0
8434
Газета Печатная версия

18.02.2020 16:50:00

Содом и Эдем «Нового папы»

Сиквел Паоло Соррентино – приговор массовой культуры Ватикану

Тэги: святой престол, папа франциск, папа бенедикт xvi, папа иоанн павел ii, критика, религия, вера, сериалы, паоло соррентино, джуд лоу, джон малкович


святой престол, папа франциск, папа бенедикт xvi, папа иоанн павел ii, критика, религия, вера, сериалы, паоло соррентино, джуд лоу, джон малкович

Господь к Иоанну Павлу III глух, а от настойчивых требований Пия XIII быстро устает.

Кадр из телесериала «Новый папа»

В начале февраля завершился показ второго сезона сериала Паоло Соррентино «Молодой папа». Сиквел стартовал 10 января под названием «Новый папа» и был ожидаем многими после успеха его первой части, которой многие восхищались и называли чуть ли не энциклопедией по истории живописи и гидом по кулуарам Ватикана. Вторая часть также представляет достаточно широкий обзор… всех человеческих пороков и смертных грехов, запечатлев их в красочных кадрах и крупных планах. Именно так видит и предлагает увидеть зрителям Соррентино твердыню католичества и ее обитателей – через красиво поданную безнравственность и нарочитое эстетство.

Повествование о «своем» Святом престоле режиссер начинает с заставки. В первых сериях – томно танцующие вокруг неонового креста монахини в неглиже, в последних – разгуливающий по пляжу в «папских» белых плавках Джуд Лоу, исполняющий роль папы Пия XIII, с теми же томными, но уже играющими в пляжный волейбол полуобнаженными «невестами Христа». Еще 13 января, то есть сразу после начала показа «Нового папы», Венецианский патриархат на своем официальном сайте опубликовал заявление, в котором осудил режиссера за провокационное начало серий. Стоит добавить, что эпизоды под титры снимались в зале культурного фонда, который расположен на острове Сан-Джорджо-Маджоре в Венецианской лагуне. Поэтому духовенство города не смогло промолчать, даже несмотря на то что представители Ватикана традиционно предпочитают не комментировать ленты, посвященные его кулуарной жизни.

«Фильм – очевидная фантазия режиссера, в которой он не скрывает попытки спровоцировать зрителя. Определенные сцены крайне оскорбительны, особенно потому, что не содержат в себе хоть сколько-нибудь оправдания выбора именно такой формы. Сцена с монахинями больше походит на развратный музыкальный клип, а съемки такого рода видео в центре монастырской жизни Венеции попросту неуместны. Что же касается присутствия в сцене креста, то это оскорбительная сцена и не имеет повествовательного контекста, который бы ее оправдывал», – говорится в сообщении.

Впрочем, нарочитая эксплуатация тех или иных стереотипов, с которыми часто основательно или безосновательно соотносят Папскую курию, в этом сезоне «Молодого папы» становится стержнем сериала. Если первая его часть была посвящена поиску Бога и проблемам веры и безверия, то вторая – это в большей степени попытка травестировать Ватикан. Несмотря на то что и Паоло Соррентино, и Джуд Лоу, и даже Джон Малкович, которому досталась роль папы Иоанна Павла III, не однажды заявляли, что при создании образов своих героев больше фантазировали, чем ориентировались на каких-либо реальных персонажей, сериал получился избыточно памфлетным. Он не только жестко высмеивает Святой престол за реально существующие и до сих пор не разрешенные проблемы с педофилами в сутанах, мужелюбивыми кардиналами, финансовыми махинациями, фундаментализмом и неофитским фанатизмом, но и делает аллюзии на вполне конкретные личности.

Например, введенный всего лишь на одну серию папа Франциск II – прямолинейная и беспощадная пародия на ныне действующего папу Франциска (пока первого). Заявления Бергольо о необходимости поддержки мигрантов и беженцев, реформы финансовых структур Ватикана, заботы о бедняках и отказ от богатства – не только озвучиваются его сериальным «двойником», но и доводятся до абсурда. Врата Ватикана широко распахиваются перед мусульманскими мигрантами, кинематографический понтифик разгуливает в сандалиях, вынуждает епископат сдать все драгоценности в пользу бедных, носить деревянные кресты вместо драгоценных и так далее. Экранный Иоанн Павел III видится намеком на отказавшегося от папского престола Бенедикта XVI, а в образе Пия XIII можно увидеть сразу нескольких понтификов – и того же Франциска, и Иоанна Павла II, которого еще при жизни почитали святым, и Пия XII, известного своим аристократизмом, любовью к богатыми облачениям и знакам папской власти. Да и саму ситуацию с выборами нового папы при еще живом понтифике, пусть и находящемся в коме, режиссер создает, отталкиваясь от реальности.

Персонажи Соррентино, наигравшись в диалог с Богом еще в первом сезоне, теперь требуют от Него только немедленных чудес. «Господи, нам с тобой надо поговорить. Ты должен действовать!» – обращается к Создателю герой Джуда Лоу. Соррентиновскому Ватикану не нужны святые – автор красиво избавляется от них. Он рисует Святой престол безбожно прекрасным. Но красив он именно в своих соблазнах. Режиссер словно восхищается сам и призывает других восхититься тем величием грехов, которые царят в стенах Ватикана. Какой бы критике со стороны духовенства и верующих ни подвергся Паоло Соррентино, сколько бы ни называли его творение «пустышкой в красивой обертке», реальность, пусть даже увиденная режиссером через camera obscura сарказма и гротеска, такова: в массовом сознании современный Ватикан именно таким и предстает – диковинным заповедником, за стенами которого царят интриги, порок и нигилизм.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пожилым немцам прочат "пенсии из казино"

Пожилым немцам прочат "пенсии из казино"

Олег Никифоров

В бюджете ФРГ не хватает средств на социальные расходы

0
1944
Тбилиси встал на защиту традиционных ценностей

Тбилиси встал на защиту традиционных ценностей

Артур Аваков

Оппозиция обвиняет "Грузинскую мечту" в антиевропейских взглядах

0
2626
Кому не нравится ВТО

Кому не нравится ВТО

Алексей Портанский

Почему эффективный международный институт стал объектом нападок

0
2714
Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Вера Цветкова

О ближайших телепремьерах: что-то новое, а что-то хорошо забытое старое

0
2614

Другие новости