0
8862
Газета Печатная версия

14.09.2021 15:16:00

Мило Джуканович опять споткнулся о Сербскую церковь

Повлияет ли интронизация черногорского митрополита на президентские выборы – 2023

Тэги: балканы, черногория, сербия, россия, джуканович, вучич, конфликт, политика, кризис, рпц, спц, патриарх кирилл, патриарх порфирий, митрополит иоанникий, протесты, закон, православие


балканы, черногория, сербия, россия, джуканович, вучич, конфликт, политика, кризис, рпц, спц, патриарх кирилл, патриарх порфирий, митрополит иоанникий, протесты, закон, православие Делегация Сербской церкви перемещалась по древней черногорской столице Цетине в плотном кольце полицейского спецназа. Фото Reuters

В Черногории происходит очередное политическое противостояние. Поводом к нему стала интронизация митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия (Мичовича), которая состоялась в Цетинском монастыре 5 сентября в присутствии патриарха Сербского Порфирия. Из-за протестных акций, которые начались вечером 4 сентября и в ходе которых пострадали десятки человек, глава Сербской православной церкви (СПЦ) и архиепископ Цетинский вынуждены были прибыть в древнюю резиденцию черногорских митрополитов на вертолете. Митрополит Иоанникий спустя несколько дней заявил, что «за всеми препятствиями и беспорядками стоял Мило Джуканович, который усиливал напряженность и старался придать собранию политический характер».

Сам президент Черногории Мило Джуканович обвинил в разделении народа не только церковь, но и правительство. «Мы стали свидетелями большого позора Сербской православной церкви и правительства Черногории, стыда, беспрецедентного за долгую историю черногорского государства, а также за всю историю православия. Жестоко злоупотребляя государственными ресурсами, прежде всего армией и полицией, и совершенно неправильно применив силу против мирных граждан, собравшихся в исторической столице Черногории, правительство обеспечило насильственную интронизацию митрополита Иоанникия против воли подавляющего большинства жителей Цетине и значительной части граждан Черногории. Только человек без достоинства позволил бы себе попасть в монастырь Цетине вертолетом, приземлившимся в исторической столице Черногории под защитой бронированных щитов, и таким образом опорочить престол святого Петра Цетинского», – цитируют слова Джукановича национальные СМИ. «Это конец уважения, которым Сербская православная церковь пользовалась до сих пор как в исторической столице Черногории, так и в нашей стране», – заверил президент. Позже он добавил, что это была «серьезная атака» на черногорское государство со стороны «сербского мира» при поддержке России.

В свою очередь, премьер-министр страны Здравко Кривокапич в Twitter отметил: «Все, что происходило вчера и сегодня (4 и 5 сентября. – «НГР») в Цетине, – попытка террористических актов. Совершенно ясно, что заказчики и организаторы – высшее руководство Демократической партии социалистов Черногории в сотрудничестве с организованными криминальными группами, которым государство перекроет дорогу». О том, что беспорядки были попыткой государственного переворота и носили искусственный характер, считают и в Русской православной церкви (РПЦ). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также президент Сербии Александр Вучич одними из первых поздравили нового главу Черногорско-Приморской митрополии.

Иоанникий (Мичович) был избран митрополитом Черногорско-Приморским Сербской православной церкви на Соборе епископов Белграда в мае, заменив митрополита Амфилохия (Радовича), который умер от COVID-19 в конце прошлого года. Патриарх Порфирий, который возглавил СПЦ в феврале нынешнего года, сменив на этом посту патриарха Иринея, также скончавшегося от коронавирусной инфекции 20 ноября 2020 года, пригласил Джукановича на торжество.

Однако президент потребовал выбрать для церемонии любую другую обитель. В конце декабря 2019 года он подписал закон о свободе вероисповедания, согласно которому собственность СПЦ может отойти правительству страны, если не будут представлены специальные свидетельства права на имущество. Документ вызвал массовые протесты черногорцев. Сотни тысяч сторонников Сербской церкви выходили на несанкционированные митинги, остановить которые не смогла даже пандемия коронавируса. Иоанникий (Мичович), тогда еще епископ Будимлянский и Никшичский, стал одним из вдохновителей этих акций. Его неоднократно задерживали за неповиновение. Он открыто поддержал на парламентских выборах в августе 2020 года коалицию «За будущее Черногории», оппозиционную действующей власти. Блок получил 32,55% голоса избирателей, что соответствует 27 местам в парламенте. Правящая партия Мило Джукановича «Демократическая партия социалистов» (ДПС) впервые потеряла большинство в законодательном органе страны. В декабре прошлого года кабинет министров возглавил оппозиционер Здравко Кривокапич. Именно при нем в спорный закон были внесены поправки.

Как пояснил «НГР» научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт, у Джукановича «зуб» на митрополию. «Церковь нанесла его карьере сильнейший политический удар, из-за которого он был практически оттеснен от власти. Раньше считалось, что Мило – это сила. Сейчас же выяснилось, что нет. Кроме этого, Цетине в последние десятилетия стал знаменит именно как один из главных центров националистических настроений в стране. Сторонники митрополии живут либо в северной части Черногории, либо около моря, либо в центре, Подгорице. В Цетине их не очень много, и чтобы не пролилась братская кровь, митрополия отказалась от того, чтобы после интронизации провести традиционный для таких случаев народно-церковный собор, то есть встречу нового митрополита с верующими», – отметил Энгельгардт.

Впрочем, взаимоотношения с представителями духовенства у Кривокапича тоже пока складываются непросто. Многие считали его поборником интересов СПЦ и человеком митрополитов Амфилохия и Иоанникия. Вначале он даже объявил о том, что готов подписать с Сербской православной церковью «основополагающий договор», гарантирующий правовое положение СПЦ в Черногории. Текст был согласован обеими сторонами, но, уже находясь в Белграде, черногорский премьер-министр вдруг неожиданно заявил, что соглашение необходимо скорректировать, сославшись на «новые причины».

Иерархи тогда ответили, что «ни при каких обстоятельствах не откажутся от защиты своих прав и своих святынь».

В конце апреля патриарх Порфирий опять объявил о том, что правительство Черногории согласно заключить конкордат с церковью, и это может произойти сразу после пасхальных праздников, то есть в мае. Но не произошло: текст с множеством изменений в Белграде получили лишь в середине августа. В новой редакции отсутствует пункт, в котором говорится, что ни одно религиозное православное здание в стране не может быть построено без согласия представителей Сербской православной церкви как традиционной духовной общины с исторической преемственностью. В правительстве напомнили, что СПЦ в Черногории была зарегистрирована только в 1921 году, после вступления страны в состав королевства сербов, хорватов и словенцев под управлением сербской королевской династии, а потому утверждение об исторической преемственности нарушает права автокефальной Черногорской православной церкви (ЧПЦ). Она, мол, согласно Конституции княжества Черногория, была основана еще в 1905 году, а в 1993-м объявила о возвращении своей независимости.

Сербские инсайдеры утверждают, что доработка документа проходила под строгим контролем вице-премьера Черногории Дритана Абазовича, этнического албанца и лидера партии «Черное на белое». Он, как и президент страны, выступает за признание автокефалии ЧПЦ. Джуканович еще в декабре 2018 года заявлял, что намерен добиваться легитимизации независимости Черногорской церкви от СПЦ. Президент также утверждал, что Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей поддерживает его стремление ослабить влияние Сербской православной церкви в Черногории и дать самостоятельность ЧПЦ. Однако в интервью сербской газете Kurir Варфоломей сказал, что никогда не признает черногорских «раскольников», поскольку «Черногория – каноническая территория Сербской православной церкви».

В Москве этим заявлениям не верят. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов отметил сходство происходящего в Черногории с тем, что было в Украине и итогом чего стало образование патриархом Варфоломеем Православной церкви Украины (ПЦУ). Член комитета по международным делам Госдумы РФ Елена Панина добавила, что за беспорядками в Цетине стоят проамериканские структуры, которые пытаются «уничтожить все, что объединяло сербов и черногорцев, и вытеснить из Черногории Сербскую православную церковь». Ранее глава МИД России Сергей Лавров также обвинял Варфоломея в сотрудничестве с США с целью подрыва влияния православия в современном мире.

«Мило Джуканович в последние несколько лет подчеркивал свою приверженность евро-атлантическим ценностям и поддерживал евро-атлантический выбор Черногории и свои личные заслуги в обеспечении этого выбора. Это его длительная и последовательная политика», – продолжает Георгий Энгельгардт. При этом эксперт считает, что черногорские события нельзя назвать идентичными украинскому сценарию: «Персональный состав верхушки Черногорской православной церкви – это довольно пестрый подбор комичных фигур, не пользующихся реальным авторитетом у верующих. Именно поэтому у этой организации существуют проблемы с адептами, в то время как у Черногорско-Приморской митрополии есть реальные верующие, и мы видели это год назад, когда они выходили в немыслимом для современного общества проценте на протестные акции. Ничего подобного у самопровозглашенной Черногорской церкви нет. Ее сторонники – это прежде всего противники церкви вообще. В этом, наверное, главное отличие от Украины, где во главе автокефалистов вначале стоял митрополит Филарет (Денисенко), очень опытный иерарх и достаточно авторитетный человек, имеющий все-таки широкий круг прихожан». «Когда пошел весь этот проект с ПЦУ, украинским властям чисто технически было кого поддерживать. В Черногории посткоммунистческое, атеистическое в своей массе правительство, которое возродило проект автокефалии только из политических соображений. Предводитель Черногорской церкви Мираш Дедеич был привлечен политиками в рамках борьбы за независимость. Мол, у независимой страны должна быть своя независимая церковь. Джуканович в свое время пытался решить вопрос с автокефалией, но ему это не удалось из-за личного фактора. Между патриархом Варфоломеем и Мирашем Дедеичем – давний конфликт. В 1997 году Дедеич был извержен из сана Вселенским патриархатом», – считает эксперт.

По мнению Энгельгардта, сложившаяся в церковной жизни Черногории ситуация повлияет на политику страны, которую в 2023 году ждут президентские выборы: «С точки зрения черногорских понятий, традиций и обычаев очень важно не то, что стороны говорят друг другу во время и после конфликта. Важно, кто его выигрывает, кто оказывается сильнейшим. Сейчас в выигрыше остались по итогу два человека – Кривокапич и митрополит Иоанникий. Когда Мило Джуканович заявлял, что никакой интронизации в Цетине не будет, это была декларация не просто политика, а авторитетного во всех смыслах человека с репутацией не бросающего слова на ветер. И то, что Кривокапич и Иоанникий смогли провести эту интронизацию в Цетине любыми способами, говорит о проявлении силы. В долгосрочном плане это будет работать как на авторитет нового митрополита, так и на политическую карьеру Кривокапича, которого в последнее время все чаще обвиняли в нерешительности, колебаниях, готовности идти на уступки и т.д. Сейчас Кривокапичу удалось выйти из потенциально острого кризиса. Ведь если бы эта интронизация не состоялась, то скорее всего в стране произошел бы правительственный кризис и правительство пало. Тогда был бы выбор между формированием какой-то новой коалиции либо досрочными парламентскими выборами. С этой точки зрения можно считать, что Кривокапич одержал значительную политическую победу».

«Что касается Джукановича, то он оказался в непростой ситуации. Год назад партия президента проиграла важные парламентские выборы, что нанесло ему очень тяжелый удар. Но поскольку он человек сильный, боец, то достойно вышел из нокдауна и весной начал отыгрывать свои позиции. Достаточно неплохо провел местные выборы в Никшиче, удачно срежиссировал кризис вокруг заявления министра юстиции Владимира Лепосавича о геноциде в Сребренице в годы войны 1992–1995 годов – и нанес этим сильный репутационный удар Кривокапичу, который вынужден был отправить Лепосавича в отставку, и это было использовано для подрыва репутации премьера среди его же сторонников. И только Джуканович постепенно начал набирать обороты, как снова его политическое возрождение споткнулось на митрополии», – заключил Энгельгардт.

Тем временем Сербская церковь готовит новые искушения для политиков в Подгорице. Патриарх Порфирий опять собирается в Черногорию. В страну он приедет 25 сентября на очередную интронизацию. На этот раз – епископа Будва-Никшичского Мефодия (Остоича). Он займет кафедру, которую до него возглавлял митрополит Иоанникий.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1132
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
900
Лукашенко сообщил о расколе в Полку Калиновского

Лукашенко сообщил о расколе в Полку Калиновского

Дмитрий Тараторин

В известном боевом подразделении оппозиции возник внутренний конфликт

0
1198
Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Артур Аваков

Пашинян теряет рейтинг на фоне кризиса в отношениях Еревана и Москвы

0
1367

Другие новости