0
8684
Газета Печатная версия

18.05.2021 16:29:00

Церковь готовится стать матерью

Способны ли приюты РПЦ воспитать детей-отказников

Тэги: рпц, патриарх кирилл, сиротство, детские дома, президент рф, владимир путин, синодальный отдел, благотворительность, правозащита, права ребенка


рпц, патриарх кирилл, сиротство, детские дома, президент рф, владимир путин, синодальный отдел, благотворительность, правозащита, права ребенка Фото patriarchia.ru

На открытии X Общецерковного съезда по социальному служению, которое состоялось 13 мая, патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал беременных женщин не избавляться от ненужных им детей, а «родить и отдать церкви». «Мы большая страна, мы нуждаемся в том, чтобы нас было больше. Если вы не можете воспитать ребенка, но вы его родили или готовы родить, не убивайте ребенка, родите и отдайте нам, церкви, и мы сделаем все, чтобы воспитать и поднять на ноги ваше дитя, и никогда не будем препятствовать тому, чтобы вы как мать могли его навещать, чувствовать единство со своим ребенком», – подчеркнул он. Позже в Московском патриархате пояснили, что речь идет о традиции отдавать нежеланных детей в церковные приюты.

В разговоре с «НГР» руководитель организации «Право ребенка» Борис Альтшулер высказал недоумение по поводу патриаршего заявления. «Это очень странное предложение. Дело в том, что приют для ребенка – неважно, церковный он или нет, – так же плох, как и любой детский дом. Ребенку нужна семья. Принципы семейного устройства сирот у нас давно существуют. И более того, после знаменитого выступления президента Владимира Путина от 10 мая 2006 года, где он дал поручение уменьшить число детей, находящихся в сиротских учреждениях, семейное устройство в России стало активно развиваться. Если в 2006 году было 600 тыс. детей в разных интернатах, приютах и детских домах, и это было страшно, то сейчас их 150 тыс.». «А своим предложением, получается, уважаемый патриарх предлагает увеличить число сирот», – подытожил правозащитник.

«Мы также придерживаемся государственной политики и всеми силами нацелены на семейное воспитание», – рассказала «НГР» эксперт по семейному устройству при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению психолог Елена Лутковская. «Речи о том, чтобы забирать детей для того, чтобы потом запереть их в монастырях и заставлять с утра до вечера класть поклоны и читать молитвы – нет. Так же, как нет речи о том, чтобы создать параллельные государственным структуры церковных детских домов. Мы работаем в тесном контакте с государством, и оно регулирует нашу деятельность. С 2011 года происходила реорганизация наших московских детских приютов, и мы переходили от классической формы содержания детей в детских домах к семейному устройству детей.

При Марфо-Мариинской обители был создан центр семейного устройства, который стал ресурсным для обучения и передачи опыта всем остальным церковным приютам.

Была открыта школа приемных родителей. Сейчас подобная школа действует и в Санкт-Петербурге.

Поэтому на сегодняшний момент ведётся работа над тем, чтобы все церковные детские дома, а их примерно двадцать, плюс минус в зависимости от их юридической формы и содержательного наполнения, были переориентированы на постоянное проживание у них только детей, и даже скорее людей, потому что они уже выросли из детского возраста, с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья. Это дети, для которых пока нет возможности семейного устройства. Однако часть из них нам все равно удается устроить в семьи, и это вопрос совместного с государством развития проекта по сопровождаемому проживанию. В Москве такими тяжелыми детьми, которых мы забрали из государственных детских интернатов, сейчас занимается Свято-Софийский дом. Елизаветинский детский дом, действующий при Марфо-Мариинской обители, в партнерстве с государством специализируется на детях с синдромом Дауна. При этом малышей они все равно передают на семейное устройство, а у них остаются только взрослые дети, которых пока невозможно устроить в семьи. А Свято-Димитриевский детский дом, который раньше был детдомом классического типа, сейчас стал детским центром. То есть туда приходят уже домашние ребята как в детский сад». Психолог добавила, что по существующему законодательству у церкви нет возможности ни брать на свое попечение младенцев, ни даже самостоятельно устраивать ребенка в ту или иную семью. «Мы можем лишь высказать пожелание, чтобы ребенок попал в православную семью, если он уже какое-то время воспитывался в этой традиции. Но решают органы опеки и государство. Наш голос здесь только совещательный. При этом мы можем как общественная организация помогать семейному устройству детей через привлечение людей к теме семейного устройства. И у нас в Свято-Димитриевском детском доме жила девочка с особенностями развития, семья для которой никак не находилась. Она написала письмо Свяиейшему Патриарху Кириллу, и он обратился к людям на Рождественской елке. И очень быстро семья для неё нашлась, Мила из нашего Свято-Димитриевского детского дома стала жить дома».

В 2013 году Высшим церковным советом был принят документ «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской православной церкви», в котором говорилось, что «нормы проживания детей в церковном приюте устанавливаются в соответствии с законодательством страны», «не допускаются антипедагогические меры наказания детей за их проступки, в том числе телесные наказания», а также о том, что «в церковных приютах, расположенных при монастырях, дети должны проживать отдельно от монашествующих, а уклад жизни детей в церковных приютах не может быть ориентирован на монастырский устав». При этом в СМИ до сих пор попадают скандалы, связанные с православными, чаще монастырскими приютами для несовершеннолетних. Так, в 2009 году большой резонанс имела ситуация, которая сложилась в детском приюте при Свято-Боголюбовском женском монастыре во Владимирской области. По фактам злоупотреблений в 2010 году в отношении обители было возбуждено уголовное дело. В 2016 году была издана книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы», в которой автор рассказала, как сама была свидетельницей жестокого обращения с постоянно проживающими детьми при Николаевском Черноостровском монастыре в Калужской области. В сентябре 2019 года под стражу был взят протоиерей Николай Стремский из Оренбургской области, который обвиняется по семи статьям УК РФ. Следствие установило, что с 1999 по 2019 годы священник совершил преступления против половой неприкосновенности в отношении 11 приемных детей. В середине 2020 года шумиха развернулась вокруг московского приюта для девочек при Покровском монастыре на Таганке. Несколько воспитанниц попытались сбежать из него и позже рассказали о невыносимых условиях проживания. В октябре 2020-го Следственный комитет возбудил уголовное дело об истязании детей в Среднеуральском монастыре, которым заведовал ныне отлученный от церкви Сергий (Романов).

«Я не хочу говорить ничего против конкретно церковных приютов, но я знаю положение дел в приютах вообще. А еще лучше меня это знает СК РФ. Приют – это закрытое пространство. Любой интернат – это страшно и опасно с точки зрения счастья и благополучия детей», – заметил Борис Альтшулер. Он добавил, что «неправильно» изначально помещать ребенка «в сугубо религиозную среду церковных приютов».

«Подобные скандалы имели место в незаконных приютах, которые появлялись в практически закрытых общинах. Сейчас, если приют существует официально, то его контролируют как внутрицерковные структуры в лице нашего синодального отдела, так и государственные структуры. Все скандалы, связанные с детьми, – это наша большая боль. Если есть подозрение, что где-то есть приюты, которые выдают себя за церковные и там могут быть случаи жестокого обращения с детьми, то всегда можно обратиться в наш отдел, мы готовы организовать проверки», – заверила Елена Лутковская.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
1888
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1442
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
1526
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
2324

Другие новости