На фото схиархимандрит Иоанникий (Ефименко). Фото из социальной сети
После громкой истории с отлучением от церкви бывшего схиигумена Сергия Романова и возбуждением уголовных дел по фактам жестокого обращения с детьми в Среднеуральском монастыре Следственный комитет России (СКР) занялся проверкой деятельности еще одного старца – схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) из Свято-Никольского храма села Чихачево Ивановской области. Председатель СКР Александр Бастрыкин взял это дело под личный контроль. Собственное расследование деятельности общины, возглавляемой клириком, проводят и в Кинешемской епархии РПЦ.
Причиной внимания к схиархимандриту Иоанникию стал запрос депутата Государственной думы РФ Евгения Марченко в Генпрокуратуру и СКР, который он сделал в начале октября. Народный избранник утверждает, что к нему обратилась жительница Ивановской области Екатерина Рыбина. Женщина рассказала, что несколько лет назад ее мать, увлеченная проповедями схиархимандрита Иоанникия, переехала жить в село Чихачево и вскоре пропала. Нашли женщину спустя какое-то время в Нижнем Новгороде. По утверждению паломницы, ее вывезли туда по «благословению» старца, заставляли тяжело работать, продать квартиру, ограничивали свободу. Более того, она была не единственной пострадавшей, утверждает депутат: «Родственники сотен людей в отчаянии, они не могут забрать своих родных домой, боятся обращаться в правоохранительные органы». После этого стали появляться и другие свидетельства издевательств над верующими со стороны схимника и его приверженцев.
«По каждому из обращений, в которых заявители сообщали о том, что их родственники или близкие люди поселились в общине села Чихачево, проводилась выездная проверка епархиальной комиссией. В настоящее время расследование обстановки, сложившейся на приходе Никольского храма, ведется епархиальными комиссиями под непосредственным контролем епископа Кинешемского и Палехского Илариона (Кайгородцева)», – говорится на сайте Ивановской митрополии, к которой приписаны и проблемный «старец», и его храм.
Председатель отдела митрополии по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ протоиерей Андрей Ефанов 16 октября пояснил журналистам, что в последнее время схиархимандрит Иоанникий находится в состоянии «уже почти полного разрыва с епархиальным архиереем, не посещает богослужения с его участием и сам их не совершает, не бывает на регулярной исповеди духовенства». «Все идет к тому, что человек отходит все дальше от РПЦ. Это постепенный процесс. Не то чтобы он разорвал с церковью. Он поминает патриарха, поминает епархиального архиерея, но по духу его состояние все ближе и ближе именно к сектантскому».
Ефанов признал, что ситуация на приходе оценивается как «нездоровая»: «Там идет – психическое, конечно, не физическое – принуждение к тому, чтобы оставаться в этой общине, принуждение к значительным пожертвованиям. Физически там никого не держат. Однако людям говорят, что вы больны смертельной болезнью, и если вы отсюда уедете, то непременно умрете – а вот здесь, в общине схиархимандрита Иоанникия, вы можете излечиться от болезни». Поскольку «раньше на общину поступали лишь единичные жалобы», то «заниматься наиболее активно» ею стали лишь сейчас, когда «ситуация стремительно развивается в направлении сектантского раскола».
Борьба за Иоанникия долгие годы шла на православных форумах и в соцсетях, тогда как официальные представители РПЦ предпочитали публично в нее не вмешиваться. Лишь шесть лет назад на сайте Ивановской митрополии появилось небольшое сообщение о том, что верующим «не благословляется» паломничество к схиархимандриту. Однако 30 сентября 2016 года митрополит Иларион (Китайгородцев) совершил литургию в Никольском храме села Чихачево, и сослужал ему Иоанникий. Надо отметить, что клирик до сих пор не запрещен в служении.
«Община Иоанникия имеет все атрибуты секты, – заявил «НГР» профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев. – Прежде всего это наличие лжестарца, конспирология, принуждение к рабскому труду, мошенничество, лжецелительство и т.д. Другое дело, что методика борьбы с такими общинами была наработана совсем недавно, а подобных сект за последние годы появилось довольно много – несколько десятков. Все они любят изгонять бесов и принимать схиму. Однако в отличие от сект Сергия Романова или Рафаила Берестова община Ефименко предпочитает не вступать в прямую конфронтацию со священноначалием, ей важно сохранить некий вид благопристойности и оставаться в лоне церкви. Ведь у нас в первую очередь наказывают тех, кто объявляет открытую войну священноначалию». Эксперт заметил, что община Иоанникия существует около 20 лет и на местном епархиальном уровне с ней в свое время даже пытались бороться. «Архиереи Ивановской области никогда не отрицали этой проблемы и пытались ее разрешить самостоятельно. Однако сил не хватило, и скорее всего они рады, что этой общиной наконец-то заинтересовались правоохранительные органы. Надеюсь, что нынешние проверки СКР – не единичный случай, а тенденция», – заключил Силантьев.
То, что проверка деятельности Иоанникия проводится только сейчас, вполне объяснимо, считает руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Инициатором кампании против православных старцев выступают органы власти и органы правопорядка, – сказал «НГР» религиовед. – Таким образом они пытаются очистить Русскую православную церковь от экстремистских очагов и этим показать свою цивилизаторскую роль по отношению к православию в России. Подобная политика вмешательства силовых органов в религиозную жизнь началась во время пандемии, когда оказалось, что, с точки зрения представителей власти, церковники демонстрировали асоциальное поведение. Поэтому у представителей власти и силовых структур появилось стремление поставить церковь в определенные рамки. При этом сами эти рамки пока только определяются». Эксперт также заметил, что РПЦ подобные проверки не очень-то выгодны. «Проблема духовных старцев существовала всегда, – отметил он. – Это явление, которое нельзя побороть. Если таких старцев в церковной жизни вообще не будет, это станет показателем оскудения религиозной жизни и духовного рвения. Там, где духовное рвение, случаются и духовные перегибы. Поэтому в РПЦ мирились с такого рода явлениями, считая, что если старцы будут более-менее управляемы, то в их наличии нет ничего страшного».
комментарии(0)