0
6719
Газета Печатная версия

06.08.2019 16:34:00

Европа догоняет третий мир по ограничениям свободы

Социологи центра Pew отмечают тревожную динамику в отношениях государств и верующих

Ольга Позняк
Магистр религиоведения

Об авторе: Ольга Сергеевна Позняк – социолог, религиовед.

Тэги: социология, центр пью, свобода совести, мигранты, мусульмане, паранджа, ксенофобия, исламофобия, антисемитизм


социология, центр пью, свобода совести, мигранты, мусульмане, паранджа, ксенофобия, исламофобия, антисемитизм Негативные показатели европейских стран во многом объясняются законодательными ограничениями на одежду мусульманок. Фото Питера ДеВита

Ученые из Pew Research Centre (США) опубликовали результат нового глобального исследования, посвященного ограничениям религиозных практик и религиозной вражде в 198 странах мира. Работа охватывает период с 2007 по 2017 год. Социологи обнаружили, что за десятилетие во всем мире заметно возросло давление государств на религии, что выражается в законах, политике и действиях должностных лиц, сдерживающих возможность свободного вероисповедания и духовную практику людей. Помимо этого исследователи зафиксировали рост социальной вражды, связанной с религиозными убеждениями и практиками, включая насилие и преследование со стороны частных лиц, групп или организаций. В основе методологии оценки ситуации в том или ином регионе – использование двух 10-балльных индексов: индекс правительственных ограничений и индекс социальной вражды.

По сравнению с 2007 годом увеличилось число стран, в которых введены высокие или очень высокие уровни правительственных ограничений на вероисповедание и религиозную практику. Если 10 лет назад таковыми были признаны 40 стран, то есть 20% государств мира, то в 2017 году их насчитывалось уже 52, что составляет 26% от мирового сообщества. Из них  27 исследователи причислили к странам с очень высоким уровнем административных ограничений, то есть с индексом в 6,6 балла и выше. Среди них Китай, Иран, Россия, Алжир, Египет, Индонезия, Саудовская Аравия, Сирия, Пакистан, Турция и др. Социологи указывают, что из всех регионов мира самый высокий уровень правительственных ограничений на религию по-прежнему наблюдается на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Но интенсивный прирост притеснений отмечается и в таких разных регионах, как Африка к югу от Сахары и Европа. В перечень 25 стран с высоким уровнем правительственных цензов входят пять европейских государств: Франция, Испания, Румыния, Болгария и Беларусь.

За период 2007–2017 годов правительства наращивали ограничения на религиозные сообщества различными способами. Социологи выделили следующие категории: государственный фаворитизм отдельных религиозных организаций, законодательные инициативы и политика, ограничивающие свободу вероисповедания, государственные лимиты на религиозную деятельность, притеснения религиозных групп со стороны правительства. Самым распространенным явлением оказался фаворитизм. Его средний индекс возрос от 3,7 в 2007 году до 4,7 балла в 2017 году. Исследователи замечают, что по показателям государственного фаворитизма из всех регионов существенно выделяются страны Ближнего Востока и Северной Африки. Из 20 стран региона в 17 есть государственная религия, а в двух – «предпочитаемая». В этих странах правовые вопросы разрешаются религиозными властями или с учетом норм религиозных доктрин. Большинство стран с индексом в 10 баллов в данной категории отдают предпочтение исламу, среди них Саудовская Аравия, Бахрейн, Афганистан, Бангладеш, Марокко, Оман, Кувейт, Судан. Также в этот список с индексом фаворитизма в 10 баллов попали Великобритания, Греция и Исландия, в которых выделяются государственные церкви.

Популярной мерой притеснений остаются законы и политика, налагающие ограничения на свободу вероисповедания. Они могут варьироваться от конституционных законов до регулирования деятельности и регистрации религиозных организаций. В 2007–2017 годах средний индекс таких ограничений по всему миру увеличился с 3,5 до 4,3. Опять же этот уровень выше на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Далее следуют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако рост ограничений наблюдается и в других регионах, особенно это касается правил государственной регистрации религиозных групп. Самый высокий уровень в этой категории, в 10 баллов, на Мальдивах и в Эритрее. Так, в Эритрее правительство признает и регистрирует только четыре религиозные организации: так называемую Эритрейскую православную, Римско-католическую и Евангелическо-лютеранскую церкви, а также суннитский ислам.

За 2007–2017 годы возрос средний уровень ограничений на религиозную деятельность с 2,3 до 3,4. Самый высокий средний показатель демонстрируют страны Ближнего Востока и Северной Африки (6,3), а наибольший прирост (с 1,5 до 3 баллов) наблюдался в Европе. В Старом свете все больше правительств вводят ограничения на публичные или частные богослужения и религиозную литературу. За указанный период число стран, ограничивающих ношение религиозной одежды и символов, увеличилось с 5 до 20. Индекс 10 баллов присвоен только Китаю и Мальдивам.

Менее популярной мерой оказалось преследование правительством религиозных групп. К 2017 году средний показатель в данной категории вырос с 1,7 до 2,6 балла. Учитываются все виды преследований – от насилия и запугивания до официального запрета организаций и общин. Это наиболее характерно для Ближнего Востока и Северной Африки, также выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион. Только в 2017 году преследование или запугивание религиозных групп со стороны правительств было зарегистрировано в 86% стран АТР. Но ни одно государство в этой категории не набрало максимально возможного балла. 9,4 балла были присвоены Ирану, где власти определяют последователей веры бахаи как «грязных и еретических», и России, а 9 – Малайзии.

По второй шкале исследователи измерили индекс социальной вражды, связанной с религией, который включает 13 показателей из 4 категорий. Наиболее распространенным вариантом является враждебное отношение, связанное с религиозными нормами (например, преследование за нарушение религиозного дресс-кода или за принятие другой религии). Его средний показатель за 2007–2017 годы вырос с 1,7 до 3 баллов. По нему лидирует Ближний Восток (5 баллов), далее идет Европа, где уровень существенно вырос – с 0,8 до 3,4 балла. В 15 европейских странах имелись группы, которые использовали насилие или угрозу насилия, чтобы заставить других принять свои религиозные обряды и убеждения, а в 25 странах происходили нападения на людей из-за их религиозной принадлежности. В данной категории 10 баллов присвоены Германии, Индии, Сомали и Уганде.

Второй категорией социальной вражды является религиозно мотивированное насилие со стороны организованных групп, включая терроризм. Индекс этой категории возрос к 2017 году с 1,6 до 2,2 балла. Из всех регионов самый высокий уровень наблюдается на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где участились действия террористических групп. А самый высокий индекс в 10 баллов присвоен Сирии. Далее следует Европа, где в 33 странах наличествуют организованные группы, например, неонацистские, ра спространяющие антимусульманские и антисемитские взгляды.

В отдельную категорию выделено преследование отдельных лиц и социальных групп. Оно может включать в себя дискриминацию или публикацию статей или мультфильмов, унижающих достоинство определенной группы. За 2007–2017 годы индекс этой категории увеличился с 1,6 до 2 баллов. Это явление наиболее распространено в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Значительный всплеск произошел после событий арабской весны. Вторую позицию занимает Европа. Среди стран 10-балльный уровень зафиксирован в Египте, а также в Центрально-Африканской Республике (ЦАР), где в разгар ожесточенного конфликта между христианскими и мусульманскими ополченцами произошли массовые убийства и перемещение людей.

Четвертым типом социальной вражды исследователи считают межобщинную напряженность и насилие, происходящее между религиозными группами. В отличие от других индекс этой категории к 2017 году снизился с 2,9 до 2,4 балла. Число стран, сталкивающихся с конфликтами между религиозными группами, сократилось с 91 до 57. Ситуация несколько улучшилась и в Ближневосточном регионе, хотя для него по-прежнему характерен самый высокий уровень напряженности, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимающем вторую позицию. Межрелигиозная напряженность оценивается в 10 баллов в таких странах, как Ирак, Израиль, Сирия, Мьянма, Индия, Таиланд, ЦАР. В этот список попала и Украина из-за конфликтов разных православных и греко-католической юрисдикций.

За рассматриваемый специалистами Pew период возросли преследования всех религиозных групп. Чаще всего преследованиям подвергаются христиане, что зафиксировано в 2017 году в 143 странах – по сравнению с 107 странами за 10 лет до того. С 96 до 140 стран расширилась география притеснения мусульман, с 51 до 87 – последователей иудаизма, с 24 до 38 – народных религий, с 10 до 19 – буддистов, с 33 до 50 – иных религий, включая бахаи и зороастрийцев. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Международные СМИ теряют интерес к белорусской оппозиции

Международные СМИ теряют интерес к белорусской оппозиции

Дмитрий Тараторин

Несмотря на усилия противников Лукашенко, их борьба все меньше волнует Запад

0
246
Региональная политика 15-18 апреля в зеркале Telegram

Региональная политика 15-18 апреля в зеркале Telegram

0
141
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1156
Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Дмитрий Тараторин

Судьба известного заключенного решается на фоне новых атак мигрантов на польскую границу

0
1517

Другие новости