Подростки из ультраортодоксальной иудейской общины – постоянные возмутители спокойствия на улицах Иерусалима. Фото Reuters
Московский патриархат решил участвовать в широкой информационной кампании, которую затеяли христианские организации в Израиле. Представители церквей, и в первую очередь православного Иерусалимского патриархата, жалуются на оскорбительное поведение иудейских ультраортодоксов, а также на попытки сионистской организации «Атерет коаним» («Корона священников») отсудить у христиан два гостиничных здания.
Иерусалимский патриарх Феофил III 8 января опубликовал колонку в британской газете Times, где изложил суть своих претензий к сионистским активистам. «Над нашим присутствием в Иерусалиме нависла опасность, – считает патриарх. – Наши храмы находятся под угрозой со стороны существующих в Израиле маргинальных групп радикалистского толка. Из-за действий этих экстремистов сионистского направления христианская община в Иерусалиме испытывает тяжкие страдания. Наши братья и сестры становятся жертвами преступлений, совершаемых на почве ненависти. Наши храмы постоянно оскверняются и подвергаются актам вандализма. Нашему духовенству часто угрожают».
Он рассказал, что «Атерет коаним» стремится завладеть двумя зданиями на пути от Яффских ворот, через которые большинство туристов попадают в Старый город Иерусалима, до храма Гроба Господня. Этот квартал называется Христианским. Сионистская организация, о которой идет речь, появилась в 1978 году на базе иешивы (духовного училища), расположенной в Мусульманском квартале. Своей целью участники этого движения видят наращивание еврейского присутствия в Восточном Иерусалиме. Они ведут юридическую борьбу с арабскими владельцами недвижимости, которая, как считают в «Атерет коаним», до создания Государства Израиль принадлежала еврейским собственникам, изгнанным из этой части города после ее завоевания Трансиорданией. «Атерет коаним» также использует различные возможности, чтобы выкупить дома в восточной части Старого города.
Израильская газета «Гаарец» в одной из недавних публикаций уточняет, что в случае с недвижимостью Иерусалимского патриархата речь идет о претензиях на два гостиничных строения. «Здания, отель «Империал» и отель «Петра», были куплены в результате сомнительной сделки за смехотворные суммы в 2005 году. Здания были в центре юридической и общественной саги в течение многих лет, что привело к беспрецедентной отставке предыдущего Иерусалимского патриарха Иринея и обвинениям в коррупции. Суды подтвердили право собственности на здания компаний, которыми управляет организация. В последние годы она пытается выселить жильцов, чтобы «иудаизировать» здания», – сообщает газета.
«Именно у Яффских ворот израильская радикальная группировка стремится завладеть двумя большими зданиями посредством незаконных сделок, – написал Феофил в своей статье. – Они хитрят, заявляя, что их физическое присутствие там не повлияет на уникальное своеобразие христианского квартала. Однако из их действий в отношении странноприимного дома святого Иоанна, расположенного еще ближе к храму Гроба Господня и захваченного ими обманным путем несколько лет назад, мы знаем, что их слова – ложь. Их действия станут катастрофой для всех христиан. Семьи, несколько поколений предков которых жили здесь, будут чувствовать себя непрошеными гостями в своем доме, а доступ паломников к месту рождения христианской веры окажется ограниченным». «Мы все считаем, что эти радикалы не являются представителями Государства Израиль или еврейского народа», – оговорился патриарх.
Широкая общественность узнала об этих опасениях 13 декабря 2021 года из открытого письма глав христианских общин, адресованного правительству Израиля. Духовные лидеры сообщали об угрозе христианству в Святой земле, исходящей от радикальных группировок, но не называли их конфессиональную принадлежность. О том, что Иерусалимскому патриархату мешают именно радикальные сионисты, Феофил III сообщил на состоявшейся 23 декабря встрече с иорданским королем Абдаллой II. Во время этого разговора патриарх поведал еще об одной проблеме, более широкого свойства: «Христиане стали объектами постоянно повторяющихся атак радикальных сионистских группировок, особенно в Священном городе. Начиная с 2012 года против христиан были совершены бесчисленные преступления, включая физические и вербальные атаки на священников и иных клириков; происходили нападения на храмы, святые места подвергались вандализму и систематически осквернялись. И это помимо постоянного запугивания христианского населения, а ведь все, что они хотят, – жить нормальной жизнью, поскольку Бог дал им это право».
Несколько публикаций «Гаарец», появившиеся в последние годы в этой газете, пользующейся славой издания с правозащитным уклоном, рассказывали об оскорблениях, которым подвергаются православные и армянские священники. Собеседники газеты рассказывали, как ультраортодоксальная молодежь оскорбляла христиан в Иерусалиме. «Нападения», о которых говорят христиане, представляют собой словесные оскорбления в адрес клириков и демонстративные плевки при появлении людей в священническом облачении. Жертвы такого обращения жалуются на бездействие полиции. Некоторые молодые армянские священники не выдерживали и вступали с хулиганами в драку.
Сведения о подобных инцидентах нашли отражение в последнем докладе Госдепа США о состоянии религиозной свободы в мире. «Христианское духовенство и паломники продолжали сообщать о случаях, когда ультраортодоксальные евреи в Иерусалиме преследовали их или плевали в них, – говорится в разделе, посвященном Израилю, в мониторинге, обнародованном в мае 2021 годы и охватывающем 2020 год. – В одном случае в июне католический монах сообщил, что подвергся публичному нападению со стороны трех мужчин в кипах, которые плевали в него и оскорбляли его. Когда нападавшие начали нападать на монаха, вмешались прохожие и заставили хулиганов уйти. По словам священника, полиция не ответила на телефонные звонки о помощи во время нападения, но зафиксировала заявление потерпевшего».
Священник Александр Занемонец, долгие годы служивший в Иерусалиме и водивший по городу православных паломников, рассказал «НГР», что сам многократно подвергался оскорблениям. Когда он следовал на ночную литургию в храм Гроба Господня, ему навстречу шли верующие от Стены Плача, и тогда-то происходили подобные инциденты. «Это не то чтобы оскорбления, – пояснил священник. – Все духовенство и там живущие паломники сталкивались с проявлениями презрения. Увидев человека в подряснике или с крестом, не вступая с ним в непосредственный контакт, молодые ультраортодоксы символически плюют, часто просто себе под ноги».
«Действительно, редкие инциденты с хамским поведением отдельных учеников иешив по отношению к духовным лицам христианских конфессий бывают в Старом городе, – подтвердил в разговоре с «НГР» руководитель Фонда поддержки еврейской культуры Михаил Чернов. – Никогда не слышал, чтобы в них принимали участие лица старше 13–15 лет. Эти инциденты связаны с дурным воспитанием и пробелами в образовании. Единичным инцидентам всегда предается широкая огласка. Эти хамские выходки никогда не носят угрожающий жизни и здоровью характер». «Религиозные евреи нападкам со стороны хулиганья и взрослых лиц подвергаются ежедневно и несут серьезные риски, – отметил эксперт. – Эти инциденты, если не связаны с нанесением увечий и убийством, огласки, как правило, не имеют».
«Это не общая иудейская заповедь так поступать с христианским духовенством, но есть люди, которые это делают, – считает Занемонец. – Это восходит к талмудической рекомендации. Смысл ее в том, что если ты видишь какие-то признаки язычества, то должен выразить свое отвращение. Поскольку язычников рядом нет, достается христианам, паломникам. Это крайне неприятно и, кроме того, может стать поводом для антисемитизма». «В любом огромном, богатом и разнообразном массиве религиозной литературы авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама – можно найти много моментов, которые не соответствуют современным представлениям о жизни, межрелигиозном диалоге и т.п. Необходимо помнить, что эти произведения писались в определенное время в определенных исторических и социально-политических условиях, – подчеркнул, в свою очередь, Чернов. – Поэтому они никак не могут быть руководством к практическому действию. И во всех религиях, в том числе в иудаизме, это прекрасно понимают».
«С этим нельзя прийти в суд, – отметил Занемонец. – В случае побоев можно обратиться в полицию, а при оскорблении в восточном сообществе, где все друг на друга кричат, это не повод для иска. Европейцам и русским это, конечно, непонятно. С одной стороны, это маргинальное явление, так мало кто делает даже из ультраортодоксальной среды. С другой стороны, с подобным сталкивается всякий, кто ходит в подряснике по Иерусалиму». Священник обратил внимание «НГР» на то, что происходят инциденты и другого рода. «Были осквернения храмов и поджоги, – рассказал он. – Правда, по большей части они имели символический характер, но так бывает не всегда. Первым заметным происшествием стал поджог католического храма в Табхе. Пишут надписи на стенах храмов». «Думаю, адресат подобных действий – радикальная иудейская молодежь, которая таким образом укрепляется в вере», – предположил собеседник газеты.
Как только в декабре появилось совместное заявление христианских лидеров, к информационной кампании подключился председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). В серии заявлений он сообщил об угрозе христианскому присутствию в Святой земле, приобщая израильские инциденты к общей картине гонений на последователей Христа в странах Ближнего Востока. В телеинтервью на Рождество 7 января эту тему затронул и патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Озабоченность блаженнейшего патриарха Феофила нам очень близка, – сказал глава РПЦ. – Мы знаем всю эту историю и вообще знаем о трудностях, с которыми сталкивается Иерусалимская церковь. Мы солидарны с блаженнейшим, мы его поддерживаем и будем, конечно, выступать в защиту Иерусалимского патриархата, в том числе за сохранение принадлежащей ему собственности».
Феофил III поделился своими тревогами и с представителем Российского государства – послом в Израиле Анатолием Викторовым. 11 января дипломат побывал в патриаршей резиденции. «Состоялось обсуждение вопросов обеспечения неприкосновенности православных религиозных объектов Святой земли. Стороны подчеркнули недопустимость любых попыток изменить исторически сложившийся межрелигиозный статус-кво на территории Израиля, в том числе в Старом городе Иерусалима. А.Д. Викторов отметил неизменную приверженность Российской Федерации защите христиан Ближнего Востока», – описывает эту встречу официальный сайт РПЦ. Во встрече принял участие казначей Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Афанасий (Букин). Он передал в присутствии посла Иерусалимскому патриарху «ранее запрошенную информацию о наиболее резких случаях проявления агрессии со стороны радикальных группировок по отношению к подворьям Русской духовной миссии и их насельникам».
Михаил Чернов считает опасения Феофила III и других духовных лидеров по поводу будущего христиан в регионе преувеличенными. «Патриарх пишет о риске для христианского присутствия на Святой земле, – считает эксперт. – Вместе с тем Израиль на сегодняшний день – самое безопасное место для христиан Ближнего Востока. Исход христиан совершился из районов, переданных под контроль Палестинской автономии. Некогда христианские Бейт-Лехем (Вифлеем), Бейт-Джала и другие практически потеряли большую часть христианского населения. Христиане библейских Сирии, Ирака, Ливана теряют позиции, население сокращается».
«Организация «Атерет коаним» и ряд израильских и международных еврейских фондов действительно руководствуются мнением, что евреи в Святом городе могут жить везде, – продолжил Чернов. – Если представляется возможность, они с огромным трудом через десятилетия переговоров покупают отдельные дома с учетом израильского, османского, британского, иорданского законодательства, элементы которых действуют до сих пор. Часто это «обратный выкуп», то есть эти дома прежде принадлежали еврейским владельцам, которые жили в самых разных частях города, ныне условно поделенного на кварталы. Я сам неоднократно бывал во многих таких домах и квартирах. Ко многим таким домам можно добраться не только по улицам, но в целях безопасности по специальным маршрутам по крышам».
Занемонец высказал свои предположения относительно причин информационной кампании, затеянной христианскими общинами: «Во-первых, это к Рождеству, когда все вспоминают про Израиль и Палестину. Во-вторых, это к такому Рождеству, когда паломники опять не смогли приехать. Христианам Святой земли надо как-то о себе напомнить. И третий момент – некое послание новому правительству Израиля. Если в предыдущем правительстве, где в коалиции были правые и религиозные партии, с этим ничего сделать было нельзя, то с нынешним центристским правительством у христианских лидеров есть надежда изменить ситуацию». Действительно, серия заявлений на эту тему началась незадолго до западного Рождества и достигла пика в те дни, когда праздник отмечают по юлианскому календарю Иерусалимский и Московский патриархаты.
комментарии(0)