Фотоотчет о дистанционном совещании Синода напомнил, что патриарх Кирилл долгое время находится в вынужденном уединении. Фото с сайта www.patriarchia.ru
В Санкт-Петербурге из-за пандемии COVID-19 поднимается вторая волна обострения отношений между духовенством и чиновниками. У верующих возникли опасения, что администрация Северной столицы в целях профилактики в ближайшее время может полностью закрыть храмы для посещения. Подобное уже было весной, накануне Пасхи. Тогда петербургские власти первыми заявили о необходимости перехода на онлайн-трансляции богослужений.
Администрация города 4 декабря ужесточила ограничения по коронавирусу. Помимо прочего в предписании чиновников возможное число участников богослужений (как и любых публичных мероприятий) сокращено до 50 человек. «Ограничения касаются и церковных служб. Обычно они (церковь – «НГР») выпускают свое постановление, до сих пор наши решения совпадали, в ближайшее время ожидаем от них решения», – заметил в ходе онлайн-брифинга вице-губернатор Петербурга Евгений Елин. В Московском патриархате такую заботу о верующих не оценили и даже «сочли неуместной». «Сейчас другая эпидемическая обстановка, чем весной, когда система здравоохранения была не готова к эпидемии. Принятые меры и весной вызвали смущение и сомнение многих прихожан, а сейчас и вовсе несоразмерны и неуместны», – заявил заместитель управляющего делами РПЦ епископ Савва (Тутунов).
Объяснить категоричный тон представителя патриархии можно тем, что ограничения вводятся в преддверии праздника Рождества Христова. Как ранее отметил заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, в Русской православной церкви «встретят праздник Рождества Христова при любой эпидемиологической обстановке»: «Рождество – это не музейный экспонат, который не покажут, если закроется музей – оно состоится и будет встречено должным образом». Напомним, что накануне Пасхи, которая в этом году отмечалась 19 апреля, многие российские храмы были вовсе закрыты для прихожан. Это вызвало недовольство и резкую критику церковного начальства как у мирян, так и в среде духовенства, и породило ковид-диссидентство, с которым в церкви не могут справиться до сих пор.
3 декабря получил распространение видеоролик, на котором видно, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) в Казанском соборе причащает верующих из одной лжицы (ложки для причастия), а священнослужители находятся в храме без масок и перчаток. Кадры вызвали критику, поскольку по предписанию Московского патриархата от 30 октября духовенство «при общении с прихожанами» обязано находиться в масках. Более того, еще в начале ноября митрополит Варсонофий потребовал, чтобы все посещающие богослужения были в индивидуальных средствах защиты. «Сейчас мы переживаем новый всплеск заболеваемости коронавирусной инфекцией, и каждого из нас в большей или меньшей степени коснулась эта беда. Забота о здоровье священнослужителей и мирян – основная наша задача в это непростое время», – подчеркнул архиерей.
При этом власти Петербурга пока не считают РПЦ «злостной нарушительницей санитарно-эпидемиологических ограничений», 10 декабря сказал журналистам глава городского ситуационного центра по вопросам соблюдения стандартов безопасной деятельности Александр Ситов. Чиновник заметил, что «все разработанные стандарты безопасности учитываются, в том числе и в зоне общественных мероприятий, проводимых в церквах».
Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) ранее пояснил, что «церковь не принимает собственных решений относительно противоэпидемических мер, а следует рекомендациям, которые дают санитарные власти в каждом конкретном месте и в конкретный период времени». «Когда весной была выпущена рекомендация в некоторых регионах, в том числе в Москве, закрыть храмы для прихожан, мы сделали это, на Страстной седмице и на Пасху мы служили при закрытых дверях, потому что таково было требование санитарных властей. Но при этом метрополитен продолжал работать, каждое утро и каждый вечер поезда метро наполнялись сотнями и тысячами людей, которые стояли вплотную друг к другу без соблюдения какой-либо социальной дистанции, и никаких масок тогда еще в обязательном порядке никто не носил», – заметил архиерей. По его мнению, противоэпидемические меры не должны быть односторонними – «их следует вводить и применять комплексно, равномерно; и если такие меры признаны необходимыми, они должны затрагивать все сегменты общества, включая и общественный транспорт».
Однако когда в развлекательных заведениях Москвы стали вводиться QR-коды, представители Московского патриархата тут же выступили против подобных новшеств для церквей. «QR-коды – вещь для храмов абсолютно неприемлемая и неприменимая. Я не вижу для этого ни смысла, ни основания. Что касается богослужений, то сегодня в церкви максимально соблюдаются все предосторожности. Мы рассчитываем, что храмы будут оставаться открытыми для прихожан весь этот период», – заверил в интервью ТАСС 7 декабря председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. В Московском патриархате пообещали в преддверии Рождества «навести дисциплину» в храмах.
В РПЦ неоднократно подчеркивали, что предприняли «беспрецедентные» меры профилактики коронавирусной инфекции. «Мы заботимся о том, чтобы за богослужением люди стояли в масках, по возможности соблюдали социальную дистанцию.
Мы также призываем прихожан старше 65 лет по возможности воздерживаться от посещения храмов. Мы организовали прямую трансляцию богослужений для тех, кто не может прийти на службу. Делаем все возможное для того, чтобы минимизировать риски, включая те гигиенические и противоэпидемические меры, которые принимаются при причастии: после каждого причастника лжица либо протирается проспиртованным платом, либо опускается в спиртовой раствор, а затем в горячую воду; запивка после причастия подается в одноразовых стаканчиках», – уверял митрополит Иларион.
При этом ширится список погибших от «вредоносного поветрия» клириков. На заседании Синода, которое прошло 8 декабря в удаленном формате, находящийся третий месяц на самоизоляции патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил: «Большое количество наших собратьев, около 100 человек, погибли от этой болезни». Среди жертв как минимум пять иерархов. Это митрополиты Иов (Тывонюк), Феофан (Ашурков), Иона (Карпухин), Варнава (Кедров), Исидор (Кириченко).
Некоторые эксперты полагают, что объявленные цифры занижены. Еще в конце лета в официозе «Журнал Московской патриархии» был опубликован список «почивших в период пандемии», который насчитывал 100 имен. Однако на оппозиционном Московскому патриархату ресурсе к октябрю синодик (поминальная молитва) скончавшихся от коронавирусной инфекции клириков и монашествующих РПЦ включал как минимум 120 имен. В последующем, с начала октября, согласно официальным данным, от инфекции умерли еще более 50 священнослужителей.
Характерно, что это число превысило потери от COVID-19 католического духовенства за последнее время в Италии. По информации издания Avvenire, вторая волна коронавируса забрала жизни 43 католических клириков. Всего же с начала пандемии на Апеннинском полуострове погибли 167 священнослужителей. Почему это важно отметить? Потому что массовая гибель священников в Италии создала тот мрачный фон, на котором патриарх Кирилл минувшей весной убеждал православных верующих, что спасение души христианина возможно не только в храме, но и на самоизоляции.
комментарии(0)