Патриарх Ириней высказал претензии Католической церкви в годовщину уничтожения Сербской Краины. Фото с сайта www.predsjednikrs.net
|
Патриарх Ириней в Крушедоле сказал, что «Бурю» разработали и осуществили с санкции высших политических кругов тогдашней Хорватии: «Операция «Буря» была предназначена для полного уничтожения каждого корня, каждого следа сербского народа в тех местах, где сербы жили испокон веков. Мы никогда не узнаем точного количества жертв этой акции. Точно, что «Буря» соразмерна страданиям сербского народа в годы Второй мировой войны». Ириней напомнил, что тогда в Хорватии при режиме усташей были специальные детские концлагеря, где было замучены более 50 тыс. сербских детей. Предстоятель СПЦ обвинил Римско-католическую церковь (РКЦ) в многолетнем потворстве преступлениям против сербского народа. «От нее мы ждали осуждения преступлений, но она до сегодняшнего дня молчала. Ее молчание придало сил многим, которые совершали зло и остались не осужденными этой религиозной организацией», – сказал Ириней. Он добавил, что многие честные хорваты, католики по вероисповеданию, осудили преступления против сербов, но голос этих хорватов «не был услышан».
В Хорватии 4 августа – день начала «Бури» – отмечается как государственный праздник, сказал «НГР» доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. «На этих торжествах обязательно присутствуют представители Католической церкви в Хорватии. Во время военных операций Хорватии против Сербской Краины папа Иоанн Павел II официально поддержал хорватский режим Франьо Туджмана. Туджман известен своими попытками реабилитировать усташей. В государственную идеологию Хорватии времен Туджмана легли идеи Векослава Лубурича – усташского командира, бывшего коменданта лагеря смерти Ясеновац, убитого в 1969 году в испанской эмиграции. После 1945 года Лубурич руководил хорватской боевой организацией «Крестоносцы», которая вела диверсионную войну против коммунистического режима Иосипа Броз Тито. У «Крестоносцев» был девиз «За Хорватию и Христа против коммунистов». Их и Лубурича, в частности, поддерживал францисканский орден. Кроме того, Иоанн Павел II начал процесс канонизации кардинала Загребского Алоизие Степинаца, бывшего одно время духовным лидером усташей. Папа осудил массовые убийства евреев и цыган усташами, ни единым словом не упомянув сербов. В трактовке гражданской войны в бывшей Югославии Святой престол пока не проявил стремлений к отказу от прохорватской линии Иоанна Павла II. Нынешний папа Франциск продолжает процесс канонизации Степинаца, которого в Сербской церкви считают военным преступником. По этим причинам миротворческий сербо-хорватский диалог с 90-х годов находится в тупике. В апреле этого года Сербская церковь отказалась молиться вместе с католиками на траурных мероприятиях в память жертв лагеря смерти Ясеновац».
Нынешняя Хорватия ни в коем случае не является правопреемницей усташской Хорватии, продолжает эксперт. «Католическая церковь в Хорватии и официальный Загреб регулярно делают заявления о намерениях сесть с сербами за стол переговоров и расставить все точки над i в исторических событиях, которые сделали сербов и хорватов врагами. Но эти заявления больше адресованы Евросоюзу, чем сербам. Полного раскаяния за усташские преступления ни от Загреба, ни от Католической церкви в Хорватии ожидать в ближайшее время не стоит. В Загребе уверены, что Хорватию принимают в международном сообществе именно в ее текущем формате. А если перед сербами начнет каяться Католическая церковь Хорватии, то ей придется осудить и блаженного Алоизие Степинаца», – подытоживает Вадим Трухачев.
В 1998 году хорватский кардинал Алоизие Степинац был причислен к лику блаженных папой Иоанном Павлом II. Эта беатификация вызвала протест со стороны многих сербских организаций. Когда нынешний понтифик Рима, папа Франциск, решил продолжить процесс канонизации кардинала, этому воспротивились в СПЦ. Франциск решил не причислять Степинаца к лику святых до тех пор, пока при участии сербов не будут прояснены детали биографии кардинала. В 2016 году была создана специальная комиссия для изучения деятельности Степинаца, в которую вошли представители как РКЦ, так и СПЦ. В 2017 году совместная комиссия, которую возглавлял президент Папского комитета по историческим наукам священник Бернард Ардура, завершила свою работу, однако ожидаемого консенсуса достигнуто не было. В ноябре 2017 года государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин заявил, что «канонизация блаженного Алоизие Степинаца является внутренним делом Католической церкви». «Святейший отец желает, чтобы этот вопрос не создавал напряженности между двумя народами, но помог на общем пути. Я думаю, что работа комиссии принесла пользу и содействовала диалогу и взаимопониманию. Однако раны, нанесенные историческими событиями, не могут быть устранены со дня на день», – отметил тогда кардинал.
8 мая с.г., возвращаясь из поездки по Македонии, сам папа Франциск подчеркнул, что не будет торопиться с канонизацией. «Степинац – добродетельный человек, и поэтому церковь провозгласила его блаженным. Ему можно молиться: он блаженный. Но в определенный момент процесса канонизации появились исторические вопросы. Поскольку я должен подписывать канонизацию и несу свою ответственность, я молился, размышлял, советовался и понял, что должен попросить о помощи великого патриарха Иринея. Ириней оказал эту помощь, мы создали совместную историческую комиссию и работали вместе, поскольку как Иринея, так и меня интересует только одно – правда. К чему заявлять о святости, если не выяснена правда? Это никому не нужно. Мы знаем, что речь идет о добродетельном человеке, о блаженном, – но чтобы сделать следующий шаг, я искал помощи Иринея для прояснения истины. Сейчас изучаются этот и другие вопросы, углубляются некоторые моменты, чтобы правда была отчетлива. Правды я не боюсь – я боюсь только Божьего суда», – сказал понтифик. Историк Алексей Юдин считает, что папа Франциск не канонизирует Алоизие Степинаца по одной из двух причин. «Или не хватает необходимого для канонизации чуда или двух, или же папа не хочет раздражать сербов. Тем более что совсем недавно он побывал в нескольких балканских странах», – пояснил Юдин «НГР».
Однако мы убеждаемся со слов патриарха Иринея, что сербы молчанием и нерешительностью Ватикана вовсе не удовлетворены.
комментарии(0)