Даже если не очень хочется – все равно колется. Фото с сайта www.chicagocatholic.com
Примас Церкви Англии архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби в минувший уикенд сделал прививку от коронавируса. Ранее папа Римский Франциск, которому в декабре 2020 года исполнилось 84 года, а также папа на покое Бенедикт XVI (93 года) приняли первую дозу вакцины производства фармацевтической компании Pfizer. Несмотря на то что для создания лекарства использовались человеческие эмбриональные клеточные линии, при Святом престоле решили, что это куда меньшее из зол, чем вероятность заболеть или заразить других смертельным заболеванием. «Я думаю, что с этической точки зрения все должны сделать прививку, потому что от этого зависят здоровье и жизнь других людей», – заметил действующий понтифик, добавив, что вакцины избавили человечество от многих заболеваний, а потому он «не может найти объяснения самоубийственному отрицанию вакцин».
Позицию главы Ватикана разделяют не все католические архиереи. Камнем раздора преимущественно стало использование при испытаниях клеток абортированных эмбрионов. Однако к началу нового года только в Италии от коронавируса умерло около 200 священнослужителей. Именно поэтому Конгрегация вероучения при Святом престоле в декабре опубликовала специальный документ «Пояснение о моральной допустимости использования некоторых вакцин против COVID-19». В тексте, в частности, подчеркивается, что «в содействии злу существуют разные степени ответственности»: «При использовании клеточных линий незаконного происхождения ответственность тех, кто принимает решение о ее производстве, не идентична ответственности тех, кто не имеет власти решать. В этом смысле, когда недоступны вакцины против COVID-19, которые можно назвать безупречными с этической точки зрения, например, если такие вакцины не предоставляются в распоряжение врачей или если у граждан нет выбора, использовать вакцины против COVID-19, в разработке и производстве которых применялись клеточные линии абортированных эмбрионов, является морально допустимым».
Призывают верующих сделать прививку от смертельной инфекции и в Русской православной церкви. Особо настаивает на этом председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев), который одним из первых архиереев РПЦ принял участие в клинических испытаниях вакцины «Спутник V» в августе. «Я принял решение сделать прививку в том числе и потому, что хотя к тому времени уже переболел коронавирусом, уровень антител в крови оказался низким. Я по-прежнему считаю, что вакцина от коронавируса – это самое действенное на сегодня средство против страшной пандемии, которая нас постигла. Чем быстрее и чем большее число людей удастся привить, тем быстрее получится победить эту страшную напасть. Думаю, что альтернативы тем вакцинам, которые существуют, на данный момент нет. А поэтому рекомендую всем, кто может, у кого нет противопоказаний, привиться от коронавируса», – заявил он в эфире телеканала «Россия 24» 7 января. Он также добавил, что, хотя не существует точных статистических данных, сколько священнослужителей РПЦ уже прошли вакцинацию от COVID-19, лично ему известны клирики, которые сразу, как только появилась такая возможность, сделали прививку.
Уверовавших в вакцину представителей Московского патриархата смущает не ее состав, а документы, которые будут выдаваться тем, кто решился обезопаситься от коронавируса. «Казалось бы, «паспорт вакцинированного» – что тут такого. Та же справка о вакцинации. Но именование паспортом, а уж тем более создание вкладыша в гражданском паспорте говорят о справедливости опасений тех, кто видит здесь попытку деления на чистых и нечистых. Кое-кто, впрочем, и не скрывает свои требования ввести дифференциацию, но не по цвету штанов, а по чистоте крови: без антител – нечистая, с антителами – чистая…
Права человека будут зависеть от этой чистоты. Апартеид, в общем», – написал в своем Telegram-канале заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов). При этом архиерей признался: «Лично я считаю, что вакцинироваться надо. Более того, отказ вакцинироваться не может опираться на какую-либо религиозную максиму – это исключительно гражданский выбор, гуманистический выбор каждого».
Пока неизвестно, будет ли прививаться от коронавируса патриарх Кирилл. В своих январских проповедях глава РПЦ осудил ковид-диссидентов, сравнив их с неверующими в Бога. «Есть люди, которые ни во что не верят – ни в болезнь, ни в опасности, которые пренебрегают медицинскими предписаниями. Но мы, верующие, знаем, что в мире есть не только эти глупые люди – а их можно так назвать, но есть еще и множество тех, кто и в Бога не верит», – подчеркнул предстоятель Русской церкви.
Несмотря на призыв патриарха, среди представителей РПЦ позиции по поводу необходимости вакцинации разделились, а мнения борцов с прививкой порой доходят до крайности. Так, некоторые из них утверждают, что спасительный укол – это «печать антихриста» и вакцина будет не столько излечивать людей, сколько порабощать их. «Вакцинация несет опасность микрочипирования или введения в организм человека инородных устройств. Общество во многих европейских странах протестует против обязательной вакцинации, особенно против вакцины от COVID-19, потому что считает ее способом, с помощью которого мировая антихристова система хочет внедрить микрочипы в тела людей для контроля за ними при помощи технологий 5G», – говорится, например, в заявлении Синода Православной церкви Молдовы (Московский патриархат), принятом еще в мае 2020 года.
Ковид-диссиденты и антипрививочники из разных городов России объединились в «Собор православных мирян». Первая встреча прошла в конце октября. «Витализм, «культ здоровья», повышенное внимание к своей физиологии – это язычество. Даже секулярная Конституция РФ высшей ценностью провозглашает «права и свободы» гражданина, а отнюдь не здоровье.
А для верующего человека абсолютно точно здоровье стоит на N-м месте после догматов, канонов, святынь, богослужебной жизни и православных традиций. Здоровая духовная атмосфера в обществе гораздо важнее физического комфорта. А ковидные кукловоды, подобно сатане, нашептывают обратное», – утверждают участники собрания. В конце декабря «Собор» выложил на странице в «ВКонтакте» видеообращение к Московскому патриарху, в котором потребовал отказаться от вакцины «Спутник V», назвав ее «демонической вакциной с человечиной». Против вакцинации выступили и представители консервативного общественного движения «Сорок сороков», которые обычно поддерживают официальные решения РПЦ.
«Тема вакцинации не носит догматического характера, каждый православный гражданин, изучив открытые источники и опираясь на христианскую позицию по биоэтике, способен сам сделать для себя вывод об этической приемлемости или неприемлемости предлагаемых вакцин», – пояснил «НГР» источник в Московском патриархате. «Публично доступны сведения о том, что в ряде отечественных и зарубежных вакцин используются клеточные линии, созданные с использованием клеток абортированного в 1973 году в Голландии человеческого эмбриона. Вместе с тем другие вакцины используют либо синтетические компоненты, либо эмбриональные клетки животного происхождения. Поэтому представляется, что каждый православный христианин самостоятельно способен для себя принять то решение, которое соответствует его убеждениям, в том числе основанным на библейском представлении о ценности человеческой личности. В любом случае Русская православная церковь последовательно придерживается мнения о добровольности любой вакцинации, поскольку вакцинация, как и любое медицинское вмешательство, предполагает определенные риски», – сообщил собеседник «НГР».
Дискуссии развернулись почти в каждой из поместных православных церквей. На антипрививочные позиции, заявив, что «в качестве вакцины людям предлагают недостаточно проверенный препарат с сомнительными целями», встали, например, член Синода Грузинской православной церкви митрополит Хонский и Самтредский Савва (Гигиберия), игумен монастыря в честь святого апостола Павла на Афоне Парфений (Мурелатос), представитель Кипрской православной церкви митрополит Морфский Неофит (Масурас), епископ Элладской церкви митрополит Китирский и Антикитирский Серафим (Стергиулис). Синод Элладской церкви 14 января, напротив, сделал заявление о том, что «внимательно следит за вакцинацией через синодальный комитет по биоэтике», и проинформирован о том, что «по результатам исследования вакцины против COVID-19, используемые в настоящее время в нашей стране, не требуют применения культур эмбриональных клеток для их производства». Правда, не совсем понятно, о каких конкретно вакцинах идет речь, поскольку для Греции закуплено несколько препаратов от коронавируса, и часть из них все же имеет отношение к эмбриональным клеточным линиям.
В разговоре с «НГР» эксперт комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей иеромонах Димитрий (Першин) заметил: «В мире людей случаются ситуации, когда из кем-то совершенного зла вопреки его намерениям может произрасти добро. Тот аборт, повлекший смерть малыша, совершался не ради производства вакцины от коронавируса. Однако спустя много лет ученые использовали эти эмбриональные клетки в своих исследованиях. Это никак не оправдывает убийство детей на ранних стадиях развития, но и не лишает полученную вакцину ее защитных свойств. Поэтому с учетом медицинских показаний имеет смысл пройти вакцинацию, ибо альтернатива – возможная смерть». Собеседник «НГР» также считает, что вакцинация от COVID-19 не относится к вопросам нравственного характера.
Свою озабоченность по поводу дозволенности вакцин для правоверных высказали исламские богословы. «При производстве большинства подобных препаратов в качестве стабилизатора используется желатин, который, в свою очередь, выделяется из соединительной ткани животных, чаще всего свиней. Именно желатин сохраняет эффективность вакцин при их хранении и транспортировке. Некоторые фармкомпании годами работают над разработкой вакцин, не содержащих производных свинины. Но из-за высокого спроса и быстрых сроков поставки, вероятнее всего, именно свиной желатин как самый доступный и дешевый будет использоваться в большинстве вакцин от коронавируса в течение ближайшего времени», – объяснил генеральный секретарь Британской исламской медицинской ассоциации Салман Вакар. Из-за опасения, что в лекарстве может быть запрещенный продукт, чуть было не сорвалась кампания по вакцинации в Индонезии. В 2018 году в этой мусульманской стране последователи пророка Мухаммеда уже призывали игнорировать прививку от краснухи и кори из-за желатина, в котором содержались компоненты свинины. В итоге страна заняла третье место в мире по заболеваемости корью. В российской вакцине «Спутник V» «свиные клетки» отсутствуют. В пресс-службе Духовного управления мусульман Российской Федерации сообщили «НГР», что муфтий Равиль Гайнутдин сделал прививку от коронавируса еще в декабре прошлого года.
Как пояснил «НГР» российский раввин, химик по образованию, президент общественной организации «Лига «Маген» Александр Лакшин, вакцины от коронавируса не должны вызывать у верующих сомнений и опасений: «С одной стороны, протоколы вакцин известны и они находятся в публичном доступе, поэтому нет смысла спекулировать на тему того, что там может быть, а чего там не может быть. С другой стороны, если даже в субстратах, которые использовались в создании вакцины для выращивания культур, действительно на каком-то этапе использовались клетки свиньи, то я не вижу никакой проблемы в этом. Во-первых, это лекарство, которое для большинства людей на данном жизненном этапе необходимо, поскольку альтернативой является угроза жизни. Во-вторых, это не едят, а запрет и у мусульман, и у иудеев существует на поедание свинины. Инъекционный механизм введения при этом не попадает под запреты. Поэтому в иудаизме не видят никаких проблем, связанных с вакциной, и Израиль наряду, кстати, с тремя мусульманскими странами – Саудовской Аравией, Катаром и Бахрейном – был одной из стран мира, где проводится обязательная для всех вакцинация». При этом, заметил раввин, введение прививки в иудаизме попадает под принцип «пикуах нефеш» (закон спасения души, когда любой религиозный запрет преодолевается, если речь идет о человеческой жизни) в очень редких случаях. «Пикуах нефеш – это закон, который вступает в силу, только когда есть явная угроза здоровью. Если, например, у человека целый букет сопутствующих заболеваний и врач говорит, что заражение коронавирусом может привести к негативным последствиям и летальному исходу, то надо идти и прививаться даже в шабат», – подчеркнул Лакшин.
«Когда вакцина докажет свою эффективность, мы не только своих родных и своих детей поведем на прививки, но и всех наших школьников, и вообще всех, кто посещает общину», – обещал минувшим летом главный раввин России Берл Лазар. «НГР» известно, что прививку от COVID-19 на днях сделал раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.
комментарии(0)