А.П. Ярков, А.Н. Старостин. Ислам от Урала до Камчатки в панораме веков. – Тюмень. Изд. Тюменского государственного университета. – 2021. 298 с. |
Заметим, что на некоторых издаваемых исламскими организациями картах Урал, Сибирь, а иногда и Дальний Восток заштрихованы зелеными полосами, что означает признание их частично мусульманскими регионами.
За последние два десятилетия в нашей стране опубликованы сотни научных работ, посвященных проблемам ислама в азиатской части России. Однако почти во всех рассматриваются локальные ситуации – в масштабах от села до федерального округа, описание же общей картины встречается редко.
Авторы поставили перед собой очень непростую, зато амбициозную цель – дать характеристику мусульманского сообщества всего макрорегиона в наши дни, в то же время предварив ее анализом того, как на протяжении истории проникал сюда ислам, каковы были особенности здешней «мусульманской экспансии». Монография имеет комплексный характер, представляя собой одновременно историческое и религиоведческое исследование. Кроме того, ее можно назвать справочником в лучшем смысле этого слова, поскольку в книге содержится разнообразный и богатый фактический материал.
Размышляя о становлении ислама на Урале и в Сибири, Александр Ярков и Алексей Старостин отмечают дискуссионность вопроса о времени появления этой религии на землях восточнее Урала (с. 17). Первая глава книги «Историческая панорама» фактически отражает их участие в научной дискуссии. Детально рассуждать об этой интереснейшей полемике не представляется возможным, это потребует куда более обширного текста. Однако можно согласиться со сделанным авторами общем выводе о том, что к началу XXI века «макрорегион оформился в поликонфессиональное пространство, внутри различающееся по образу жизни, характеру занятия населения, мировоззренческим представлениям, где у человека есть как право выбора, так и чувство ответственности за гармонизацию отношений» (с. 109). Из этого следует, что макрорегион доступен для новых изменений в конфессиональном составе его населения, в плане роста активности сторонников тех или иных религиозно-культурных традиций, в частности исламской. В таком контексте считать его однозначно периферийной частью мусульманского мира не совсем корректно.
В ряде областей доля мусульман довольно существенна. Например, в Тюменской области она составляет 13% (с. 132), в Курганской области свыше 7% (с. 151), в Омской области 6,7% (c. 159). Относительно приводимых авторами статистических данных можно высказать претензию, что некоторые приводимые ими цифры относятся скорее пусть и к недавним, но все же прошлым годам.
С другой стороны, сделать точные подсчеты затруднительно. К тому же в составе мусульманских общин Зауралья присутствует значительное количество иммигрантов с Северного Кавказа, из Азербайджана и Центральной Азии, а порой они вообще составляют большинство. Все эти обстоятельства подробно описаны в монографии.
Обо всем этом, а также об активности – собственно религиозной, культурной, общественной – повествуется во второй главе «Региональный аспект». Авторы приводят большое количество эпизодов, как эта деятельность происходит, какую роль играют местные организации во внутренней, полной противоречий жизни российской мусульманской общины, а заодно – как они взаимодействуют с государством.
В отличие от многих посвященных исламу и мусульманам работ в книге нет субъективных авторских оценок деятельности тех или иных мусульманских авторитетных лидеров, иных общественно-религиозных активистов. Может, это и стало одной из причин того, что в «Исламе от Урала…» отсутствуют общие выводы. Пусть эти выводы сделает сам читатель.
А прочитать эту увлекательную книгу будет интересно и полезно и профессиональному религиоведу, и историку, да и просто тому, кто интересуется прошлым и настоящим России.
комментарии(0)