Владимир Макей передал архиепископу Полу Галлахеру приглашение для папы Франциска посетить Белоруссию. Фото Reuters
Рукоположение нового папского нунция в Белоруссии Анте Йозича в сан епископа состоится 16 сентября. После этого он сможет прибыть в Минск. Для католиков страны это значимое событие. Главе Минско-Могилевской митрополии архиепископу Тадеушу Кондрусевичу запрещен въезд в Белоруссию, а предыдущий нунций архиепископ Габор Пинтер покинул республику еще в начале года.
12 сентября в минском соборе Девы Марии было зачитано послание Кондрусевича из изгнания, названное на сайте Католической церкви страны «прощальным». В тексте говорится: «Я жертвую сложностью моей ситуации во имя церкви в Беларуси и скорейшего мирного завершения общественно-политического кризиса в нашей стране. Я надеюсь увидеть вас в ближайшее время». Спустя сутки госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин заверил: « Мы делаем все возможное, чтобы епископ мог вернуться в свою епархию и продолжать вести свою паству».
В этой связи приезд Йозича может расцениваться как признание Святым престолом итогов президентских выборов в Беларуси. Наблюдатели полагают, что поспешная хиротония Йозича, который был назначен папой Франциском еще в мае, но из-за пандемии коронавируса его приезд был отложен на неопределенный срок, является прямым итогом визита в Минск секретаря Ватикана по отношениям с государствами архиепископа Пола Ричарда Галлахера. Ватиканский сановник встретился с министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем. «В ходе переговоров были обсуждены актуальные вопросы двусторонней повестки дня, в том числе в контексте развития поствыборной ситуации в Беларуси… Подчеркнута обоюдная заинтересованность в поддержании традиционно дружественных двусторонних отношений и высокой интенсивности контактов на различных уровнях. Владимир Макей особо отметил историческую роль Католической церкви в становлении и развитии белорусского государства, выразив уверенность, что конструктивный диалог со Святым престолом является одним из условий поддержания межконфессионального мира и согласия в стране», – отчитался МИД Белоруссии. Министр напомнил гостю из Ватикана, что «приглашение папы Римского посетить Беларусь остается в силе». На официальном информационном портале Святого престола визит Галлахера назвали «знаком близости папы к Беларуси».
Однако католическое сообщество страны находится в недоумении. «Это очень тихий визит, о котором почти нигде нет ни слова. Скорее всего Галлахер посетил Беларусь как представитель государства Ватикан. Именно поэтому и был ускорен приезд нунция. Ведь хиротония не делается за два дня, а тут все произошло слишком стремительно. Наверняка Галлахер, будучи в Минске, увидел, что здесь действительно происходит, и в Ватикане поняли, что ситуация требует присутствия нунция, который бы взял на себя дело Кондрусевича. Однако нунций приедет в страну с верительными грамотами, что для белорусской власти станет определенным признанием со стороны Ватикана. Возможно, приезд нунция на таких условиях ускорит возвращение в страну Кондрусевича», – предположил в разговоре с «НГР» инициатор оппозиционной акции «Католик не фальсифицирует» Артем Ткачук.
Напомним, что Кондрусевич, гражданин Белоруссии, обвиняется в том, что, будучи в командировке в Польше, получил там «определенные задачи». Его также подозревают в наличии двойного гражданства. Белорусским законодательством не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, однако о том, что это запрещено, в законе прямо не сказано. Известно, что белорусский паспорт прелата аннулирован. Кондрусевич в разгар предвыборной кампании настаивал на проведении честных выборов, а после оглашения результатов заявил, что у него есть «все основания полагать, что выборы не были справедливыми». В Польше он дал развернутое интервью TV Trwam, в котором заявил, что «белорусское население выросло, чтобы бороться за свои права, и это другое поколение, чем 26 лет назад».
Ткачук подчеркнул: «Католики страны не согласны идти ни на какие уступки с властью для того, чтобы им вернули Кондрусевича». «Для мирян и священников любой шаг назад от тех позиций, которые уже высказали католические епископы республики, будет рассматриваться как некоторое предательство. Конечно, мы бы хотели, чтобы Кондрусевич вернулся, но даже его отсутствие не сможет повлиять на деятельность местной католической церкви и взгляды иерархов на ситуацию в стране. В этом смысле очередное приглашение папы Римского ничего не значит. Конечно, мы бы хотели, чтобы понтифик приехал, но в данной ситуации это не главное. Католики не верят в этот визит и знают, что против него выступает православная церковь. Если бы Лукашенко действительно хотел пригласить папу Римского, он должен был вначале договориться с православными. Пока же это только еще одна попытка легитимизировать действующую власть», – добавил собеседник «НГР».
Пока дипломаты обменивались любезностями в правительственном кабинете, на улицах Минска 11 сентября прошли общегородской католический крестный ход и совместная молитва, лейтмотивом которых стало требование «остановить гонения на Католическую церковь в республике» и «вернуть архиепископа Кондрусевича в страну». «Мы не теряем надежды, что наш архипастырь вернется из плена, чтобы снова быть с нами и вести к спасению. Сегодня пятница, день, когда мы отмечаем мученическую смерть Христа на кресте. Мы пойдем по этому пути Спасителя за свободу Католической церкви в Беларуси, за возвращение нашего митрополита, за справедливость, добро и мир в нашей стране», – заявил генеральный викарий Минско-Могилевской архиепархии епископ Юрий Кособуцкий. В защиту Кондрусевича также выступили епископская конференция России, представители Совета европейских епископских конференций (RCBE) и госсекретарь США Майкл Помпео. Папа Франциск пока хранит молчание. Как пишет Vatican News, 13 сентября во время традиционной воскресной проповеди понтифик, не упоминая Беларусь, «обратил внимание на явление протеста, которое наблюдается во многих частях мира, и призвал государственные власти обеспечить полное уважение прав человека и гражданских свобод». Вместе с тем портал утверждает, что «папа Франциск с предельным вниманием следит за событиями в мире». 3 октября понтифик планирует подписать свою третью энциклику с названием «Все братья. О братстве и социальной дружбе». Будет ли он спасать своего «брата» по вере Кондрусевича и как – пока неясно.
Высказываются предположения, что Галлахер в Минске обсуждал новую кандидатуру на пост Минско-Могилевского архиепископа, которая будет больше устраивать действующую власть. «У нас таких священнослужителей нет, – замечает Ткачук. – В этом плане католический клир Беларуси очень сплочен. У нас есть целая группа священников, которые пытаются «умыть руки» перед всем происходящим и предпочитают высказываться в духе православной церкви – то есть без конкретики. Но нет таких, кто соглашался бы с позицией действующей власти».
Пока католики борются за возвращение своего архиепископа, новый патриарший экзарх РПЦ митрополит Вениамин (Тупеко) 12 сентября дал свое первое интервью – российскому телеканалу RT. Он призвал духовенство максимально устраниться от участия в политических процессах. «Политика – это очень сложная сфера человеческих взаимоотношений, и много здесь сокрыто, непонятно. И если мы, священнослужители, будем заниматься политикой, то кто тогда будет наставлять народ в законе Божием? Потому что вникание, погружение в политику накладывает отпечаток на душу человека, и уже слово не становится таким беспристрастным и взвешенным, основанным на Евангелии, примешивается человеческая логика, желания, чувства, стремления», – заявил он. Возникновение недопонимания между властью и церковью митрополит списал на коронавирусную инфекцию, а все чаще повторяющуюся тему возможности создания автокефалии в республике по образцу Православной церкви Украины (ПЦУ) назвал «навязываемой извне». «Надо хранить бдительность и избегать всяких поползновений к тому, чтобы тема автокефалии поднималась в том или ином формате», – поучал Вениамин.
В то же время при Координационном совете оппозиции, который как раз обвиняли в актуализации темы создания автокефальной церкви, была создана рабочая группа «Христианское видение». Ее основная цель – «совместная деятельность христиан в поиске путей для преодоления политического кризиса в Республике Беларусь и обеспечения согласия в обществе на основании Конституции». Как пояснил «НГР» один из организаторов группы священник БПЦ Александр Шрамко, «поскольку Координационный совет был создан для трансфера власти, то важно учесть разные взгляды людей на ситуацию, в том числе и с христианских позиций». «У христиан есть свой взгляд на то, какой должна быть власть и как верующие должны вести себя по отношению к власти. Мы не хотели разделяться на конфессии, но хотели объединить наше видение. Несмотря на то что инициатором создания выступили православные и их поддержали протестанты, сейчас в нашу организацию вошли и католики. Однако мы не представляем свои церкви – православную, католическую или протестантскую, мы представляем свои взгляды с универсальных позиций христианского вероучения», – рассказал священнослужитель.
По мнению Шрамко, призыв экзарха отойти от политики не связан с появлением рабочей группы. «Это связано с тем настроением, которое сегодня царит в обществе. Многие православные священники стали заявлять свою политическую позицию через проповеди. У нас давно идет дискуссия на тему «Что считать политикой». Я уверен, что церковь не должна молчать, когда задеваются какие-то моральные основы, нарушаются заповеди. Это прописано даже в Основах социальной концепции РПЦ. Там есть пункт, что в определенных случаях нарушения вероучения со стороны властей церковь может призвать общество к гражданскому неповиновению. Сейчас же речь идет не о голосовании за какого-то определенного кандидата. В этом случае, конечно, церковь не должна вмешиваться. Но когда речь идет о фальсификациях, насилии, нарушении моральных норм, то христианине обязаны высказывать свое мнение. Например, во время войны церковь, которая обычно выступает за мир, не призывала все бросить и сдаться врагу ради установления мира. Подобными размышлениями о политике чаще всего оправдывается бездействие, выгодное для властей. А поскольку сейчас руководство БПЦ стремится сохранить хорошие отношения с властью, оно вроде бы говорит правильные слова о мире, а на самом деле призывает к бездействию», – считает Шрамко.
Он также отверг обвинения в адрес Координационного совета в стремлении запустить процесс создания автокефальной, независимой от Московского патриархата церкви в Белоруссии. «Сейчас эти разговоры больше выгодны власти, чем оппозиции, они используются для запугивания. У нас никогда не было какого-либо националистического посыла, и тема автокефалии никогда не была для нас актуальной. В Координационном совете, куда я вхожу, все против автокефалии, а Лукашенко ухватился за нее вполне намеренно, чтобы иметь возможность обвинять оппозицию, настраивать против нее верующих, и скорее всего и руководству БПЦ также дали какие-то указания поддерживать эту тему для того, чтобы переключать внимание с более серьезных проблем», – уверяет клирик.
В этом ключе, по мнению Шрамко, вполне объясним и нынешний визит в Беларусь Галлахера. «Несмотря на то что Лукашенко не любит католиков, он не раз прибегал к тому, чтобы через них чего-то добиваться. Например, когда ему одно время запретили въезд в страны Европы, для прорыва этой блокады он пытался использовать Католическую церковь и ее представителей, встречался с папой Римским, обещал заключить с Ватиканом конкордат и т.д. Потом, когда все более-менее успокоилось, он об этом забыл. Сейчас папа Римский рассматривается Лукашенко не столько как глава церкви, сколько как глава государства. И именно на этом Лукашенко хочет сейчас сыграть для того, чтобы получить поддержку мирового сообщества», – заключил священник.
комментарии(0)