0
9077
Газета Печатная версия

18.01.2022 16:07:00

Наши упыри – самые идейные

Отечественных вампиров заедают быт и двуличие общества

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед.

Тэги: вампиры средней полосы, пищеблок, карамора, сериалы


вампиры средней полосы, пищеблок, карамора, сериалы Пионерский лагерь – своеобразный пищеблок для кровожадных монстров, промышляющих в Стране Советов. Кадр из сериала «Пищеблок»

Вампирская тема стала в отечественном кинематографе универсальным приемом для аллегорического отображения социальной повестки, как актуальной, так и исторической. 20 января на одном из стриминговых сервисов состоится премьера сериала «Карамора», по сюжету которого анархист в исполнении актера Данилы Козловского в декорациях дореволюционной России противостоит тайному обществу вампиров-аристократов. В минувшем году кинопроизводители уже выпустили два фантастических сериала о кровопийцах, приспособившихся к условиям жизни в СССР и современной России. «Вампиры средней полосы» рассказывают о нелегкой судьбе вурдалаков в провинции. «Пищеблок» – экранизация одноименного романа Алексея Иванова о логове упырей в советском пионерском лагере.

Автор книги «Пищеблок» и сценаристы сериала словно спрашивают зрителя: что на самом деле больше расчеловечивает, вампирский укус или советский жизненный уклад? Олимпийский 1980 год. Школьники плывут по Волге на теплоходе «Вергилий» в пионерский лагерь «Буревестник». Легко считываются знакомые по советскому детству (теми, у кого оно было) бытовые подробности, сюжетные повороты и типажи. Главный герой – очкарик Валера Логунов противопоставлен крепышам-футболистам, вожатый Игорь Корзухин, любитель Битлов – идейно правильному комсомольцу Александру Плоткину.

Герои с говорящими фамилиями карикатурны и трагикомичны. Перезрелая старшая пионервожатая Свистунова, исступленно скандирующая лозунги, в момент откровенности жалуется Игорю: «Мне нет еще 38 лет, раньше была Наташкой, Натахой была, кому угодно могла вскружить голову… Где все это?» Лагерный врач циник Валентин все больше пьет и даже пытается повеситься от безысходной участи все знающего, но не способного ничего изменить человека: «Лучше было бы, чтобы меня давно уже укусили. Но меня не кусают, потому что я никому не нужен, потому что я размазня и скорее всего невкусный». Почетный дедушка лагеря Серп Иеронов спит с револьвером в руке еще с революционных времен, когда впервые столкнулся с вампирами.

Когда его припирают к стенке, Валентин рассказывает героям тайну «Буревестника»: «Каждое лето 13 девочек и мальчиков обращаются в вампиров. Но никто из них не живет больше года. Каждый месяц сразу после полнолуния – болезни, аварии, несчастные случаи. Главного вампира зовут Стратилат, он маскируется под человека и оставляет себе сувениры на память о своих жертвах». Стратилат превратил пионерский лагерь в свой «пищеблок», где каждое лето заготавливает себе «пропитание» на год вперед.

Интересный характер приобретает любовный треугольник Игоря, молодой вожатой Вероники и Плоткина после обращения последнего в раба-донора. Он говорит теперь не только как преданный слуга вампира, но и как искренний, убежденный комсомолец: «Я люблю Веронику, как любят родину. Я ей служу. Это высшее предназначение. Так жить легче».

1-12-1480.jpg
Еще вопрос, кто клыкастее: обыватели
в современной российской глубинке
или умудренные бесконечной жизнью
вурдалаки.  Кадр из сериала
«Вампиры средней полосы»
Инициация в вампиров забавно влияет на персонажей. Пионеры и вожатые становятся по-настоящему идейными. Однако это неспроста. Круглосуточно носимый красный галстук – своего рода гарантия жизнеспособности укушенных и инициированных вампирами. Без него обращенных одолевает приступ сильнейшего недомогания. Устами лагерной поварихи раскрывается зловещая потусторонняя сущность советской символики. Кровавый цвет пионерского галстука защищает вампиров от солнечного света. «Упырный крест – знак смерти вампиров. Серп – луна, когда им кормиться надо, иначе подохнут, и молот, молоток, которым осиновый кол забивают». А об оккультном символизме пентаграммы сегодня не читал разве что слепой. «Вот они все советское на себя и вздевают».

Вампиры тем временем усердно имитируют живых – например, на приеме у врача усилием воли запускают не бьющееся уже сердце. И Валера советует вожатому Игорю: «Вам надо запустить сердце Вероники, тогда она снова вас полюбит». В ответ на вопрос Валеры, не боится ли тот умирать (намекая на участь всех укушенных), выигравший футбольный матч пионер Лева Хлопов произносит что-то наподобие речевки: «Возьми свое сердце, зажги его смело, отдай его людям, чтоб вечно горело! Нас с детства учат умирать!»

В финале Валера вступает в неравный и обреченный бой со Стратилатом – за свою первую любовь и всех советских детей, а фоном идет «Куда уходит детство» в исполнении хора на заключительном концерте олимпийской смены.

Создатели сериала «Вампиры средней полосы» адаптировали тему к российской ментальности и культурному субстрату. Например, очеловечиванием и погружением в быт героев и отсылками к «скрепным» темам. Сюжет завязывается в провинциальном Смоленске, где находят тела трех обескровленных человек. Предыстория «праотца» вампирского семейства Святослава Вернидубовича Кривича в исполнении Юрия Стоянова отсылает к событиям Второй мировой и войне 1812 года. Не забыты гендерные стереотипы да унылые провинциальные реалии с убогим ЖКХ, социалкой и преступностью.

После обнаружения трех трупов в Смоленск приезжает московский следователь по особо тяжким делам. Без love story не обойтись, сразу возникает интрига москвича с местной следовательницей – конечно же вампиршей. Анну Николаевну дядя Слава «инициировал» в Великую Отечественную войну, не дав умереть от фашистской пули.

Другой колоритный персонаж из основных членов вампирского клана – обрусевший француз Жан Иванович. Обращенный дядей Славой еще в войну 1812 года, доктор Жан лечит – и отливает потихоньку кровушку у пациентов местной больницы для кормления «семьи». Он неустанно экспериментирует в поисках панацеи от всех болезней и упорно ставит безуспешные опыты по скрещиванию вампиров с людьми.

Хранителей мирного договора между вампирами и людьми возглавляет Ирина Витальевна в исполнении Татьяны Догилевой. Для «внешних» людей она большой начальник каких-то социальных служб. Сценаристы поместили фантастических персонажей в декорации социальной чернухи. Так, Святослав Вернидубович периодически пеняет Ирине Витальевне на отвратительные условия провинциальной жизни. То долгострой, то давно обещанный ремонт, то 90-летняя ветеран войны, вынужденная за 10 километров ходить с ведрами за водой. А когда к ней приближается смерть – прогрессирующая саркома, старушка просит дядю Славу обратить и ее.

Против человеколюбивого Святослава Вернидубовича встает в буквальном смысле из могилы его заклятый враг Клим. Он жаждет реванша, желает покарать не только деда Славу, но и всех вампиров-человеколюбцев. Слава дает свой последний бой: «У меня душа в Смоленске, куда я отсюда поеду?» У вампиров, оказывается, тоже в чести патриотизм! Завершающий аккорд исполняет москвич Иван – отрубает Климу голову ритуальным топором.

Так в обоих сериалах эстетика классического хоррора разрушается здоровым смехом постмодерна. Тот, кто выжил в 1980-е годы и выживает сегодня в российской глубинке, потусторонней нечисти не убоится.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Комедия и триллер по-прежнему рулят

Комедия и триллер по-прежнему рулят

Вера Цветкова

Сергей Минаев: "Мы постарались написать историю самых сильных человеческих страстей – любви и власти"

0
4953
Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Вера Цветкова

О ближайших телепремьерах: что-то новое, а что-то хорошо забытое старое

0
6757
История Сергия не завершается на "эскортнице" Яге

История Сергия не завершается на "эскортнице" Яге

Вера Цветкова

Февральские премьеры на онлайн-платформах: много комедий и один триллер

0
13915
Создателей сериалов захватили глобальные  темы

Создателей сериалов захватили глобальные темы

Вера Цветкова

Премьеры января – "Успешный", "Прелесть" и "Золотое дно" – о губительной силе денег

0
15992

Другие новости