духовное оправдание». Оба обращения охотно перепечатывали пользователи аккаунтов социальных сетей как архиепископии, так и РПЦЗ.
В начале марта на портале change.org была размещена петиция с призывом закрыть Русский православный духовно-культурный центр на набережной Бранли в Париже. К моменту сдачи номера в печать документ подписали более 2200 человек. Православный храм в нескольких километрах от Эйфелевой башни был открыт в 2016 году и стал своего рода представительством РПЦ в стране. На официальном сайте самого центра сегодня висит объявление о том, что все культурно-массовые мероприятия «временно приостановлены по административным причинам». На здании появилась надпись «Свинья».
«Сейчас везде очень много политики, – отметил в разговоре с «НГР» представитель парижской архиепископии священник Живко Панев. - Тот же господин Оболенский выступал против Московского патриархата еще несколько лет назад, когда Россия судилась за возвращение храма в Ницце. Оболенский – очень политизированный человек, поэтому ничего странного в его обращении к митрополиту Иоанну нет. При этом во всех наших приходах много как русских, так и украинцев, белорусов, молдаван и т.д. Мы все вместе молимся о мире, и никаких конфликтов между прихожанами разных национальностей нет. Все вместе мы помогаем страждущим и принимаем беженцев, в том числе с Украины. Никакого давления ни со стороны верующих, ни со стороны светских властей на наши церковные приходы из-за того, что мы находимся под омофором Московского патриархата, пока нет», – подчеркнул Панев.
Об отсутствии гонений на общины Московского патриархата рассказал «НГР» и игумен Свято-Георгиевского мужского монастыря в Гётшендорфе Даниил Ирбитс. «Несмотря на то что некоторые священники рассказывали мне, что в их приходах писали какие-то антироссийские записки и обливали краской двери церквей, наш монастырь с этим не встречался. Наоборот, вместе с местным населением, которое к нам очень дружелюбно относится, мы принимаем сейчас в стенах нашей обители 11 беженцев из Украины. И, видя наше отношение к этим людям, немцы нам помогают искать для них жилье или сами предлагают помощь. Местные не смотрят на таблички, что ты из Московского патриархата. Они смотрят на дела. А мы вместе с братией не разделяем людей по национальности. Наш монастырь помогает всем. Мы помогали и беженцам из Сирии, и донецким и луганским беженцам, и помогаем сейчас беженцам из Украины. Слава Богу, русофобия нас не затронула», – заключил священнослужитель.
Кампания «cancel РПЦ» в Европе еще даже не начиналась, заявил в разговоре с «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Пока она происходит только в Украине по вполне понятным причинам, – пояснил политолог. – Что касается зарубежья, то здесь на сегодняшний момент есть заявление митрополита Иоанна (Реннето) и есть приход Московского патриархата в Голландии, который перешел в Константинополь. При этом если у нидерландского прихода было куда уходить, то непонятно, что в этой ситуации делать митрополиту Иоанну. Возвращаться во Вселенский патриархат? Вряд ли. В этом смысле под патриарха Варфоломея могут уйти лишь старые приходы РПЦ, каким была община в Амстердаме, в которых не было никаких конфликтов с Вселенским патриархатом, не было взаимных претензий и обид. Как в РПЦ от Константинополя переходила архиепископия, мы все хорошо знаем. Перейти в другую поместную церковь? Но если эта церковь будет поддерживать евхаристическое общение с Московским патриархатом, а таких пока большинство, то не примут. Переходить в состояние самостоятельности, которая некогда была у архиепископии, тоже не выход. Они уже были в такой ситуации, и она была для них и психологически, и экономически дискомфортна. Поэтому, думаю, резких движений, во всяком случае сейчас, они делать не будут».
«Что касается РПЦЗ, – продолжил эксперт, – то она очень консервативна. Духовенство, которое считало, что московская церковь – это чекисты в рясах, оно уже ушло перед воссоединением РПЦЗ с РПЦ в 2007 году. В Зарубежной церкви остались люди, лояльные политике Московского патриархата. Какие-то переходы возможны, но они скорее всего будут единичными, и на уровне приходов, а не епархий. Им, по сути, толком и уходить тоже некуда. Те, кто уже ушел, так и не смогли создать какую-то внятную альтернативу», – заметил Макаркин. Он добавил, что многое зависит от тех решений, которые будут приняты властями России и Украины. «Если продолжится острая фаза напряжения с Украиной, то она скорее станет триггером для каких-то решений об уходе из РПЦ. При этом главной причиной для перехода будут все-таки не события сегодняшнего дня. В зарубежных приходах РПЦ есть достаточно серьезная линия напряжения, но она вовсе не связана с политикой России, с Украиной. Главной проблемой зарубежья является то, что там, на сравнительно небольшом пространстве, что называется, собрали всех. И очень консервативных представителей РПЦЗ, и духовенство либеральной архиепископии, и приходы экзархата Московского патриархата, еще одной, третьей структуры РПЦ в Западной Европе. И довольно трудно всю эту конструкцию разруливать. Но с решениями об уходе из РПЦ, повторю, пока никто спешить не будет. А если кто первым и начнет уходить, то скорее всего это будут либералы», – считает эксперт.
МИД РФ сообщил, что Москва больше не собирается участвовать в работе Совета Европы (СЕ). Вице-спикер Госдумы, глава российской делегации в этой организации Петр Толстой уточнил, что Россия не будет принимать участие и в мероприятиях Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). При СЕ есть представительство РПЦ, которое было создано в июле 2002 года. Его возглавляет настоятель храма Всех Святых в Страсбурге архимандрит Филипп (Рябых). Редакция «НГР» отправила ему запрос, однако ответа не получила.
Макаркин считает, что выход РФ из СЕ автоматически повлечет за собой и выход представительства РПЦ. «При таком решении России представительство Московского патриархата в Совете Европы станет абсолютно бессмысленным. Их просто никто не будет слушать», – заключил эксперт.
*Роскомнадзор считает такое наименование конфликта недостоверной информацией и предписывает СМИ обозначать происходящее в Украине как «специальная военная операция».
комментарии(0)