0
9546
Газета Печатная версия

03.08.2021 16:04:00

Автокефалия – теперь главное пугало «русского мира»

Неизбежен ли раскол по украинскому сценарию в Белоруссии и Молдавии

Тэги: рпц, пцу, россия, белоруссия, молдова, патриарх варфоломей, патриарх кирилл, митрополит иларион, автокефалия, православие, церковь, раскол, владимир путин, александр лукашенко, майя санду


рпц, пцу, россия, белоруссия, молдова, патриарх варфоломей, патриарх кирилл, митрополит иларион, автокефалия, православие, церковь, раскол, владимир путин, александр лукашенко, майя санду Тихановская встречалась с Байденом, американцы спровоцировали автокефалию в Украине – значит, Тихановская хочет независимую церковь в Белоруссии. Такова цепочка рассуждений в околовластных кругах РФ. Фото со страницы президента США в Twitter

Чем ближе дата визита Вселенского (Константинопольского) патриарха Варфоломея в Украину (24 августа), тем чаще в Русской православной церкви и в дипкорпусе России пугают себя и окружающих, что церковный раскол распространится на все постсоветское пространство. 24 июля в интервью телеканалу «Россия 24» министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: «У нас есть четкое понимание того, что действия Константинополя напрямую манипулируются из Вашингтона». «Мы все прекрасно знаем, как создавалась Православная церковь Украины (ПЦУ). Это не просто инициатива Константинопольского патриарха Варфоломея. Она прямо продиктована США. Они по большому счету этого не скрывают», – приводит слова чиновника официальный сайт внешнеполитического ведомства. Спустя сутки глава отдела Внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) продолжил тему. «Главный вызов, который нам сейчас брошен, это антиканонические, раскольнические действия патриарха Константинопольского Варфоломея. Это то, с чем столкнулись в 2018 году, то, что раскололо всю православную церковь. Раскол этот углубляется из-за действий Константинопольского патриарха», – в очередной раз заявил он 25 июля в эфире телеканала «Россия 24». Архиерей добавил, что «епископат и в России, и в Украине, и в Белоруссии, и в Молдавии, и в других странах, входящих в наше каноническое пространство и находящихся за его пределами, единомыслен и солидарен». Председатель ОВЦС практически во всех своих последних интервью вспоминает патриарха Варфоломея и тот урон, который он своими «разбойническими» действиями принес русскому православию.

28 июля РПЦ отметила День крещения Руси. Поздравления с «судьбоносным выбором святого равноапостольного князя Владимира», благодаря которому и произошло обращение Киевской Руси в христианство в 988 году, патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил не только президенту России Владимиру Путину, но и президенту Украины Владимиру Зеленскому, а также президенту Белоруссии Александру Лукашенко.

Накануне приверженцы церковного единства с Москвой провели в Киеве масштабный крестный ход, который собрал, по заявлению пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), около 350 тыс. верующих. Паломничество раскритиковал Владимир Зеленский – прежде всего за пренебрежение к санитарным мерам. «Можно по-разному относиться, я понимаю, что это праздник, но я со стороны киевской общины и власти не видел коммуникации. Все боятся коммуницировать, понимают, что это большой праздник и не хотят сказать людям прямо, чтобы были осторожны», – заявил украинский лидер. Представители ПЦУ решили в этом году не проводить торжественные публичные шествия и торжества, мотивируя свой отказ неблагополучной эпидемической ситуацией. Во время праздничной литургии в Свято-Михайловском соборе, на которой присутствовали представители Вселенского и Александрийского патриархатов, а также Кипрской православной церкви (признавшие ПЦУ), митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (Думенко) выразил радость по случаю грядущего приезда на празднование 30-й годовщины независимости страны «первого среди предстоятелей православных церквей».

В УПЦ МП тут же заявили, что не намерены участвовать ни в одном мероприятии, на которых будет присутствовать Варфоломей. «Мы против его приезда. Это связано с тем, что патриарх Варфоломей несет личную ответственность за то, что происходит в Украине в последние годы. Это захват наших храмов, избиение наших верующих. Очень много зла было принесено. Нас не поймут верующие», – заявил журналистам управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич).

Беспокойство вызывает и обстановка в православном сообществе Белоруссии, даже несмотря на то, что госвласть при помощи Московского патриархата максимально постаралась сделать Белорусскую православную церковь (БПЦ) управляемой и контролируемой. В конце июля стало известно о звонке Александра Лукашенко патриарху Кириллу. «В центре внимания была ситуация в Беларуси и России. А акцент во время беседы был сделан на тематике межконфессиональных отношений. И конечно, обсудили собеседники положение дел в церкви в целом», – говорится в сообщении пресс-службы белорусского президента. В июне был лишен кафедры якобы по состоянию здоровья неформальный лидер православных оппонентов минской власти архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко). Новое руководство епархии провело чистку в рядах местных священнослужителей. Уволены священники Георгий Рой, Николай Гайдук и Анатолий Ненартович, которые вместе с Артемием осуждали насилие в республике. Сочувствующие им верующие в соцсетях стали выражать надежду, что опальное духовенство создаст и возглавит оппозиционную православную церковь.

Масла в огонь страхов о возможном расколе в БПЦ подлила и бывший кандидат в президенты Белоруссии, а ныне лидер национальной оппозиции Светлана Тихановская. 25 июля в ходе своей поездки по США она посетила в Нью-Йорке храм Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ). Почти сразу появились анонимные сообщения в соцсетях, что Тихановская пообещала обратиться к Константинопольскому патриарху с просьбой предоставить томос об автокефалии православной церкви в Белоруссии. «То, что Тихановская посетила храм раскольничьей Белорусской автокефальной православной церкви, говорит о том, что и в Белоруссии предполагается реализация такого же автокефального проекта, как это было в Украине», – заявил 26 июля секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Правда, в видеодневнике, который выкладывает Тихановская на своем Youtube-канале, нет свидетельств того, что на встрече с белорусской диаспорой она вообще хоть как-то поднимала тему религиозности.

Пресс-секретарь Тихановской Анна Красулина на запрос «НГР» ответила следующее: «Как лидер демократического движения Светлана Тихановская с уважением относится к свободе совести и убеждений независимо от конфессии и религиозной традиции» и «разделяет общую приверженность принципам демократического правового государства, в том числе независимости религиозных организаций от государства в вопросах веры, невмешательства государства в жизнь религиозных организаций и объединений». «Принципы, из которых исходит в своей деятельности Тихановская, полностью исключают даже теоретическую возможность влияния на организационную структуру православной церкви, равно как и любой другой конфессии, как в Беларуси, так и за ее пределами», – сообщила Красулина. «Создавать конфликты среди верующих сегодня выгодно тем, кто действует по принципу «разделяй и властвуй». Мы же должны решить одну проблему – вернуть людям право выбора, провести новые выборы ради выхода из кризиса. Эта цель сегодня объединила в Беларуси самых разных людей, принадлежащих к разным конфессиям. Мы едины в нашем требовании остановить репрессии, освободить политзаключенных и провести новые честные выборы. А попытки создать искусственные конфликты в Беларуси обречены на провал», – заявила пресс-секретарь лидера белорусской оппозиции. Год назад сторонники Лукашенко уверяли, что в предвыборной программе Тихановской существовал пункт о создании независимой церкви. В Координационном совете белорусской оппозиции эти предположения называли выдумкой.

В конце июля тревожные новости стали поступать и из Молдавии. Ряд местных СМИ со ссылкой на Telegram-канал молдавского политолога Владимира Букарского опубликовали новость о том, что президент Республики Молдовы Майя Санду «пошла в наступление» против Московского патриархата и его Кишиневской митрополии. «Что следует ожидать в ближайшее время? Участия Санду в предстоящем шабаше в Киеве на «день незалежності», когда будет предпринята попытка силового захвата Киево-Печерской лавры раскольниками из ПЦУ при личном участии константинопольского патриарха Варфоломея… Открытой поддержки деятельности Румынского патриархата по переманиванию приходов канонической Молдавской митрополии в румынскую Бессарабскую митрополию», – приводят издания слова Букарского.

Сам автор канала рассказал «НГР», что раскольнические настроения в стране были сильны несколько лет назад. «В последнее время у Бессарабской митрополии в парламенте нет активного лобби, которое было раньше. Сейчас у них нет таких депутатов. Более того, у нынешней прозападной власти в Молдове сегодня совершенно другие интересы. Их интересует преимущественно секулярная повестка: принятие стамбульской конвенции, права секс-меньшинств и т.д. А церковные вопросы их не интересуют», – заметил политолог. При этом тема перехода священников РПЦ в Бессарабскую митрополию остается актуальной. «В Румынии церковь является госструктурой, а священники – госчиновниками. Они от государства получают зарплату, соцпакеты и пенсии. И для молдавских священнослужителей, особенно тех, которые живут небогато, переход в Бессарабскую митрополию означает получение определенных социальных гарантий со стороны Румынии. И это является для них дополнительным стимулом для перехода в румынскую митрополию. Однако в целом ненависти к Русской православной церкви нет. Ситуация раскола возможна, только если нынешние политические власти страны попытаются воздействовать на него», – заключил Букарский.

Трения РПЦ с Бессарабской митрополией, которая находится в юрисдикции Румынского патриархата, происходят давно. Кишиневская епархия в составе РПЦ был создана еще в 1813 году на отошедших к России бессарабских территориях. В 1918 году Бессарабия была оккупирована Румынией. Румынские власти на 26 лет включили Кишиневскую епархию в состав Бессарабской митрополии своей церкви. И только в 1944 году епархия вернулась в состав РПЦ. В 1992 году Синод РПЦ присвоил Молдавской православной церкви статус самоуправляемой. Румынский патриархат в республике сейчас представляет митрополит Петру (Пэдурару). При его деятельном участии Синод Румынской православной церкви (РумПЦ) образовал Бессарабскую митрополию. С тех пор между митрополиями ведутся споры за земли и храмы. Пэдурару – активный сторонник Санду, которая заняла президентское кресло в декабре 2020 года, сменив Игоря Додона, лояльного к РПЦ. При столь непростых взаимоотношениях РПЦ и РумПЦ Румынский патриарх Даниил так и не признал ПЦУ.

Как пояснил «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, тема возможной автокефалии на постсоветском пространстве связана с конкретными вызовами, которые появляются в последнее время. «Украинская тема выступила триггером для конфликта внутри православного сообщества, в результате чего Москва и Константинополь не находятся в каноническом общении, но также стала триггером, связанным с другими странами. При этом в Молдавии речь об автокефалии не настолько актуальна. Там разговор идет скорее о конкуренции РПЦ и РумПЦ. Решается вопрос, чья это каноническая территория, с учетом того, что та часть Молдавии, которая сейчас является Республикой Молдова, в 1920–1930-е годы была под контролем Румынии, хотя Советский Союз этого не признавал. Там были румынские церковные институции и соответственно есть параллельные юрисдикции. Поэтому в Молдове эта тема больше сходна с аналогичной темой в Эстонии, чем с украинской автокефалией», – считает эксперт.

Политолог заметил, что церковная ситуация в Украине и Белоруссии также не идентичная. «Если украинский церковный конфликт восходит к событиям чуть ли не столетней давности и конфликт давно укоренен, то в Белоруссии ничего подобного не было и нет, – подчеркнул эксперт. – Белорусская автокефалия возникла под влиянием украинской. Несмотря на то что на автокефалии церкви в Белоруссии настаивал во время Второй мировой войны немецкий оккупационный комиссариат «Вайсрутения», широкой поддержки идея не получила. Более того, после войны архиереи белорусской автокефальной церкви вошли в состав Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), что было невозможным для тех же украинских националистов. А та автокефалия, которая сейчас есть в Белоруссии, возникла уже после Второй мировой войны. Ее главное отличие от украинской – она значительно меньше и так и не смогла стать хоть сколько-то значимой и авторитетной институцией даже для тех белорусов, которые выступают за дистанцирование от России». «Конечно, из-за того, что произошло в Белоруссии и внутри церкви в связи с президентскими выборами – 2020, набирает обороты антилиберальный реванш. На этом фоне автокефальная идея способна получить импульс», – добавил Макаркин.

Однако, по мнению эксперта, дальнейшее противостояние РПЦ и Константинопольского патриархата может усугубить тему автокефалии в будущем: «Сейчас Константинополь и Москва соперничают по всему миру. До этого тема автокефалии была не так актуальна, хотя отдельные заявления и делались. Главная проблема РПЦ и в Украине, и в Белоруссии, и в Молдавии – это не прихожане, а «захожане». Практикующие верующие остаются при РПЦ. Однако если брать общий процент населения, то их не так много. На примере той же Украины видно, что большинство тех, кто связывает себя с православием, но не является практикующими верующими, в большей степени разделяют как раз автокефальные настроения. Другое дело, что эти идеи у них не в приоритете, поэтому в Украине автокефалия не получила такой широкой поддержки со стороны местного населения. И когда Порошенко выдвинул ее среди основных заслуг во время избирательной кампании, он проиграл. Это не значит, что люди против автокефалии. Это значит, что для них гораздо важнее социально-экономические темы». «В Белоруссии автокефальные идеи менее популярны потому, что нет центра притяжения, – продолжил эксперт. – Люди просто не знают, куда уходить, по крайней мере пока. Что касается Молдовы, то местная церковь – одна из самых консервативных частей Московского патриархата, если не самая консервативная. Но при этом апелляция Игоря Додона к православию, традициям и связям с РПЦ оказалась неудачной, и он, в свою очередь, проиграл президентские выборы». «Так что главная проблема РПЦ на постсоветском пространстве – именно случайные и посторонние для церковных общин люди, которые к Московскому патриархату относятся весьма прохладно», – заключил Макаркин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
2724
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
3943
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2927
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
3068

Другие новости