0
9111
Газета Печатная версия

17.11.2020 15:25:00

Колокол звонит по Карабаху

Армянские храмы могут повторить судьбу сербских святынь Косово

Ярослав Инородцев

Об авторе: Ярослав Андреевич Инородцев – журналист.

Тэги: армения, азербайджан, нкр, военное противостояние, владимир путин, никола пашинян, ильхам алиев, ислам, православие, армянская церковь, рпц, святыни, христианство, косово, памятники юнеско


армения, азербайджан, нкр, военное противостояние, владимир путин, никола пашинян, ильхам алиев, ислам, православие, армянская церковь, рпц, святыни, христианство, косово, памятники юнеско Фото Reuters

Из районов непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР), которые по трехстороннему договору Владимира Путина, Никола Пашиняна и Ильхама Алиева должны перейти под контроль Азербайджана, приходят противоречивые сообщения. По одним данным, местные армяне снимают кресты с храмов и сжигают свои дома, чтобы они не достались противнику. Население должно покинуть Кельбаджарский район к 25 ноября. По другим – российские миротворцы взяли под охрану древние христианские святыни, а лидер Азербайджана лично обещал российскому президенту безопасность и свободу вероисповедания для армян. «В разговоре с Ильхамом Алиевым Владимир Путин, в частности, обратил внимание, что в районах, которые в соответствии с трехсторонним заявлением возвращаются Азербайджанской Республике, расположены христианские храмы и монастыри. В связи с этим он подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь», – говорится в официальном сообщении Кремля о разговоре глав двух государств, состоявшемся 14 ноября.

Руководитель пресс-канцелярии Армянской апостольской церкви Ваграм Меликян в тот же день рассказал, что российские миротворцы взяли под охрану монастырь Дадиванк, памятник IX–XIII веков, где действует лишь храм. Позже это подтвердили в Минобороны РФ. В Кельбаджарском районе, куда после 25 ноября должны зайти азербайджанские войска, царили панические настроения. Настоятель, священник Ованнес Ованнесян 10 ноября заявил журналистам, что вывозит из храма богослужебную утварь и хачкары – резные каменные кресты. Однако уже на следующий день он рассказал агентству «Спутник. Армения», что лидер НКР заверил его в безопасности святыни: «Мне позвонил президент Арцаха Араик Арутюнян и велел не трогать хачкары. Он сказал, что Дадиванк был и останется нашим». Сам Ованнесян объявил о намерении остаться в монастыре, хотя ранее он позировал с автоматом в руках, а в начале 1990-х годов участвовал в войне за эту землю. Есть опасения, что священнослужитель может стать жертвой мести. В Telegram-каналах сообщается, что в Дадиванке все-таки сняли колокола и кресты, чтобы вывезти святыни в Армению.

Эксперты высказывают предположения, что разрушению или осквернению могут подвергнуться и другие средневековые монастыри: Гандзасар и Амарас. Армянские СМИ тиражируют фотографии, на которых запечатлены разрушенные изображения и оскорбительные надписи на стенах собора Христа Всеспасителя в городе Шуше, уже занятом азербайджанскими военными. 12 ноября появилась петиция с призывом к ЮНЕСКО обеспечить сохранность древних памятников церковной архитектуры в районах, привыкающих к Нагорному Карабаху, которые окажутся в распоряжении азербайджанской администрации. Предполагается составить список таких памятников культуры и отслеживать их судьбу.

Несмотря на то что Москва взяла на себя миссию обеспечения мира в регионе, а российские миротворцы гарантируют безопасность армянских святынь, многие в НКР и Армении обвиняют Россию в «предательстве» и «попустительстве начинающемуся геноциду». Возможно, подобные настроения подогреваются поведением Бакинской и Азербайджанской епархии РПЦ.

На странице в соцсети одного из православных храмов Баку 10 ноября было размещено объявление: «По благословению высокопреосвященного Александра, архиепископа Бакинского и Азербайджанского, сегодня в храме Святого Архангела Михаила г. Баку, как и во всех храмах Бакинской епархии, ровно в 12.00 начался праздничный трезвон в связи с наступлением долгожданного Дня – Дня Победы – и завершением освободительной войны». Объявление сопровождается роликом, в котором действительно слышится перезвон колоколов и виден фасад церкви с развевающимся над ним флагом республики. Так отмечали фактическую капитуляцию НКР.

При этом из Московского патриархата слышатся призывы к примирению. «Существовал и существует механизм трехсторонних переговоров, когда армянский патриарх, глава Духовного управления мусульман Кавказа и патриарх Московский и всея Руси встречаются, обсуждают существующие проблемы и принимают соответствующие решения, – сказал председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) в эфире передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». – Думаю, что сейчас настало время возвратиться к этому формату… Я очень надеюсь, что в ближайшее время возобновятся переговоры между религиозными лидерами Армении и Азербайджана при посредничестве Московского патриарха, и тогда можно будет решать вопросы, связанные с восстановлением и нормальным функционированием религиозных объектов на территории обеих стран». Однако доверие к миротворческим усилиям РПЦ скорее всего подорвано.

Совершенно другое дело – миссия российских миротворцев. На них ложится тяжелейшая задача обеспечить мирное сосуществование народов, чьи отношения отравлены многолетним непримиримым противостоянием. Если весьма непростой задачей представляется обеспечение безопасности людей в тех районах Карабаха, которые остаются под контролем армянской администрации, то защита христианского меньшинства в переданных в распоряжение Баку селах – цель почти недостижимая.

Многие сравнивают ситуацию в Карабахе с положением дел в тех частях Косово, где еще остаются сербы. Международные миротворческие силы в этом не признанном Россией государстве едва справляются с задачей защитить сербское меньшинство. Сербские храмы и монастыри подвергаются осквернению и разрушению, и с этим трудно что-то сделать. Подобная ситуация может повториться на севере Карабаха, где основные усилия российского контингента будут сосредоточены на охране жителей-армян, если они еще останутся в селах, занятых азербайджанцами.

Вполне возможно, что Москве и международным организациям удастся убедить руководство Азербайджана взять под защиту древние памятники. Но их статус неизбежно изменится. Прежде всего они перестанут быть действующими, и, даже если избегнут обветшания и разрушения, древнее наследие подвергнется переосмыслению. Официальный Баку придерживается концепции, что христианство в Закавказье представлено почти исключительно древней Аланской церковью, история которой закончилась много веков назад, а армянский период подлежит забвению. Возможно, подобная судьба ждет храмы Карабаха. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1811
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
1908
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
2758
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2093

Другие новости