0
18841
Газета Печатная версия

20.04.2021 14:52:00

Нельзя допустить, чтобы Татарстан погрузился в Средневековье

От чего Духовное управление мусульман РФ отговаривает президента республики

Диляра Ахметова

Об авторе: Диляра Файзулловна Ахметова – руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Российской Федерации.

Тэги: равиль гайнутдин, камиль самигуллин, дум рф, татарстан, рустам минниханов, тафсир, умма, джадиды, богословие, ислам, мусульмане, суфии, ваххабиты, турция

Читайте также: Тафсирная война муфтиев

равиль гайнутдин, камиль самигуллин, дум рф, татарстан, рустам минниханов, тафсир, умма, джадиды, богословие, ислам, мусульмане, суфии, ваххабиты, турция Муфтий Равиль Гайнутдин представил книжную серию, включающую сочинения татарских богословов-реформаторов XIX–XX веков. Фото с сайта www.dumrf.ru

На сайте Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) 8 апреля было опубликовано обращение председателя ДУМ РФ муфтия шейха Равиля Гайнутдина президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову, в котором муфтий выразил «озабоченность сложившейся в духовной сфере республики ситуацией». Само письмо муфтия Гайнутдина президенту республики, идентичное по содержанию, было отправлено в кабинет Минниханова несколькими днями ранее. Публикация на официальном сайте муфтията была эмоционально и довольно субъективно оценена наблюдателями, интересующимися вопросами развития ислама в России, прежде всего в самом Татарстане. Некоторые комментаторы сочли, что основанием для письма послужили какие-то деньги, борьба за власть и влияние и прочее; эти досужие домыслы крайне далеки от действительности. Ответа по существу поднятых проблем мы не увидели. Ниже постараюсь внести ясность относительно причин и целей этого обращения.

Письмо муфтия Гайнутдина обозначило проблему идеологического характера через призму ситуации с Республикой Татарстан и, шире, духовным наследием всего татарского народа. Однако в реальности ее можно применить и ко многим другим субъектам и этносам Российской Федерации. Речь идет о целенаправленном выборе дальнейшего пути исламского религиозного ренессанса в России, начавшегося с падением коммунистического строя. Ислам, как и любая другая религия и даже любая отдельная конфессиональная школа, может развиваться как в сторону здорового модернизма/реформаторства, так и в прямо противоположном направлении – изоляционизма/консервации. Руководство ДУМ РФ во главе с муфтием Гайнутдином, внимательно отслеживая мировые тренды и общественные запросы, давно реализует сценарий поступательного, взвешенного исламского реформаторства. В ходе этого процесса вовсе не затрагиваются доктрина (араб. акида) и устоявшиеся обрядовые нормы (араб. ибадат), однако приветствуются соответствующие духу времени новые подходы как к богословской теории, так и новые практические шаги. Примерами первого подхода являются многочисленные теологические труды на русском языке, созданные в ДУМ РФ за последние годы (зачастую в тесном содружестве с академическими кругами) в рамках продвижения концепции коранического гуманизма. Второй подход широко известен неравнодушной публике не только в Москве, но и во многих регионах России: это неизвестные прежде в среде наших мусульман, но ставшие популярными шатры Рамадана, концептуальные спектакли по случаю Мавлида, международные конкурсы чтецов Корана и т.д.

Хотя и в первом, и во втором случаях имеют место заимствования из иностранных трудов или практических примеров, они являются глубоко переработанными, полностью адаптированными и сугубо российскими по содержанию. Здесь самое место вспомнить, что, по сути, ДУМ РФ лишь восстанавливает теорию и практику исламской жизни так, как ее видели и реализовывали одни из первых в мусульманском мире реформаторы – джадиды. Это были мусульманские богословы и активисты татаро-башкирского, кавказского и центральноазиатского происхождения, доминировавшие в масштабах всей Российской империи в XIX–XX веках. В годы сталинского террора они были уничтожены физически, и их учение сохранилось лишь за рубежом. Пройдя определенную переработку в Турции, некоторых арабских странах и даже в Европе (в частности, в татарской общине Финляндии), эти работы и эти практики вернулись сегодня к нам для того, чтобы мусульмане могли развивать ислам в изменившихся условиях Новейшей эпохи, а немусульмане могли познакомиться с нашей религией – не агрессивной, не враждебной, не экзотической, не отстающей от мира и не «пещерной» религией.

Прямо противоположный подход к развитию ислама наблюдается сегодня в некоторых регионах РФ, из которых более всего муфтий Гайнутдин переживает за родной ему Татарстан. В частности, мы видим, как сюда проникают обрядовые практики и теоретические обоснования экзотического суфийского братства Исмаил-Ага (Ismailaga cemaati), о котором из СМИ известна лишь самая общая расплывчатая характеристика «ультраконсервативный». Что это значит? В свое время шеф-редактор иностранной службы новостей одной из крупнейших в Турции газет Hurriyet называл этот тарикат «а-ля турецкий Талибан» (www. istanbulian. blogspot. ru/2010/02/coup-de-grace. html). «Талибан» – запрещенная в РФ террористическая группировка.

Члены братства создали в стамбульском районе Чаршамбэ, на западном берегу Босфора, автономный и малоконтролируемый властями анклав с собственными законами. Жители района резко отличаются от других стамбульцев одеждой и образом жизни: они носят традиционную мусульманскую одежду, все поголовно мужчины – рубаху свободного покроя, шаровары и чалму, женщины – паранджу (не путать с хиджабом, то есть платком на голове), покрывающую почти все тело, кроме верхней части лица. Члены ордена известны тем, что неподконтрольны полиции и сами вершат самосуд в соответствии с местным правом, основанным на шариате.

Нынешний муфтий Татарстана не просто отучился в медресе братства Исмаил-Ага, но и поддерживает активные контакты с руководством тариката, о чем свидетельствуют его недавние фотографии. Имамы из Татарстана, целующие руки руководителям турецкого тариката, – не самая большая проблема в масштабах страны. Гораздо серьезнее – опасность идеологического раскола среди татар-мусульман, все предпосылки для которого созданы. Муфтий республики может и не замечать эти тенденции, подобно тому как он не заметил обвинения в свой адрес в период своей деятельности в родной для него Республике Марий-Эл. Имам и члены религиозной организации крупнейшего татарского села Параньга уже тогда обвиняли его в том, что он «произвел раскол в рядах мусульман», «сеет рознь между молодым и старшим поколением… учит молодежь проявлять пассивность в труде, учит изворачиваться и настраивать одних против других» (документы имеются в ДУМ РФ). Но мы видим, к чему идет ситуация в республике; шквал обвинений поднялся против муфтия Татарстана после появления широко разрекламированного тафсира – толкования Священного Корана, изданного на татарском языке под руководством председателя ДУМ Республики Татарстан. Когда мусульмане заметили серьезное отступление от принципа единобожия (араб. таухид), имевшее место в татароязычном тексте тафсира к аятам Корана 79:1–5, со стороны муфтията РТ посыпались упреки в «ваххабизме», «салафизме» и т.п.

Как сказано в письме муфтия Гайнутдина к президенту Татарстана, «положения, противоречащие классическому доктринальному пониманию ислама, и ранее включались в литературу издательского дома «Хузур» при ДУМ Республики Татарстан». Уместно вспомнить о скандале, связанном с появлением в учебнике для татарстанских медресе «Мухтасар» средневекового богослова аль-Кудури положений о педофилии, войне с иноверцами и пр. Таким образом, вместо серьезной работы на богословском направлении, которую должно было вести ДУМ Татарстана, мы видим безответственные обвинения в адрес массы критиков, абсолютное пренебрежение критериями научности (в частности, отсутствие редактуры), целесообразности (араб. маслахат) и современных подходов. И вместе с тем муфтий Татарстана называет одного из самых видных джадидов начала ХХ века – Мусу Бигиева, труды которого мы на днях издали, – вероотступником!

Именно этот комплекс нерешенных проблем и заставил муфтия Гайнутдина обозначить свою позицию, написав то самое обращение к президенту республики, так как ему небезразлична судьба ислама в Татарстане и в целом в татарской среде. Не дай бог, если отсутствие плюрализма в религиозном пространстве Татарстана, консервативный тренд и игнорирование требований сегодняшнего дня приведут республику к повторению трагических событий 2011 года. Ответственность будут нести «глухие, немые и слепые» (Коран, 2:18).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2289
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1947
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3275
Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1803

Другие новости