Фото pixabay.com
Муфтият Республики Дагестан обнародовал фетву, в которой признал калечащие операции на женских половых органах не соответствующими предписаниям ислама. Несколько лет правозащитники боролись за запрет женского обрезания, которое, по их данным, распространено в Дагестане, особенно в отдаленных селениях. Они долго добивались осуждения этой практики от официального дагестанского духовенства. И вот специалисты по мусульманскому праву и богословию вынесли решение фактически о недопустимости подобных операций.
Катализатором этого решения, вероятно, стал фрагмент из интервью, которое минувшей осенью дал журналистам имам из Махачкалы Магомед Курбандибиров. Он заявил, что в исламе приветствуется женское обрезание и операцию надо воспринимать как исполнение обряда. Вероятно, эти слова имели в виду авторы фетвы дагестанского муфтията, когда написали: «В интернете распространился видеоролик, где неверный ответ на данный вопрос всколыхнул общественное мнение. Но неправильная трактовка вопроса обусловлена неактуальностью данного явления в обществе и, соответственно, неисследованностью темы».
Далее богословы рассматривают различные виды хирургического воздействия на половые органы, которые ограничивают или вовсе делают невозможной для женщины сексуальную жизнь: «Все вышеперечисленное категорически запрещено в исламе, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Не [причиняй] вреда себе и другим». Они признают, что в исламской традиции существует тема женского обрезания, но вопрос сводится к тому, что понимается под этими манипуляциями с организмом. Авторы фетвы описывают такой вид удаления частички кожи, который не затрагивает жизненно важных органов и приводит, по их мнению, лишь к косметическому результату. «Часть ученых-богословов считают эту процедуру необязательной», – говорится в тексте. Удалять или делать надрезы на органах, которые выполняют жизненные функции, запрещено. Но и то хирургическое вмешательство, которое дагестанские правоведы считают допустимым, нельзя осуществлять «в полукустарных или кустарных условиях», и проводить операции должен компетентный специалист. Вероятно, имеется в виду человек с дипломом врача.
«Фетва – очень важный шаг для преодоления этой практики в республике, – сказала «НГР» Саида Сиражудинова, президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие». – Когда мы работали над проблемой, получая разного рода пинки и противодействие со всех сторон, не имея поддержки со стороны гражданского общества, мы о таком прямом и открытом действии со стороны религиозных структур только мечтали. Фетва способна привести к отказу от данной практики части населения, прислушивающейся к мнению муфтията». «Но в то же время еще рано говорить, что раз фетва выпущена, проблемы больше нет, – оговаривается эксперт. – Мы знаем из наших докладов (отчеты проекта «Правовая инициатива»), что далеко не все практикующие обрезание руководствовались религиозным мотивом. Фетва есть, и с ней надо дальше работать. Потому что практика на самом деле вредная, непонятная, нецелесообразная. Она на всю жизнь оставляла шрам (и не только физического характера) женщинам, которым и так нелегко приходится».
«Мы оцениваем новую фетву как неоднозначную, – заявила «НГР» старший юрист проекта «Правовая инициатива» Татьяна Саввина. – С одной стороны, она разъясняет, что категорически запрещено делать клиторидектомию, удаление больших и малых половых губ, и инфибуляцию (то есть калечащие операции (КО) на женских половых органах типов I, II, III согласно классификации ВОЗ). Это самые серьезные и тяжкие для здоровья формы КО, поэтому хорошо, что фетва прямо указывает на их запрет». «Однако одновременно с этим фетва фактически разрешает так называемый IV тип КО, к которому относится все остальные процедуры, наносящие вред женским половым органам и не имеющие медицинских показаний, такие как: прокалывание, выполнение надрезов, прижигание и т.д., – поясняет эксперт. – Именно IV тип наиболее часто встречается в России. Позиция ООН, ВОЗ, Европейского суда по правам человека, Минздрава России однозначна: все типы КО должны быть запрещены, так как все они являются вредоносной практикой, нарушением права на здоровье и свободу от пыток».
«Необходимо пояснить, что так называемая худэктомия (удаление части клиторального капюшона), проведение которой разрешает фетва, проводится без каких-либо медицинских показаний в рамках эстетической косметологии, – продолжает Саввина. – В качестве показаний к интимной пластике обычно указываются возрастные изменения, дряблость, деформация после родов и др. Фетва, разрешая проведение худэктомии, не делает разграничения между взрослыми и детьми. Не совсем понятно, для чего худэктомию нужно делать девочкам в возрасте до 12 лет (наиболее часто делают именно в раннем возрасте). Сама девочка в силу возраста не может осознавать последствия и давать согласие на такое вмешательство, поэтому такая операция будет носить насильственный характер. И даже в отношении совершеннолетних необходимо учитывать, что девушки подвергаются сильному социальному давлению, чтобы соответствовать социальным нормам своей общины, где обрезание является обязательным, поэтому можно подвергнуть сомнению их способность давать добровольное согласие, свободное от социального давления. Так, мама 9-летней девочки, которой сделали обрезание в Ингушетии, рассказала, что сама подверглась обрезанию уже в совершеннолетнем возрасте, когда выходила замуж, так как в клане Баталхаджи, к которому принадлежал ее муж, обрезание девушек считается обязательным». «Кроме того, не нужно забывать об истинных причинах проведения «женского обрезания», о которых фетва, конечно, не упоминает. Единственная цель проведения «женского обрезания» – это подавление женской сексуальности. И это не отрицается ни теми, кто ее проводит, ни местными религиозными лидерами», – подытоживает юрист. В 2016 году председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев заявил: «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на земле, чтобы сексуальность уменьшилась».
комментарии(0)