Фото сайта hilarion.ru
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что было бы неплохо создать некий всемирный религиозный форум наподобие ООН, который бы объединял представителей разных конфессий. Архиерей оговорился, что подобную структуру будет непросто создать: «Если общее число стран, входящих в ООН, – около 200, то количество религиозных организаций и общин исчисляется миллионами».
Идею «организации религиозных наций» Алфеев обсуждал после того, как Синод Кипрской православной церкви выступил за признание Православной церкви Украины (ПЦУ). Ранее архиепископ Кипра Хризостом II за богослужением упомянул главу ПЦУ митрополита Епифания (Думенко), что фактически означало признание киевской автокефалии. Сам архиепископ так объяснил свои действия: «С прошлого года мы уведомили Вселенского патриарха, что будем сохранять нейтральную позицию и посвятим себя служению православию через предстоятелей различных автокефальных церквей. Но я должен был занять определенную позицию. Уверен, мое решение служит православию и церкви Кипра».
Не все кипрские архиереи поддержали своего предстоятеля (подробнее в «НГ» от 25.11.20), но синодалы все же постановили «не выступать против» Хризостома II, подчеркнув, что «для преодоления нынешнего кризиса, который угрожает расколом Церкви Христовой», необходимо «широкое обсуждение этой проблемы с всеобщим участием». Однако, как показал опыт Амманского всеправославного совещания, которое прошло в феврале с.г., «всеобщее обсуждение» украинской автокефалии предстоятелям православных церквей дается с трудом и круг признающих ПЦУ расширяется. В ноябре 2019 года новую религиозную структуру признали лидеры Элладской и Александрийской церквей. Их имена больше не упоминаются во время богослужений в РПЦ. А с инициатором создания независимой от Москвы структуры в Украине – Константинопольской церковью и ее предстоятелем патриархом Варфоломеем – Московский патриархат полностью разорвал евхаристическое общение еще в октябре 2018 года.
Что касается Кипра, то, как и в случае с Александрийской и Элладской церквами, на полное прекращение общения Москва не решилась. На Синоде РПЦ, который прошел 20 ноября с.г., была констатирована лишь «невозможность поминовения имени архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола».
Позже митрополит Иларион (Алфеев) пояснил: «Было вполне ожидаемо, что те церкви, которые ориентируются на Константинополь, а это прежде всего церкви, где говорят на греческом языке, раньше или позже последовали бы за патриархом Варфоломеем. В этих церквах он воспринимается не как первый среди равных, а фактически как их начальник, поэтому если он что-то им указал и на чем-то настаивает, раньше или позже они этому подчиняются».
Пока в РПЦ обвиняют Варфоломея в расколе, он пообещал посетить Украину в августе 2021 года, в дни празднования Дня независимости. Об этом он сообщил 30 ноября, после праздничного богослужения с участием украинского премьера Дениса Шмыгаля в Стамбуле. Поскольку литургия совершалась в День памяти жертв голода в СССР, то Константинопольский патриарх не только призвал осудить голодомор во избежание повторения трагедии и отслужил панихиду по его жертвам, но и заявил, что это был «хорошо спланированный геноцид особо верующих людей с целью искоренения христианской веры и православной церкви».
РПЦ начала обвинять патриарха Варфоломея в «папизме» еще в преддверии Критского собора в 2016 году. На том соборе присутствовали 10 глав православных церквей. Русская, Грузинская, Болгарская и Антиохийская отказались участвовать. На «промосковской» встрече в Аммане присутствовали делегации 6 из 15 церквей. Православное сообщество все более явно распадается на две части, ориентирующиеся каждая на свой полюс власти – Константинополь и Москву.
Не задались не только отношения РПЦ с поместным православием – рвутся связи и с международными экуменическими организациями, например Конференцией европейских церквей (КЕЦ), которая сегодня объединяет 114 православных, протестантских и англиканских сообществ Европы. Московский патриархат еще в 2008 году приостановил свое участие в КЕЦ из-за того, что конференция не рассмотрела заявку на членство в организации Эстонской православной церкви (ЭПЦ МП). Под вопросом оказалось участие РПЦ и во Всемирном совете церквей (ВСЦ) – крупнейшей международной экуменической организации, членами которой являются 348 христианских церквей (кроме католиков) из более чем 100 стран мира. С одной стороны, Московский патриархат неоднократно критиковал деятельность этой международной организации, с другой – несмотря на требования православных традиционалистов, в РПЦ пока так и не решились из нее выйти. «Участие Русской православной церкви во Всемирном совете церквей позволяет «сохранить христианскую основу деятельности» этой экуменической организации, заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в июле 2018 года. «Когда некоторые люди говорят нам: вы должны выйти из межхристианских и межрелигиозных организаций, из Всемирного совета церквей, то мы задаем резонный вопрос: а что нам даст этот выход?» – вернулся к этой проблеме митрополит Иларион (Алфеев) в ноябре с.г. Однако сейчас участие РПЦ в ВСЦ затруднено тем, что среди ее членов есть церкви, признавшие ПЦУ, в том числе Константинопольская. В сентябре 2018 года на Синоде было решено приостановить участие РПЦ во всех структурах «под председательством Константинопольского патриархата». Среди нынешних руководителей ВСЦ есть представитель Константинополя – митрополит Геннадий Лимурис.
Не получается тесного контакта у РПЦ и со Святым престолом. Несмотря на то что в 2016 году на Кубе состоялась первая встреча патриарха Московского и папы Римского, далее этого дело не пошло. Патриарх Кирилл, «многие епископы, священники и верующие» не готовы принять папу Франциска на своей «канонической территории», а не так давно в РПЦ и вовсе раскритиковали слова понтифика о необходимости принятия закона о гражданских союзах, который бы защищал права гомосексуалов. «Позиция Русской православной церкви и вообще православия остается неизменной: мы считаем эти отношения (гомосексуальные союзы. – «НГР») грехом, мы, естественно, понимаем, что, как о любом грешнике, церковь должна и будет молиться, но эти отношения греховные, и мы категорически не допускаем не только церковного, естественно, закрепления подобных отношений, но и государственное закрепление подобных отношений не приветствуем, выступаем против него», – пояснил Владимир Легойда.
«Совершенно очевидно, что диалог между религиозными общинами является велением времени. Что может дать уход в изоляцию в столь сложной ситуации, как сегодня, когда, наоборот, столь важно поддерживать диалог, представлять свою позицию другим, обмениваться мнениями?» – задался вопросом митрополит Иларион, комментируя идею «религиозного ООН». В условиях, когда распадаются все остальные проекты – будь то панправославная солидарность или союз Москвы и Ватикана, но только на равных, – приходится искать все новые способы распространить духовно-политическое влияние России на Запад, который одновременно и мил, и ненавистен РПЦ. Остается надежда на внеконфессиональный консервативный интернационал, к которому давно стремится и политическая власть РФ. Парадоксально, но, критикуя на протяжении многих лет глобализацию, Московский патриархат, одержимый собственным мессианством, мечется от одного глобалистского проекта к другому.
комментарии(0)