В храме селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника РПЦ из районов Какамега и Вихига и совершили первую «русскую» литургию на языке суахили. Фото из Telegram-канала митрополита Клинского Леонида
Синод РПЦ принял обращение к патриарху Александрийскому Феодору II с предложением ему отказаться от «поддержки украинского раскола и вернуться на канонический путь, дабы сохранить единство» православия. Феодора призвали пересмотреть свое отношение к Православной церкви Украины (ПЦУ). Из опубликованной Московским патриархатом резолюции непонятно, откажется ли РПЦ в случае положительного ответа из Александрии от идеи создания своего экзархата в Африке. Напомним, в конце 2021 года Синод РПЦ решил принять под омофор патриарха Московского и всея Руси Кирилла 102 клириков из восьми африканских стран.
Глава Африканского экзархата митрополит Леонид (Горбачев) в своем Telegram-канале сообщил, что «уже подписал 115 антиминсов» для того, чтобы перешедшие в РПЦ африканские священники могли совершать литургию. Антиминс – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается таинство евхаристии. Освященный антиминс подписывается архиереем и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Это служит символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к определенной церковной иерархии. Ранее экзарх утверждал, что под омофор патриарха Московского перешли не 102, а минимум 150 клириков Александрийской церкви.
Правда, в интервью РИА Новости от 28 января он заметил, что ушли в каноническую юрисдикцию Московского патриархата африканские священники с прихожанами, но без храмов. Представители Александрийского патриархата изгнали их не только из церквей, но и приходских домов, где они проживали. «Мы будем арендовать помещения и храмы, чтобы проводить богослужения. Предложения об аренде уже поступают. Многие храмовые сооружения принадлежат не Александрийской церкви, а частным лицам, которые уже обратились к нам по этому вопросу. В перспективе планируется строительство храмов», – рассказал Горбачев. Экзарх выложил несколько фотографий, на которых запечатлена глиняная хижина, заполненная преимущественно женщинами и детьми. Горбачев так прокомментировал этот фоторепортаж: «По благословению патриаршего экзарха Африки, митрополита Клинского Леонида, в Западнокенийском благочинии Южно-Африканской епархии совершена первая литургия. В храме святого великомученика Пантелеимона селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника Русской православной церкви из районов Какамега и Вихига. Вместе с иереем Георгием Максимовым ими была соборно отслужена литургия на новом антиминсе Русской православной церкви. За богослужением поминались его святейшество патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарший экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид. Использовался новый перевод литургии святого Иоанна Златоуста на суахили, сделанный с соблюдением русской традиции богослужения и исправлением многих несовершенств предыдущего перевода».
Активность Московского патриархата в Африке обеспокоила и без того расколотый православный мир. Ранее свое недовольство по поводу действий РПЦ выразили Синоды Константинопольской, Александрийской и Албанской православных церквей. Архиепископ Албанский Анастасий назвал создание экзархата «скандалом и ослаблением православного свидетельства».
Поддерживают Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея, предоставившего автокефалию ПЦУ, преимущественно греческие церкви, но есть исключение. Патриарх Иерусалимский Феофил III высказал особое мнение: «Я давно считаю, что общение дает лучшее решение наших самых больших проблем.
Жизненно важно, чтобы мы продолжали встречаться друг с другом в духе христианской любви и братства и обсуждали вопросы, которые слишком легко разделяют нас. Мы призываем Святой Дух, чтобы он объединил нас. Меня очень воодушевила готовность лидеров встречаться, и я с нетерпением жду новых возможностей поделиться с ними моими мыслями в ближайшие месяцы». В 2019 году Феофил пригласил глав православных церквей на совещание в Амман (Иордания). Во встрече, которая состоялась в феврале 2020 года, участвовали предстоятели лишь 4 из 15 православных церквей – Русской, Иерусалимской, Сербской, а также Чешских земель и Словакии. Румынская и Польская церкви направили своих представителей. По итогам переговоров в Иордании был принят релиз, согласно которому «вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса». То есть участники выступили против притязаний Вселенского патриарха выступать арбитром в спорных или конфликтных ситуациях. Именно результатом такого арбитража стало создание ПЦУ.
Начавшийся было диалог оборвался, хотя в Московском патриархате высоко оценили саммит в Аммане и некоторое время призывали к поддержанию такого формата встреч. Теперь же Феофил, вероятно, решил еще раз сыграть на теме амманского саммита, потому что нуждается в поддержке РПЦ, а точнее – Российского государства. В последнее время Иерусалимский патриархат жалуется на попытки некоторых израильских организаций отобрать у него недвижимость (подробнее в «НГР» от 19.01.22). РПЦ помогает Иерусалимскому патриархату звучным словом. 30 января на официальном сайте Московского патриархата появилось интервью секретаря Русской духовной миссии в Иерусалиме игумена Никона (Головко), в котором он рассказал: «Закрытость от внешнего мира, прекращение потока туристов и паломников сильно сказались на тех слоях общества, которые так или иначе были задействованы в сфере туризма: отсутствие доходов, неуверенность в завтрашнем дне, растущее психологическое давление обстоятельств сыграли свою роль – люди начали терять терпение, обострились социальные конфликты. Участились стычки между мусульманами и иудеями, участились случаи нападений на собственность христианских церквей и враждебности по отношению к самим христианам, увеличилось и количество актов вандализма, одним словом, в целом градус религиозной нетерпимости повысился». 7 января в рождественском телеинтервью российскому госканалу патриарх Московский и всея Руси Кирилл заверил, что будет «выступать в защиту Иерусалимского патриархата, в том числе за сохранение принадлежащей ему собственности».
При этом Феофил не разрывает отношений и с Константинополем. В своем рождественском послании патриарх Варфоломей объявил, что в апреле на Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха) состоится чин мироварения. Миро – специальное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания, а также при освящении вновь построенного храма, для освящения антиминса, престола и церковных стен. Традиционно в чине мироварения на Фанаре принимают участие представители большинства поместных православных церквей. Согласно сложившимся канонам, самостоятельно освящать миро имеют право Константинопольская, Русская, Болгарская, Румынская, Сербская и Грузинская церкви. Остальные, в том числе Иерусалимская, получают его от первенствующих кафедр. В Константинополе миро варят раз в 10 лет. Последний раз это было в 2012 году, и тогда на церемонии присутствовал патриарх Феофил. В этом году на чин мироварения скорее всего приедет и глава ПЦУ митрополит Киевский Епифаний (Думенко). Возможно, Феофилу хочется собрать собратьев в «амманском формате» как можно быстрее, до церемонии в Стамбуле.
Вместе с тем наблюдатели заметили, что тон резолюций, принятых Синодом РПЦ в декабре и январе, различается. «Очевидно, что декабрьское постановление было импульсивным, а январскому уже предшествовала некая рефлексия», – написал в своем Telegram-канале представитель Украинской православной церкви Московского патриархата архимандрит Кирилл (Говорун). «Декабрьская риторика – наступательная, а январская – оборонительная. Синод как бы оправдывается за свое декабрьское решение – мол, погорячились немного. То «непростое решение», как сказано, «никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней церкви Александрийской, – отметил Говорун. – Новая риторика Синода могла бы рассматриваться как положительный сигнал, если бы она соответствовала реальности. Я сам критикую принцип территориальности как относительное новшество, введенное в Церкви на Никейском соборе и окончательно закрепившееся на Трулльском соборе. Однако все равно этот принцип уже достаточно древний, чтобы его просто так не отбрасывать. Чего не скажешь о принципе «канонической территории», который является новоделом и нигде не упоминается до XX века. Этот принцип вводится в канонический дискурс вследствие образования национальных государств и споров о статусе диаспоры, которая возникает как результат массовой миграции православного населения на Запад. Чтобы спасти этот новодел, Синод по ходу дела создает еще более новый канонический новодел – «каноническую защиту». Она больше напоминает современные военно-политические союзы типа НАТО или ОДКБ, чем что-либо из древних церковных традиций». «Очевидно, что в основе этой канонической новеллы – мышление геополитическое, а не каноническое», – заключил священнослужитель.
Действительно, трудно отделаться от мысли, что православные юрисдикции в своем «вселенском» противостоянии повторяют то, что происходит в большой международной политике в эти дни: «Мы ждем от вас ответа на наш ответ на наши предложения после вашего ответа». Как говорится, в религии нет ничего такого, чего не было бы в жизни, и блоковое мышление здесь не исключение.
комментарии(0)