1
14024
Газета Печатная версия

06.07.2021 16:01:00

Марийские язычники заявят о себе всей России

Традиционалисты добиваются федерального статуса, но у них есть внутренняя оппозиция

Тэги: язычество, религия, вера, марий эл, традиции, обряды, экстремизм, конфликт, власти


язычество, религия, вера, марий эл, традиции, обряды, экстремизм, конфликт, власти Адепты марийской веры совершают моления не только в национальной республике, но и в других регионах России. Фото РИА Новости

Марийские язычники решили выйти за границы Поволжья и заявить о себе как об общероссийском религиозном движении. Члены правления Централизованной религиозной организации марийской традиционной религии (ЦРО МТР) провели совещание с чиновниками Республики Марий Эл и заручились поддержкой республиканских властей. Активисты готовят документы для регистрации в Минюсте РФ.

О том, зачем политеистам федеральный статус, «НГР» рассказал глава ЦРО марийской традиционной религии Александр Бирюков. По его словам, марийцы живут во многих регионах, и уже зарегистрированы национально-культурные автономии марийцев Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в Крыму, Ханты-Мансийском автономном округе, Башкирии, Свердловской области и Татарстане. «Марийцы проживают там постоянно, а кто-то ездит на заработки, студенты, например, – рассказал Бирюков. – В Москве и Питере тоже проводят моления, но далеко за городом». «Сейчас у них нет религиозной группы или общины, так как общины или религиозные группы по законодательству должны существовать при централизованной организации, чтобы их не считали сектантами или радикалами, – пояснил он. – В этих регионах ничего, кроме одной группы или общины, невозможно создать. Например, в Башкирии и Марий Эл несколько общин создали централизованную организацию, но их юрисдикция распространяется только на свой регион, и общины, находящиеся за пределами этих двух республик, остаются в стороне».

Поэтому, считает активист, марийцам, исповедующим религию предков, необходимо создать межрегиональную организацию. «Марийская традиционная вера – самая древняя и миролюбивая, и через веру можно сохранить национальную идентичность и язык, – уверяет Бирюков. – Идет урбанизация, деревни вымирают, молодежь уходит из деревень, остаются только старики, но на моления все приезжают в свои округа, а кто не может, собираются в городах. Марийцы при проведении обрядов придерживаются канонов: обязательная национальная одежда, национальные блюда, молитвы на национальном языке, игры, родня вся собирается и так далее». «Моления бывают разные: семейные, деревенские, окружные и всемарийские, куда собираются из разных регионов, – продолжил он. – Это объединяет людей, народ. В каждом селении в местах компактного проживания марийцев имеются несколько рощ еще издревле. Где-то годами не проводились моления, даже и деревень нет, но моления проводят или начинают вновь проводить. В Москве и Питере открыли новую рощу. Если где-то нет картов (марийских жрецов. – «НГР»), то приглашаются из Марий Эл. И в Москву, и в Башкирию, и в Нижегородскую область они ездили проводить моления. Теперь там есть уже свои карты. Но там большие моления не проводятся, только в Марий Эл».

Кюсото, то есть священная роща марийцев, есть в Дмитровском районе Подмосковья. Она называется Кинде-Курык (кинде – хлеб, курык – гора). 16 мая группа марийцев собралась здесь для весеннего моления.

Заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин называет марийскую религию «самым организованным и сохранившимся с древних времен языческим движением коренного народа России». «В основном язычники – луговые марийцы, в отличие от традиционно православных горных марийцев», – отметил в разговоре с «НГР» религиовед. По его мнению, для марийской традиционной веры федеральный статус – естественная ступень эволюции религиозной организации. Лункин напомнил, что тогдашний глава ЦРО МТР Василий Смирнов еще в 2017 году говорил, что нужно развивать отношения с марийскими общинами по всей России, в Нижегородской и Кировской областях, Татарстане, Башкортостане и Удмуртии. «Чтобы другие проповедники не уводили верующих к себе», – пояснил религиовед. «На этом и может основываться федеральный статус марийского язычества», – считает он. Марий Эл – единственная республика, где языческий жрец (Александр Таныгин) входит в совет при губернаторе, напомнил эксперт.

«Ни имперские, ни советские власти не могли подавить массовых молений в священных рощах и прервать традицию жрецов-картов», – рассказал Лункин. Однако до начала XX века марийская традиционная религия не была организационно оформлена. Первый Всероссийский съезд этого народа в Бирске (1917 год) принял решение об учреждении Центрального духовного правления мари. Однако при советской власти многие жрецы и организаторы молений были репрессированы. Лишь во время Великой Отечественной войны были разрешены моления в священных рощах, рассказывается на республиканских информационно-исторических ресурсах.

Появление закона «О свободе вероисповеданий» в 1990 году создало условия для возрождения язычества. В 1990 году был создан Общественный совет по марийской вере при Республиканском краеведческом музее. Годом позже избран Совет старейшин марийской веры. Утвержден устав марийского религиозного центра «Ошмарий-Чимарий» (букв. «белый мариец – чистый мариец», истинно, непогрешимо соблюдающий веру предков). В 2007 году духовное правление мари прошло перерегистрацию как ЦРО МТР Республики Марий Эл.

Местные СМИ сообщают, что в Марий Эл действует 10 объединений традиционной марийской религии, учтено более 600 священных мест, из которых примерно 230–240 действующие. В «Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» указано 327 священных рощ.

Некоторые статистические данные приводились на специальной конференции, которая прошла в июне 2020 года в Марийском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории им. В.М. Васильева.

Социологи МарНИИЯЛИ представили портрет современного верующего, исповедующего марийскую традиционную религию. Это преимущественно луговые мари, в основном в старших возрастных категориях 40–49 лет, 50–59 лет (около 22–23%) и от 60 лет и старше (в 2011 году около 17%, в 2018, 2019 годах более 21%). На вопрос о том, принимали ли они участие в языческих обрядах, ответили положительно 34,6% респондентов. Из них 12,1% совершают обряды в священных рощах.

Однако не все так радужно в отношениях язычников и властей. В мае марийские СМИ сообщали о письме, якобы написанном республиканским министром внутренней политики Михаилом Даниловым и адресованном главам администраций и городских округов региона. Один из интернет-ресурсов приводит полный текст письма: «Министерство внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл сообщает о недопущении использования муниципальных учреждений в качестве площадки для проведения мероприятий радикально настроенными последователями марийской традиционной религии» (https: //mariuver. com/2021/05/19/tradicional-radikaly/).

«К сожалению, местным властям всегда выгоднее и проще выстраивать взаимоотношения с «классическими» конфессиями, а не с коренными традициями в регионе, – прокомментировал «НГР» ситуацию представитель Фонда традиционных религий Евгений Нечкасов. – Например, в Республике Тыва мейнстримный буддизм школы Гелуг встречает больше понимания и помощи, чем аутентичный местный шаманизм. В случае с марийской традицией допускаю, что ситуация может быть аналогичной: действия Михаила Данилова направлены на то, чтобы подчинить и взять под контроль марийское традиционалистское движение, бюрократизировать его, превратить в ничего не решающий придаток и выхолостить до туристической экзотики». «Остается только напомнить и вопрошать в пустоту насчет абсолютно неопределяемых, а значит – резиновых понятий типа «радикально настроенными последователями марийской традиционной религии». Они могут использоваться как угодно против кого угодно, скорее всего против тех, кто не присягнет на верность бюрократии», – считает Нечкасов.

«НГР» поинтересовались у Александра Бирюкова, идет ли речь о какой-то конкурирующей с ЦРО МТР организации, противопоставляющей себя «официальным» марийским традиционалистам. «Отдельной зарегистрированной организации нет, но есть люди, которые, прикрываясь религией, проводят какие-то встречи с политическим уклоном, знахарством занимаются, лечением, – ответил глава общины. – Занимаются подстрекательством против организаций МТР и конкретных личностей, тем самым напоминают о себе, будто чем-то занимаются, какие-то баллы, наверное, перед кем-то набирают. Сами притом ничего конкретного не делают, а ищут плохое в делах организации МТР. На контакт не идут для совместной работы, позиция такая: против – и все!» «Хотя им никто не мешает провести какие-то мероприятия, но делают наоборот, чтобы ничего не получилось у них, и потом обвиняют других, власть», – посетовал Бирюков. «Наши карты понимают, о чем и о ком идет речь в указе, но ни на кого не указывают, ни про кого плохого не говорят, тем более в СМИ, – загадочно сказал он. – Разногласия бывают, но все это решали до сих пор внутри общины. Но появились люди, которые втихаря записывают внутренние мероприятия общины, ищут неточности в документах и вносят разногласия между главой общины и верховным картом, при этом выносят в интернет».

Марийцы принадлежат к сообществу финно-угорских народов, проживающих не только на территории РФ, но и за границей, на севере и востоке Европы. Некоторые из них имеют свою государственность, а значит – и ресурсы для влияния на российских собратьев. 18 июня в городе Тарту (Эстония) состоялся VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Форум заявил о «поддержке и развитии эффективного сотрудничества финно-угорских и самодийских народов вне политических границ, которые велись на протяжении многих десятилетий и будут вестись в будущем», а свои структуры называет «значимыми инструментами для поддержки трансграничных народов и их плодотворного сотрудничества».

«Можно посмотреть на более широкий контекст, на борьбу со всевозможными «нежелательными НКО и иностранными контактами» в сфере общественной и религиозной деятельности. Тут представители марийской традиции поддерживают общение с другими финно-угорскими народами (недавний VIII финно-угорский конгресс в Тарту, например), что и может «настораживать» местную власть, которая ловит сигналы из центра и повестки», – видит здесь связь Евгений Нечкасов.

В ответ на вопрос «НГР» о сотрудничестве ЦРО МТР с зарубежными финно-угорскими объединениями Александр Бирюков ответил: «С представителями других организаций за границей никаких контактов нет». Он также обратил внимание на то, что публикация о противодействии предполагаемым марийским экстремистам появилась в интернет-издании, которое находится в Эстонии и, по мнению Бирюкова, «обычно публикует предвзятые статьи». n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Жителей Газы готовят к массовой депортации

Жителей Газы готовят к массовой депортации

Игорь Субботин

Трамп предложил арабскому миру расселить палестинцев

0
358
ВСУ укрепляют дополнительными штурмовыми подразделениями

ВСУ укрепляют дополнительными штурмовыми подразделениями

Владимир Мухин

Смена власти в США пока не повлияла на ход боевых действий в зоне конфликта РФ и Украины

0
457
В Абхазии ждут появления третьей политической силы

В Абхазии ждут появления третьей политической силы

Игорь Селезнёв

Жители непризнанной республики страдают из-за борьбы кандидатов в президенты

0
450
ООН будет продвигать концепцию "два государства для двух народов"

ООН будет продвигать концепцию "два государства для двух народов"

Вениамин Попов

Без решения палестинского вопроса мир на Ближнем Востоке не реален

0
394

Другие новости