1
13918
Газета Печатная версия

06.07.2021 16:01:00

Марийские язычники заявят о себе всей России

Традиционалисты добиваются федерального статуса, но у них есть внутренняя оппозиция

Тэги: язычество, религия, вера, марий эл, традиции, обряды, экстремизм, конфликт, власти


язычество, религия, вера, марий эл, традиции, обряды, экстремизм, конфликт, власти Адепты марийской веры совершают моления не только в национальной республике, но и в других регионах России. Фото РИА Новости

Марийские язычники решили выйти за границы Поволжья и заявить о себе как об общероссийском религиозном движении. Члены правления Централизованной религиозной организации марийской традиционной религии (ЦРО МТР) провели совещание с чиновниками Республики Марий Эл и заручились поддержкой республиканских властей. Активисты готовят документы для регистрации в Минюсте РФ.

О том, зачем политеистам федеральный статус, «НГР» рассказал глава ЦРО марийской традиционной религии Александр Бирюков. По его словам, марийцы живут во многих регионах, и уже зарегистрированы национально-культурные автономии марийцев Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в Крыму, Ханты-Мансийском автономном округе, Башкирии, Свердловской области и Татарстане. «Марийцы проживают там постоянно, а кто-то ездит на заработки, студенты, например, – рассказал Бирюков. – В Москве и Питере тоже проводят моления, но далеко за городом». «Сейчас у них нет религиозной группы или общины, так как общины или религиозные группы по законодательству должны существовать при централизованной организации, чтобы их не считали сектантами или радикалами, – пояснил он. – В этих регионах ничего, кроме одной группы или общины, невозможно создать. Например, в Башкирии и Марий Эл несколько общин создали централизованную организацию, но их юрисдикция распространяется только на свой регион, и общины, находящиеся за пределами этих двух республик, остаются в стороне».

Поэтому, считает активист, марийцам, исповедующим религию предков, необходимо создать межрегиональную организацию. «Марийская традиционная вера – самая древняя и миролюбивая, и через веру можно сохранить национальную идентичность и язык, – уверяет Бирюков. – Идет урбанизация, деревни вымирают, молодежь уходит из деревень, остаются только старики, но на моления все приезжают в свои округа, а кто не может, собираются в городах. Марийцы при проведении обрядов придерживаются канонов: обязательная национальная одежда, национальные блюда, молитвы на национальном языке, игры, родня вся собирается и так далее». «Моления бывают разные: семейные, деревенские, окружные и всемарийские, куда собираются из разных регионов, – продолжил он. – Это объединяет людей, народ. В каждом селении в местах компактного проживания марийцев имеются несколько рощ еще издревле. Где-то годами не проводились моления, даже и деревень нет, но моления проводят или начинают вновь проводить. В Москве и Питере открыли новую рощу. Если где-то нет картов (марийских жрецов. – «НГР»), то приглашаются из Марий Эл. И в Москву, и в Башкирию, и в Нижегородскую область они ездили проводить моления. Теперь там есть уже свои карты. Но там большие моления не проводятся, только в Марий Эл».

Кюсото, то есть священная роща марийцев, есть в Дмитровском районе Подмосковья. Она называется Кинде-Курык (кинде – хлеб, курык – гора). 16 мая группа марийцев собралась здесь для весеннего моления.

Заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин называет марийскую религию «самым организованным и сохранившимся с древних времен языческим движением коренного народа России». «В основном язычники – луговые марийцы, в отличие от традиционно православных горных марийцев», – отметил в разговоре с «НГР» религиовед. По его мнению, для марийской традиционной веры федеральный статус – естественная ступень эволюции религиозной организации. Лункин напомнил, что тогдашний глава ЦРО МТР Василий Смирнов еще в 2017 году говорил, что нужно развивать отношения с марийскими общинами по всей России, в Нижегородской и Кировской областях, Татарстане, Башкортостане и Удмуртии. «Чтобы другие проповедники не уводили верующих к себе», – пояснил религиовед. «На этом и может основываться федеральный статус марийского язычества», – считает он. Марий Эл – единственная республика, где языческий жрец (Александр Таныгин) входит в совет при губернаторе, напомнил эксперт.

«Ни имперские, ни советские власти не могли подавить массовых молений в священных рощах и прервать традицию жрецов-картов», – рассказал Лункин. Однако до начала XX века марийская традиционная религия не была организационно оформлена. Первый Всероссийский съезд этого народа в Бирске (1917 год) принял решение об учреждении Центрального духовного правления мари. Однако при советской власти многие жрецы и организаторы молений были репрессированы. Лишь во время Великой Отечественной войны были разрешены моления в священных рощах, рассказывается на республиканских информационно-исторических ресурсах.

Появление закона «О свободе вероисповеданий» в 1990 году создало условия для возрождения язычества. В 1990 году был создан Общественный совет по марийской вере при Республиканском краеведческом музее. Годом позже избран Совет старейшин марийской веры. Утвержден устав марийского религиозного центра «Ошмарий-Чимарий» (букв. «белый мариец – чистый мариец», истинно, непогрешимо соблюдающий веру предков). В 2007 году духовное правление мари прошло перерегистрацию как ЦРО МТР Республики Марий Эл.

Местные СМИ сообщают, что в Марий Эл действует 10 объединений традиционной марийской религии, учтено более 600 священных мест, из которых примерно 230–240 действующие. В «Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» указано 327 священных рощ.

Некоторые статистические данные приводились на специальной конференции, которая прошла в июне 2020 года в Марийском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории им. В.М. Васильева.

Социологи МарНИИЯЛИ представили портрет современного верующего, исповедующего марийскую традиционную религию. Это преимущественно луговые мари, в основном в старших возрастных категориях 40–49 лет, 50–59 лет (около 22–23%) и от 60 лет и старше (в 2011 году около 17%, в 2018, 2019 годах более 21%). На вопрос о том, принимали ли они участие в языческих обрядах, ответили положительно 34,6% респондентов. Из них 12,1% совершают обряды в священных рощах.

Однако не все так радужно в отношениях язычников и властей. В мае марийские СМИ сообщали о письме, якобы написанном республиканским министром внутренней политики Михаилом Даниловым и адресованном главам администраций и городских округов региона. Один из интернет-ресурсов приводит полный текст письма: «Министерство внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл сообщает о недопущении использования муниципальных учреждений в качестве площадки для проведения мероприятий радикально настроенными последователями марийской традиционной религии» (https: //mariuver. com/2021/05/19/tradicional-radikaly/).

«К сожалению, местным властям всегда выгоднее и проще выстраивать взаимоотношения с «классическими» конфессиями, а не с коренными традициями в регионе, – прокомментировал «НГР» ситуацию представитель Фонда традиционных религий Евгений Нечкасов. – Например, в Республике Тыва мейнстримный буддизм школы Гелуг встречает больше понимания и помощи, чем аутентичный местный шаманизм. В случае с марийской традицией допускаю, что ситуация может быть аналогичной: действия Михаила Данилова направлены на то, чтобы подчинить и взять под контроль марийское традиционалистское движение, бюрократизировать его, превратить в ничего не решающий придаток и выхолостить до туристической экзотики». «Остается только напомнить и вопрошать в пустоту насчет абсолютно неопределяемых, а значит – резиновых понятий типа «радикально настроенными последователями марийской традиционной религии». Они могут использоваться как угодно против кого угодно, скорее всего против тех, кто не присягнет на верность бюрократии», – считает Нечкасов.

«НГР» поинтересовались у Александра Бирюкова, идет ли речь о какой-то конкурирующей с ЦРО МТР организации, противопоставляющей себя «официальным» марийским традиционалистам. «Отдельной зарегистрированной организации нет, но есть люди, которые, прикрываясь религией, проводят какие-то встречи с политическим уклоном, знахарством занимаются, лечением, – ответил глава общины. – Занимаются подстрекательством против организаций МТР и конкретных личностей, тем самым напоминают о себе, будто чем-то занимаются, какие-то баллы, наверное, перед кем-то набирают. Сами притом ничего конкретного не делают, а ищут плохое в делах организации МТР. На контакт не идут для совместной работы, позиция такая: против – и все!» «Хотя им никто не мешает провести какие-то мероприятия, но делают наоборот, чтобы ничего не получилось у них, и потом обвиняют других, власть», – посетовал Бирюков. «Наши карты понимают, о чем и о ком идет речь в указе, но ни на кого не указывают, ни про кого плохого не говорят, тем более в СМИ, – загадочно сказал он. – Разногласия бывают, но все это решали до сих пор внутри общины. Но появились люди, которые втихаря записывают внутренние мероприятия общины, ищут неточности в документах и вносят разногласия между главой общины и верховным картом, при этом выносят в интернет».

Марийцы принадлежат к сообществу финно-угорских народов, проживающих не только на территории РФ, но и за границей, на севере и востоке Европы. Некоторые из них имеют свою государственность, а значит – и ресурсы для влияния на российских собратьев. 18 июня в городе Тарту (Эстония) состоялся VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Форум заявил о «поддержке и развитии эффективного сотрудничества финно-угорских и самодийских народов вне политических границ, которые велись на протяжении многих десятилетий и будут вестись в будущем», а свои структуры называет «значимыми инструментами для поддержки трансграничных народов и их плодотворного сотрудничества».

«Можно посмотреть на более широкий контекст, на борьбу со всевозможными «нежелательными НКО и иностранными контактами» в сфере общественной и религиозной деятельности. Тут представители марийской традиции поддерживают общение с другими финно-угорскими народами (недавний VIII финно-угорский конгресс в Тарту, например), что и может «настораживать» местную власть, которая ловит сигналы из центра и повестки», – видит здесь связь Евгений Нечкасов.

В ответ на вопрос «НГР» о сотрудничестве ЦРО МТР с зарубежными финно-угорскими объединениями Александр Бирюков ответил: «С представителями других организаций за границей никаких контактов нет». Он также обратил внимание на то, что публикация о противодействии предполагаемым марийским экстремистам появилась в интернет-издании, которое находится в Эстонии и, по мнению Бирюкова, «обычно публикует предвзятые статьи». n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сирийский «котел с неприятностями»

Сирийский «котел с неприятностями»

Геннадий Петров

Страна оказалась точкой пересечения интересов многих государств, и это не предвещает ни ей, ни им ничего хорошего

0
499
Выгодно ли Эрдогану крушение режима Асада

Выгодно ли Эрдогану крушение режима Асада

Энгин Озер

Турция может достичь сразу нескольких целей, но перспектива конфликта Израиля и Ирана все осложняет

0
1154
Год семьи увенчала фетва о многоженстве

Год семьи увенчала фетва о многоженстве

Постановление мусульманских богословов внесло смуту в умы россиян

0
1227
Смена власти в Сирии и бремя великих держав

Смена власти в Сирии и бремя великих держав

Андрей Кортунов

В общих интересах не допустить превращения постасадовской страны в очаг международного терроризма

0
2017

Другие новости