Белорусский экзархат РПЦ отмежевался от молитвенного шествия против злоупотреблений режима. Фото Reuters
Выборы президента Белоруссии и последующие за этим акции протеста разделили православных верующих страны. После того как патриарший экзарх митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев) вслед за патриархом Кириллом признал итоги голосования законными и поздравил Александра Лукашенко с переизбранием на новый срок, некоторые архиереи, духовенство и верующие обвинили священноначалие чуть ли не в «рабской зависимости» от государственной власти.
17 августа митрополит Павел посетил в одной из больниц Минска пострадавших от насилия во время протестов. «Держитесь, поправляйтесь и не падайте духом!», — напутствовал их архиерей. А двумя днями ранее на официальном сайте Белорусской православной церкви (БПЦ) было опубликовано обращение Синода «к народу Республики Беларусь о прекращении народного противостояния». «Если мы сегодня все вместе не остановим противоборство, то доведем страну до необратимых разрушительных последствий, – говорится в документе. – Категорически осуждая насилие, пытки, унижения, безосновательные задержания, экстремизм во всех его формах и проявлениях, ложь и вероломство, призываем всех, для кого дóроги наше Отечество, дети, родные и близкие люди – остановиться и прекратить противостояние. Мы верим и надеемся, что руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость – предаст законному суду и осуждению».
Синодалы подчеркнули, что православная церковь «всегда была и будет вне политики», но верующие обращением недовольны. «Формально все благочестиво и «вне политики», а по сути: давайте разойдемся и оставим все как есть», – написал на своей странице в Facebook священник Александр Шрамко. Недовольство главой БПЦ растет. Критика священноначалия оппозиционно настроенными гражданами началась еще до оглашения результатов президентских выборов (см. «НГР» от 05.08.20), однако после того, как митрополит Павел 10 августа «сердечно» поздравил Александра Лукашенко с победой, это возмутило и разочаровало духовенство. «Я не подписывал это поздравление и не давал согласия. Моя христианская совесть не позволяет мне этого делать», – сообщил в Facebook священник Михаил Симаков. «Какие могут быть поздравления с победой на выборах, когда на улицах городов льется кровь? Невыразимо стыдно», – заявил в соцсети протоиерей Георгий Рой. Священник Андрей Яворец из Гродно заметил: «Простые люди, наши прихожане, вот с этими вопросами – почему наши предстоятели и первоиерархи так себя ведут – пойдут не к ним, в Москву и Минское епархиальное управление, а к нам. И с нас будут спрашивать – где у церкви совесть? Я не знаю, что отвечать. Придется молчать и краснеть».
13 августа в Минске состоялся крестный ход против насилия, участие в котором приняло несколько тысяч человек, принадлежащих разным христианским конфессиям. Пресс-служба БПЦ опубликовала заявление, в котором попросила не связывать «проведение несанкционированного мероприятия» с Белорусским экзархатом. «Пусть каждый сам принимает решение о своем участии, но прошу заметить, что формально БПЦ не имеет никакого отношения к этому мероприятию. Лично мне не нравятся истории, в которых используется политическая мимикририя и манипуляции. Историю вообще и историю политических движений в частности внимательно изучали не все, поэтому настоятельно рекомендую обновить в своей памяти информацию о деятельности попа Гапона и событиях Кровавого воскресения», – написал на своей странице в Facebook пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин. Позже появилось официальное разъяснение: «Позиция Белорусской православной церкви заключается в том, чтобы призывать к миру, снисходительности и взаимопониманию противоборствующие стороны, а не накалять ситуацию и подстрекать к различным акциям».
Александру Шрамко, участнику шествия, не разрешили быть в церковном облачении. «Подхожу к собору, там уже собралось пара десятков народа, вышел батюшка, пытался «утихомирить». Подошел ко мне навстречу. Думал, что-то хорошее скажет, но нет.
Мол, нельзя тут, а я не имею права даже в подряснике стоять. Мол, подрясник мне дан от церкви, а церковь это не поддерживает», – написал священник в соцсети.
Затем по социальным сетям стало распространяться открытое обращение к митрополиту Павлу от одного из организаторов всехристианского крестного хода Анастасии Некрашевич, назвавшей себя православной верующей. «После ваших выступлений лично я не хочу брать у вас благословение ни на что. Мой патриарх, мой митрополит, мой президент – Иисус Христос, я хочу жить по его заповедям, и я буду их защищать до конца. Мы не можем надеяться на власть, которая нас сейчас убивает, мы не можем надеяться на вас, потому что вы эту власть поддерживаете и сердечно поздравляете. Лично я сейчас могу надеяться только на Бога и его милость к нам. Пока мы будем ждать вашего благословения и разрешения на крестные ходы, нас всех перестреляют и пересажают. Мне стыдно за нашу православную церковь. Священники боятся, что этот крестный ход может стать для них последним, а прихожане спорят друг с другом, можно идти молиться без благословения или нет. А в это время проливается кровь, в тюрьмах невинные люди, а больницы переполнены ранеными мирными людьми. Вам не кажется это абсурдом и потерей христианских ценностей?» – написала Некрашевич 13 августа.
После этого письма митрополит Павел вышел к протестующим. Очевидцы утверждают, что патриарший экзарх «попросил прощения за преждевременное поздравление Лукашенко» и согласился, что «зло должно быть названо злом, что нельзя мириться с насилием». «Митрополит получил информацию о событиях в Беларуси, он видел видео задержания, возмутился, ужаснулся и опечалился», – позже отметил в разговоре с журналистами Лепин. Однако в пресс-службе БПЦ утверждают: слухи о том, что митрополит Павел отозвал свое поздравление Лукашенко, не соответствуют действительности. «Митрополит на самом деле попросил прощения, но есть нюанс. Когда митрополита Павла начали атаковать обвинениями в том, что он поздравил Александра Лукашенко и с претензиями приводить цитаты из его поздравления, то владыка попросил прощения у всех обиженных сим фактом, при этом объяснил свои действия протоколом, соображениями добрососедства и церковно-государственного партнерства. Это не сожаление о поздравлении как таковом, а вежливое извинение человека за причиненные беспокойства другим своими действиями», – пояснил Лепин в Facebook. Обращаясь к Лукашенко с призывом остановить насилие, архиерей назвал его «гарантом Конституции».
Высказываться против происходящего в стране стали даже иерархи. 14 августа было опубликовано послание архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия (Кищенко). «Нельзя играть с правдой, коверкая и кромсая ее в угоду политической целесообразности! – пишет иерарх. – Кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни – на совести тех, кто сознательно сам убивал либо принуждал других убивать правду! О том, что так нельзя поступать тем, кто считает себя православным христианином, предупреждали наши священники, взывавшие к их совести и напоминавшие заповеди Божии! Но, к сожалению, их слушали в последнюю очередь. Теперь нам всем предстоит проделать непростой путь преодоления политического кризиса и нравственного очищения».
16 августа во время проповеди архиепископ заявил: «Политики всех стран всегда будут стараться утончить церковь, чтобы соответствовать требованиям правительства богатых. Во все времена, во всех странах. А церковь должна быть светильником – независимым голосом христианской души. Наша церковь пережила тяжелейший подвиг! Наши священники лежат на Соловках, наши пастыри лежат на Беломорканале. Остались жить те, кто смог приспособиться. Несмотря на это, церковь возрождается, и вот сейчас новое поколение пришло, оно показывает, что оно жизнеспособно. Поэтому нельзя молчать! Нужно говорить. Учиться у них, у молодежи! А тот, кто старшее поколение, которое бурчит, учителя: «Мы там политику увидели» – вам на коленях надо стоять, за все фальсификации, за ту ложь, которую вы пихали нашим детям! Вот результат вашего воспитания! Теперь ваши воспитанники с цепи сорвались! Они жаждут крови. Они невменяемы».
Несогласие с позицией священноначалия выразил и старший клирик кафедрального Свято-Духова собора Минска архимандрит Алексий (Шинкевич). «Наш народ не ожидал такого унижения, которое нам сотворили власти, наш народ не ожидал таких издевательств, свидетелями которых мы явились все вместе. Такой жестокости наш народ не видел давным-давно. Мы просим власти, чтобы они выпустили всех заключенных! До единого! Только после этого можно разбирать, кто прав, кто виноват. Мы не можем оставить наш народ. Мы всегда говорим, что церковь всегда с народом – мы не говорим, что церковь всегда с властью!» – заявил он во время проповеди 14 августа.
«Белорусская православная церковь всегда была ориентирована на государство, – пояснил в беседе с «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – К тому же митрополит Павел все-таки для Белоруссии фигура чужая. Он приехал в страну уже при Лукашенко, причем в непростой ситуации, когда президент намекал на необходимость получения самостоятельности Белорусской церкви. Даже звучало слово «автокефалия». Несмотря на то что ничего подобного не произошло и эти обсуждения быстро закончились, тем не менее самостоятельность церкви при Лукашенко означала ее большую зависимость от президентской власти. И митрополит должен был учитывать этот фактор. К тому же Лукашенко позиционировал себя как покровитель церкви, хотя сам был человеком нецерковным. Поэтому Павлу с ним ругаться совсем не хочется», – подчеркнул политолог. «С другой стороны, стало понятно, что недовольны сами священнослужители, и это не единичные случаи, недовольство уже высказывают и в епископате. Митрополит Павел вынужден учитывать и это», – заключил Макаркин.
Еще одну причину отчаянной лояльности главы БПЦ привел Александр Шрамко: «В соответствии со статьей 13 закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», «руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь». То есть по закону он, как гражданин другого государства, не может быть главой не только всей БПЦ или епархии, но даже и обычного прихода. Самое забавное, что именно Белорусский экзархат в свое время продавил этот закон. А требование гражданства предполагалось направить против западных миссионеров и тем самым сдержать распространение новых протестантских общин. Но, как бывает, угодили в свою же яму». «Митрополит Павел держится на своем посту исключительно по благоволению власти, которая в случае чего может в любом момент «педалировать» его в полном соответствии с законом, вплоть до выдворения из страны», – добавил священник.
«Не думаю, что Белорусская православная церковь так уж зависима от власти, – в свою очередь, поделился размышлениями с «НГР» доцент кафедры религиоведения Института теологии Белорусского государственного университета Сергей Шатравский. – Однако сейчас сам Лукашенко мечется. То он настроен против России, то заявляет, что договорился с Путиным и Россия чуть ли не войска введет. Митрополит, поскольку ситуация пока остается непонятной, пытается быть сдержанным и осторожным».
«На мой взгляд, как раз у митрополита Павла очень большая определенность в его взглядах: это называется «колебался вместе с линией власти», – сказал в разговоре с «НГР» политолог Андрей Окара. – Мы видим феномен Белорусской православной церкви, которая оказалась в сложном положении между паствой и государством. Именно поэтому митрополит Павел, осуждая избиение и насилие, никак не осудил Лукашенко, который их инициировал. Это еще один пример ситуации, когда церковь в условиях революционных преобразований старается найти свое место. И это место всегда сложно определяется между обществом и государством. Когда государство репрессирует гражданское общество, а белорусские омоновцы издеваются и избивают мирно протестующих, церковь, с одной стороны, вроде должна встать на сторону униженных, оскорбленных и несправедливо обиженных. С другой – она не может противопоставить себя государству».
комментарии(0)