Шествие верующих представили как их личную инициативу. Фото с официального сайта Екатеринбургской епархии / ekaterinburg-eparhia.ru
В 103-ю годовщину расстрела семьи последнего императора России в Екатеринбурге состоялся крестный ход, не санкционированный властями. Шествие, начавшееся в ночь на 17 июля от Храма на Крови в центре столицы Урала, протянулось на 21 км до урочища Ганина Яма, куда, по мнению РПЦ, были сброшены тела Николая II и его домочадцев, и собрало, по разным данным, от 2 до 5 тыс. человек. Ночное паломничество возглавил глава Екатеринбургской епархии митрополит Евгений (Кульберг). Ранее его предупреждали о том, что если он нарушит постановление властей региона и Роспотребнадзора, то может получить административное наказание.
Однако сразу после стихийного марша в правительстве области заявили, что не считают крестный ход состоявшимся. «Крестный ход в том виде, в котором он проходит традиционно, вчера у нас не проводился. Отдельные граждане небольшими группами прошли по тому пути, по которому традиционно это дело проходит. Ну, прошли по тротуару. Официально мы не считаем, что у нас проходил крестный ход», – заявил утром 17 июля вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько.
«Церковь не антагонист власти, они сотрудничают, – пояснил «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – С одной стороны, РПЦ никоим образом не воспринимается как какая-то оппозиционная сила. В церкви очень хотели бы, чтобы действовал принцип симфонии, то есть равного партнерства. Власти вроде бы запретили крестный ход, и митрополит с этим согласился, однако шествие было проведено, но в другом формате и с меньшим количеством человек, и чиновников вроде бы это устроило. С другой стороны, у властей есть некоторая усталость от церковных потребностей. Сейчас церковь стала все чаще отстаивать собственные интересы, что приводит даже к противостоянию с властями. В Екатеринбурге не так давно было несколько конфликтных ситуаций, и многие чиновники, которые надеялись, что церковь будет более открыта к компромиссам, от этого устали. Чиновники не любят проблем, и поэтому сейчас, когда возникли трудности, они решили не обострять конфликт».
Митрополиту Евгению было очень важно, чтобы это шествие состоялось, считает политолог. «Он в регионе человек новый, и у него есть проблемы с репутацией, – продолжил Макаркин. – Если бы он отказался от крестного хода, этим тут же воспользовались бы фундаменталисты. А этих людей никому отталкивать не хочется, потому что именно они сейчас представляют актив, и не только церковный. Эти люди для государства свои. Власти могут их привлекать на какие-то свои акции как в поддержку традиционных ценностей и духовности, защиту морали и нравственности, так и против оппозиции». «Так что в этой ситуации каждая сторона получила свое и нашла необходимый компромисс. С одной стороны, количество участников было в разы сокращено и вроде бы соблюдались необходимые меры безопасности, с другой – власти избежали серьезного скандала и обеспечили дальнейшую поддержку со стороны РПЦ», – уверен эксперт.
Конфликт начался 8 июля, когда губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил об отмене традиционного шествия верующих. К паломничеству приурочен и ряд культурно-религиозных мероприятий, проходящих под единым названием «Царские дни». Ссылаясь на подобную прошлогоднюю акцию, собравшую около 10 тыс. паломников, Куйвашев заметил: «На участниках нет масок, дистанция между участниками не соблюдается. Тогда нам казалось, что пандемия идет на спад, но это был только конец первой волны». «У нас есть несколько доказанных случаев того, что люди заболели именно после «Царских дней». Они перенесли болезнь довольно тяжело», – написал глава региона в Instagram.
Почти сразу на это послание отреагировал митрополит Евгений (Кульберг). В своем Telegram-канале он заявил: «Традиция народного шествия от Храма на Крови до Ганиной Ямы переросла рамки так называемых «мероприятий» и стала для десятков тысяч людей священной. И нынче люди пройдут по святому пути – это очевидность. В нынешней эпидемической ситуации не может быть идеальных решений. Каждый самостоятельно находит баланс между мужеством и страхом, ответственностью и смелостью, осторожностью и дерзновением. Я однозначно пойду!» При этом архиерей призвал «принимать максимальные меры по защите собственной жизни и жизни окружающих».
Позиция главы Екатеринбургской митрополии, идущая вразрез с мнением властей, воодушевила верующих, проигравших в 2019 году битву за строительство в городском сквере храма Святой Екатерины. «Лидер партсписка «Единой России» не просто запретил Царский крестный ход, а сделал это нарочито унизительно – вину возложил на верующих и проиллюстрировал запись фотографиями 2017 и 2018 годах. Так три и четыре года назад никто не носил масок и дистанции не соблюдал!» – написала в соцсети православная общественница Оксана Иванова. «Мы все равно пойдем», – под сообщением Куйвашева в Instagram написали активисты движения «Царский крест». Telegram-канал движения «Сорок сороков» задался вопросом: «Крестные ходы пытались запрещать в период правления Диоклетиана в Римской империи и в России при богоборческой, сатанинской власти. Запрет крестного хода равнозначен запрещению литургии, запрету православным молиться Господу и Спасу нашему Иисусу Христу! Куйвашев возомнил себя Диоклетианом или Троцким?»
Тем не менее руководство епархии решило отменить шествие. Об этом 13 июля известил Сергей Бидонько. «Митрополит – законопослушный человек», – сказал чиновник журналистам. 14 июля вышло новое постановление Роспотребнадзора Свердловской области, которым запретили проведение массовых мероприятий с участием свыше 500 человек.
В самой епархии, впрочем, об отмене крестного хода так и не сообщили, а на карте разработанного при участии духовенства мобильного приложения для паломников, посвященного мероприятиям «Царских дней», пеший маршрут из центра Екатеринбурга к Ганиной Яме по-прежнему был указан. «Приложение сделано не на один год. Маршрут относится к разделу типовых паломнических маршрутов, по которым паломники ходят в течение всего года», – пояснили журналистам в пресс-службе епархии. За сутки до появления приложения местные СМИ, ссылаясь на анонимные источники, рассказали, что в Екатеринбурге прошла встреча Куйвашева с Кульбергом. Глава региона разговаривал с архиереем на повышенных тонах и даже срывался на крик. «Губернатор вышел из себя, орал и требовал запретить крестный ход. Митрополит отвечал, что невозможно отменить то, что уже благословил патриарх. Для этого святейший должен дать новое благословение. Тогда Куйвашев потребовал, чтобы Кульберг пошел к патриарху и получил его, но митрополит настаивал, что церковь не может запретить верующим исполнить их долг», – приводят издания слова неназванного источника. Далее стали поговаривать о том, что, мол, глава митрополии от идеи с крестным ходом отступился и предпочитает о нем вовсе не вспоминать, а Куйвашев был срочно вызван в Москву.
Вечером 16 июля, сразу после литургии в екатеринбургском Храме на Крови, митрополит Евгений, ссылаясь на благословение патриарха Московского и всея Руси Кирилла, объявил: «Святейший патриарх попросил, чтобы во время богослужения и когда служба закончится, и каждый отправится туда, куда влечет его сердце, – кто-то пойдет домой, кто-то к друзьям, а кто-то на молебен в монастырь на Ганиной Яме. Это будет не организованно. Где-то тротуары широкие, где-то узкие. Где-то машины будут ехать с большой скоростью. Прошу серьезно и максимально внимательно отнестись к тем, кто будет рядом. И еще одна важная просьба патриарха, чтобы меры, которые рекомендованы нам, – где-то не полениться, смириться и надеть масочку». При этом, напомним, такие статусные представители Московского патриархата, как митрополит Псковский Тихон (Шевкунов) и председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев), призывали верующих вакцинироваться и строго соблюдать все необходимые меры безопасности и предписания Роспотребнадзора. Глава ОВЦС даже пригрозил, что «заразившие других и ставшие причиной их смерти будут замаливать свой грех всю жизнь».
Вероятно, памятуя о том негативном общественном резонансе, который был вызван в 2019 году планами строительства храма Святой Екатерины (подробнее в «НГР» от 16.10.19), в РПЦ решили замять нынешний скандал. Конфликт удалось погасить только после того, как в ситуацию вмешался президент Владимир Путин. В Екатеринбурге был проведен опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по итогам которого выяснилось: 74% екатеринбуржцев уверены, что место для возведения церкви – в сквере у драмтеатра – выбрано неудачно.
Вскоре тогдашний митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) столкнулся с еще одной проблемой – деструктивной деятельностью духовника Среднеуральского женского монастыря схиигумена Сергия (Романова). Несмотря на то что в июле 2020 года решением церковного суда Романов был лишен сана, а в сентябре – отлучен от церкви, Наконечный так и не смог одолеть распоясавшегося царебожника. Романов заперся в построенной им обители. 8 декабря Синод РПЦ принял решения убрать Наконечного с Екатеринбургской кафедры, заменив его Кульбергом. В 2015 году при его поддержке православные активисты разгромили выставку «Осторожно, религия!» в Манеже.
При Кульберге Сергий Романов был не только выдворен из удерживаемого им монастыря, но и арестован. На сегодняшний день ему предъявлены обвинения по таким уголовным статьям, как «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», «Самоуправство» и «Склонение к самоубийству». Дело уже передано в Измайловский суд города Москвы, и в ближайшее время начнутся заседания. Бывшему схиигумену грозит до 10 лет лишения свободы.
Видимо, для того чтобы компенсировать имиджевые потери от санитарных ограничений, на торжественную литургию в ночь на 17 июля с.г. были приглашены еще семь архиереев РПЦ: помимо Евгения (Кульберга) богослужение совершали митрополит Челябинский и Миасский Алексий (Орлов), епископ Орский и Гайский Ириней (Тафуня), епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий (Гажу), епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий (Чащин), епископ Каменский и Камышловский Мефодий (Кондратьев), епископ Златоустовский и Саткинский Викентий (Брылеев), а также митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь). Последний, будучи архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским (с 1999 по 2011 год), не только рукоположил в 2001 году Сергия Романова, но и передал ему под управление строящийся монастырь Святых царственных страстотерпцев в Ганиной Яме. Архиерей знал о том, что схиигумен до прихода в церковь отсидел в колонии 13 лет. В 1985 году Романова признали виновным по статье 102 УК РСФСР «Умышленное убийство», а также по статьям «Кража» и «Грабеж». Когда опального «старца» лишали сана, Морарь покаялся. «Я хочу попросить прощения у всех, кого смутил и привел в недоумение рукоположением отца Сергия (Романова) в нарушение канонических правил. Прошу простить меня великодушно, и оставим все на суд Божий», – сказал архиерей. Именно Морарь стоял у истоков традиции крестного хода на Ганину Яму. Если в 2000 году в паломническом шествии по так называемой Царской дороге участвовало около 300 человек, то в 2002 году их было уже свыше 4 тыс., а в 2012-м – около 50 тыс. верующих. В 2018 году ночное паломничество возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вместе с главой РПЦ тогда от Екатеринбурга до Ганиной Ямы прошли свыше 100 тыс. человек.
«Для митрополита Викентия (который также участвовал в нынешнем шествии. – «НГР») было важно приехать в Екатеринбург и поддержать молодого коллегу прежде всего с репутационной точки зрения, – считает Алексей Макаркин. – Он, конечно, рукоположил Романова, но Романов потом подверг критике всех, в том числе и Викентия – что он недостаточно чтит царя. Поэтому Викентию хотелось показать, что он является настоящим и ревностным почитателем царской семьи. Тем более что он внес значительный вклад в прославление императорской фамилии. И что у Сергия Романова нет какого-то эксклюзива на это. И тут происходит размежевание между фундаменталистами и консерваторами. Викентий – ярко выраженный церковный консерватор. Благодаря бывшему схиигумену считалось, что почитают царскую семью только ярые фундаменталисты. Сейчас же консерваторам важно показать, что именно они являются хранителями культа почитания царской семьи».
Сам Романов, который помимо прочего выступал как ковид-диссидент и всегда призывал верующих участвовать в мероприятиях, несмотря на запреты, в этом году выступил против проведения крестного хода. «Время безмолвия, тишины пришло. Время пришло не болтать на крестном ходу, а молиться дома каждому человеку, это важнее», – приводит обращение Романова Telegram-канал «Защита отца Сергия». Там же было высказано предположение, что Кульберг согласился на шествие только потому, что «ему не дает покоя опыт схиигумена». «В прошлом году в Среднеуральской обители прошли крестный ход несколько тысяч. Постоянно заглядывающий власти в рот Евгений Кульберг имитирует бунт. Митрополиту уж очень хочется поиграть мускулами на публику. Евгений Кульберг пытается приобрести авторитет среди региональной элиты, которой до сих пор нет до него дела», – пишет администратор аккаунта.
Некоторые аналитики, в том числе Макаркин, полагают, что малочисленность нынешнего шествия по сравнению с предыдущими годами была связана не только с официальным запретом шествия, но и отсутствием на нем последователей Романова. «Царебожники не пошли на крестный ход, поскольку для них церковь, патриарх и митрополит остались в прошлом. У них есть свой учитель и наставник Сергий Романов, которого они слушаются. Но получилось, что нынешний призыв отца Сергия сыграл на руку как властям Екатеринбурга, так и РПЦ. Они поняли, что в других конфликтных ситуациях, если они возникнут, противостоять им будут немногие. Потому что те, кто так и не понял, благословлено шествие или нет, предпочли отказаться от участия в нем. А количество тех, для кого оно является сверхважным и кто готов в любой ситуации отстаивать интересы церкви, оказалось не таким уж и большим. Среди последних, конечно, будут и те, кто так и не согласится с признанием подлинности царских останков, если РПЦ на Архиерейском соборе в ноябре объявит их истинными. Но их мало. А те, кто сейчас отказался от шествия, скорее всего вслед за церковниками признают останки», – заключил политолог.
комментарии(0)