0
8961
Газета Печатная версия

01.02.2022 15:12:00

Православные церкви торгуются за Африку

Зачем Иерусалимский патриарх напомнил про «амманский формат»

Тэги: православие, рпц, вселенский патриархат, патриарх кирилл, патриарх варфоломей, патриарх феофил, патриарх феодор, иерусалимская церковь, александрийская церковь, африка, экзархат, раскол, пцу


православие, рпц, вселенский патриархат, патриарх кирилл, патриарх варфоломей, патриарх феофил, патриарх феодор, иерусалимская церковь, александрийская церковь, африка, экзархат, раскол, пцу В храме селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника РПЦ из районов Какамега и Вихига и совершили первую «русскую» литургию на языке суахили. Фото из Telegram-канала митрополита Клинского Леонида

Синод РПЦ принял обращение к патриарху Александрийскому Феодору II с предложением ему отказаться от «поддержки украинского раскола и вернуться на канонический путь, дабы сохранить единство» православия. Феодора призвали пересмотреть свое отношение к Православной церкви Украины (ПЦУ). Из опубликованной Московским патриархатом резолюции непонятно, откажется ли РПЦ в случае положительного ответа из Александрии от идеи создания своего экзархата в Африке. Напомним, в конце 2021 года Синод РПЦ решил принять под омофор патриарха Московского и всея Руси Кирилла 102 клириков из восьми африканских стран.

Глава Африканского экзархата митрополит Леонид (Горбачев) в своем Telegram-канале сообщил, что «уже подписал 115 антиминсов» для того, чтобы перешедшие в РПЦ африканские священники могли совершать литургию. Антиминс – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается таинство евхаристии. Освященный антиминс подписывается архиереем и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Это служит символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к определенной церковной иерархии. Ранее экзарх утверждал, что под омофор патриарха Московского перешли не 102, а минимум 150 клириков Александрийской церкви.

Правда, в интервью РИА Новости от 28 января он заметил, что ушли в каноническую юрисдикцию Московского патриархата африканские священники с прихожанами, но без храмов. Представители Александрийского патриархата изгнали их не только из церквей, но и приходских домов, где они проживали. «Мы будем арендовать помещения и храмы, чтобы проводить богослужения. Предложения об аренде уже поступают. Многие храмовые сооружения принадлежат не Александрийской церкви, а частным лицам, которые уже обратились к нам по этому вопросу. В перспективе планируется строительство храмов», – рассказал Горбачев. Экзарх выложил несколько фотографий, на которых запечатлена глиняная хижина, заполненная преимущественно женщинами и детьми. Горбачев так прокомментировал этот фоторепортаж: «По благословению патриаршего экзарха Африки, митрополита Клинского Леонида, в Западнокенийском благочинии Южно-Африканской епархии совершена первая литургия. В храме святого великомученика Пантелеимона селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника Русской православной церкви из районов Какамега и Вихига. Вместе с иереем Георгием Максимовым ими была соборно отслужена литургия на новом антиминсе Русской православной церкви. За богослужением поминались его святейшество патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарший экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид. Использовался новый перевод литургии святого Иоанна Златоуста на суахили, сделанный с соблюдением русской традиции богослужения и исправлением многих несовершенств предыдущего перевода».

Активность Московского патриархата в Африке обеспокоила и без того расколотый православный мир. Ранее свое недовольство по поводу действий РПЦ выразили Синоды Константинопольской, Александрийской и Албанской православных церквей. Архиепископ Албанский Анастасий назвал создание экзархата «скандалом и ослаблением православного свидетельства».

Поддерживают Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея, предоставившего автокефалию ПЦУ, преимущественно греческие церкви, но есть исключение. Патриарх Иерусалимский Феофил III высказал особое мнение: «Я давно считаю, что общение дает лучшее решение наших самых больших проблем. 

Жизненно важно, чтобы мы продолжали встречаться друг с другом в духе христианской любви и братства и обсуждали вопросы, которые слишком легко разделяют нас. Мы призываем Святой Дух, чтобы он объединил нас. Меня очень воодушевила готовность лидеров встречаться, и я с нетерпением жду новых возможностей поделиться с ними моими мыслями в ближайшие месяцы». В 2019 году Феофил пригласил глав православных церквей на совещание в Амман (Иордания). Во встрече, которая состоялась в феврале 2020 года, участвовали предстоятели лишь 4 из 15 православных церквей – Русской, Иерусалимской, Сербской, а также Чешских земель и Словакии. Румынская и Польская церкви направили своих представителей. По итогам переговоров в Иордании был принят релиз, согласно которому «вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса». То есть участники выступили против притязаний Вселенского патриарха выступать арбитром в спорных или конфликтных ситуациях. Именно результатом такого арбитража стало создание ПЦУ.

Начавшийся было диалог оборвался, хотя в Московском патриархате высоко оценили саммит в Аммане и некоторое время призывали к поддержанию такого формата встреч. Теперь же Феофил, вероятно, решил еще раз сыграть на теме амманского саммита, потому что нуждается в поддержке РПЦ, а точнее – Российского государства. В последнее время Иерусалимский патриархат жалуется на попытки некоторых израильских организаций отобрать у него недвижимость (подробнее в «НГР» от 19.01.22). РПЦ помогает Иерусалимскому патриархату звучным словом. 30 января на официальном сайте Московского патриархата появилось интервью секретаря Русской духовной миссии в Иерусалиме игумена Никона (Головко), в котором он рассказал: «Закрытость от внешнего мира, прекращение потока туристов и паломников сильно сказались на тех слоях общества, которые так или иначе были задействованы в сфере туризма: отсутствие доходов, неуверенность в завтрашнем дне, растущее психологическое давление обстоятельств сыграли свою роль – люди начали терять терпение, обострились социальные конфликты. Участились стычки между мусульманами и иудеями, участились случаи нападений на собственность христианских церквей и враждебности по отношению к самим христианам, увеличилось и количество актов вандализма, одним словом, в целом градус религиозной нетерпимости повысился». 7 января в рождественском телеинтервью российскому госканалу патриарх Московский и всея Руси Кирилл заверил, что будет «выступать в защиту Иерусалимского патриархата, в том числе за сохранение принадлежащей ему собственности».

При этом Феофил не разрывает отношений и с Константинополем. В своем рождественском послании патриарх Варфоломей объявил, что в апреле на Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха) состоится чин мироварения. Миро – специальное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания, а также при освящении вновь построенного храма, для освящения антиминса, престола и церковных стен. Традиционно в чине мироварения на Фанаре принимают участие представители большинства поместных православных церквей. Согласно сложившимся канонам, самостоятельно освящать миро имеют право Константинопольская, Русская, Болгарская, Румынская, Сербская и Грузинская церкви. Остальные, в том числе Иерусалимская, получают его от первенствующих кафедр. В Константинополе миро варят раз в 10 лет. Последний раз это было в 2012 году, и тогда на церемонии присутствовал патриарх Феофил. В этом году на чин мироварения скорее всего приедет и глава ПЦУ митрополит Киевский Епифаний (Думенко). Возможно, Феофилу хочется собрать собратьев в «амманском формате» как можно быстрее, до церемонии в Стамбуле.

Вместе с тем наблюдатели заметили, что тон резолюций, принятых Синодом РПЦ в декабре и январе, различается. «Очевидно, что декабрьское постановление было импульсивным, а январскому уже предшествовала некая рефлексия», – написал в своем Telegram-канале представитель Украинской православной церкви Московского патриархата архимандрит Кирилл (Говорун). «Декабрьская риторика – наступательная, а январская – оборонительная. Синод как бы оправдывается за свое декабрьское решение – мол, погорячились немного. То «непростое решение», как сказано, «никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней церкви Александрийской, – отметил Говорун. – Новая риторика Синода могла бы рассматриваться как положительный сигнал, если бы она соответствовала реальности. Я сам критикую принцип территориальности как относительное новшество, введенное в Церкви на Никейском соборе и окончательно закрепившееся на Трулльском соборе. Однако все равно этот принцип уже достаточно древний, чтобы его просто так не отбрасывать. Чего не скажешь о принципе «канонической территории», который является новоделом и нигде не упоминается до XX века. Этот принцип вводится в канонический дискурс вследствие образования национальных государств и споров о статусе диаспоры, которая возникает как результат массовой миграции православного населения на Запад. Чтобы спасти этот новодел, Синод по ходу дела создает еще более новый канонический новодел – «каноническую защиту». Она больше напоминает современные военно-политические союзы типа НАТО или ОДКБ, чем что-либо из древних церковных традиций». «Очевидно, что в основе этой канонической новеллы – мышление геополитическое, а не каноническое», – заключил священнослужитель.

Действительно, трудно отделаться от мысли, что православные юрисдикции в своем «вселенском» противостоянии повторяют то, что происходит в большой международной политике в эти дни: «Мы ждем от вас ответа на наш ответ на наши предложения после вашего ответа». Как говорится, в религии нет ничего такого, чего не было бы в жизни, и блоковое мышление здесь не исключение.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
5581
Лесков и очарованный евангелизмом странник

Лесков и очарованный евангелизмом странник

Владимир Попов

Портрет лорда Редстока под пером русского писателя

0
2395
Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Милена Фаустова

Судьбу Украинской церкви по-разному видят в Киеве, Москве, Стамбуле и Бухаресте

0
3341
Владимирская область запнулась на слове «хиджаб»

Владимирская область запнулась на слове «хиджаб»

Андрей Мельников

Региональные власти, возможно, перестарались с исполнением федерального законодательства

0
4810

Другие новости