0
13015
Газета Печатная версия

02.07.2019 16:39:00

Московский патриархат готовит «военный катехизис»

В РПЦ работают над легализацией освящения оружия

Тэги: оружие массового поражения, освящение оружия, патриотизм, атомное православие, армия, рпц, савва тутунов, серафим привалов


оружие массового поражения, освящение оружия, патриотизм, атомное православие, армия, рпц, савва тутунов, серафим привалов Клирики охотно освящают комплексы «Ярс» и «Тополь-М» и даже не чураются «Сатаны». Фото агентства «Москва»

Русская православная церковь открыла дискуссию о том, стоит или нет освящать оружие массового поражения. А на международной арене Московский патриархат и вовсе выдвинул предложение отказаться от ядерных вооружений. При этом никто не отменял благословение воинов на службу и защиту Отечества, а с ними – окропление святой водой личного снаряжения. Впрочем, пока из уст православных иерархов не прозвучали и слова критики теории «атомного православия», которая появилась еще в 2007 году, и одно время ее прочили чуть ли не в новую национальную идею страны.

О том, что в РПЦ поднят вопрос о легитимности освящения оружия массового поражения, написал в своем Telegram-канале викарий патриарха Московского и всея Руси и заместитель управляющего делами РПЦ епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). В частности, он отметил, что в рамках заседания комиссии Межсоборного присутствия по церковному праву был подготовлен проект документа «О практике освящения оружия в Русской православной церкви», согласно которому «можно говорить о благословении воина на несение воинской службы, на защиту Отечества». «При совершении соответствующего чинопоследования благословляется и личное оружие, причем именно потому, что оно связано с тем, кому преподается благословение. По этой же причине не должно «освящаться» оружие массового поражения и в целом не личное оружие. В этом позиция комиссии расходится с практикой последних лет», – отметил Тутунов. Архиерей заявил, что работа над документом «об оружии» длилась «действительно долго». «Мнения, и с большим азартом, высказывались полярные: от утверждения, что церковь вообще не должна благословлять оружие, до защиты практики освящения любого вида оружия», – написал Тутунов. Он также добавил, что члены комиссии «сочли своей главной задачей составить документ, который соответствовал многовековой практике церкви, как она отражена в богослужебных и в исторических текстах», но при этом «требовалось осмыслить и новые реалии: с некоторыми видами вооружений церковь в принципе не встречалась до XX века, скорее даже до его второй половины». Документ, который пока не является официальным и представляет собой лишь «мнение членов комиссии», никто, кроме этих же членов комиссии Межсоборного присутствия, не видел. К общественному обсуждению текст будет выложен, по словам Тутунова, не раньше августа, поскольку «до конца июля будут внесены редакционные правки».

Как заявил «НГР» председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Серафим (Привалов), для появления этого документа «время настало». «Сейчас уровень вероятности вооруженного противостояния очень высок, и чтобы исключить двусмысленность освящения ядерных боеприпасов и иных средств массового уничтожения, необходимо скорректировать само чинопоследование. В воинском требнике речь идет просто об оружии, без какой-либо его градации – массовое оно или нет. Более того, по церковной традиции можно освящать любую вещь, которой будет пользоваться человек. И раньше священники освящали оружие, бронетехнику и другие виды вооружения, и это было в порядке вещей. Когда же появились смертоносные виды оружия, которые явно указывают на то, что не может быть точечного использования баллистической ракеты с разделяющимися боеголовками, и при ее использовании могут погибнуть мирные и ни в чем не повинные люди, то тут надо корректно относиться к испрашиванию благодати на освящение оружия как такового и делать акцент на защитника Отечества, то есть военнослужащего», – подчеркнул архиерей.

Тем не менее в Русской православной церкви есть и те, кто считает, что оружие массового поражения для России – залог ее безопасности, а значит, нуждается в освящении. Например, настоятель храма святого Феодора Студита у Никитских ворот протоиерей Всеволод Чаплин в интервью Федеральному агентству новостей назвал рассуждения епископа Саввы (Тутунова) «странными». «Русская православная церковь освящает самые разные виды оружия. В том числе и то, которое относится не к одному конкретному человеку, а к стране, воинским частям», – подчеркнул он.

Напомнив, что РПЦ освящает и военные корабли, и танки, Чаплин добавил, что «ими управляют разные люди, которые периодически меняются». «Часто освящается новое оружие, которое еще не имеет конкретного владельца. Самое главное – освящается то оружие, которое должно защищать православных людей, их право жить по своей вере», – отметил Чаплин. Священнослужитель считает, что поскольку «православному народу, покоренному безбожниками или иноверцами, гораздо сложнее достичь Божьего царства», то «принципиальной разницы между оружием обычным и оружием ядерным нет». «Да, ядерное оружие более разрушительно и от него, как мы видим на примере Хиросимы и Нагасаки, страдают не только и не столько военные, сколько мирные жители. Однако в современном мире именно ядерное оружие является во многом гарантией сохранения православной цивилизации», – резюмировал священнослужитель.

Самое последнее по времени освящение боевой техники состоялось 20 января с.г. в подмосковном Наро-Фоминске. Тогда обряд был совершен над танками Т-34, вернувшимися в Россию из Лаоса. В 2018 году священнослужители Московского патриархата окропили святой водой пусковые установки баллистических ракет «Ярс», малый ракетный корабль «Орехово-Зуево», тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД.         

А до этого – четыре пусковые установки ракет комплекса «Тополь», несколько десятков единиц оперативно-тактических комплексов «Искандер» и зенитно-ракетных комплексов С-300, российские истребители Су-27СМ и Су-30, истребители-бомбардировщики Су-34.

Впрочем, позиция Всеволода Чаплина по поводу синергии ядерного оружия и православия не нова. Еще в 2007 году, после заявления президента Владимира Путина о том, что «православие и ядерный щит являются двумя составляющими внутренней и внешней безопасности России»,  публицист Егор Холмогоров выдвинул теорию «атомного православия». В ней утверждалось: «Чтобы оставаться православной, Россия должна быть сильной ядерной державой, для того, чтобы оставаться сильной ядерной державой, Россия должна быть православной». «Атомное православие – это идеология. И как всякая идеология она отвечает на вопрос: что может сделать человек своими усилиями в общественной сфере, чтобы хотя бы немного преодолеть разрыв между сущим и должным, неотменяемо присутствующий в нашей жизни. Метафизический ответ на этот вопрос дает религия, а идеология может либо пытаться замещать религию, как это пытались сделать коммунизм или либерализм, а может подчиняться ей, создавать общественную проекцию религиозного взгляда. И атомное православие – это именно такая, подчиненная вере, религиозная идеология», – писал Холмогоров в одной из своих статей. Официальной поддержки со стороны РПЦ доктрина тогда не получила. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе разъяснил «НГР», что «те взгляды, которых церковь придерживается относительно оружия, отражены в «Основах социальной концепции», и церковь не должна ассоциироваться с разными другими доктринами, которые возникают среди экспертов и общественных деятелей».

Вместе с тем еще в 2009 году во время посещения Российского федерального ядерного центра в Сарове патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что «оружие сдерживания» Россия получила «под покровом преподобного Серафима». «В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима, в его обители, страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века».

11-13-2_t.jpg
Епископ Серафим (Привалов):
«Мы молимся, чтобы человек, который участвует
в военном противостоянии, применял оружие
только в том случае, при котором другого выбора
у него нет». Фото с сайта www.hersones.org
«Тогда люди действительно хотели защитить наше государство, нашу самобытность и наши духовные ценности, – продолжил в разговоре с «НГР» мысль патриарха епископ Серафим (Привалов). – То, что в одном месте некогда жил и молился святой, а потом создавалось ядерное оружие, – промыслительно, и это дало нам возможность избежать страшной участи Хиросимы и Нагасаки, когда американцы владели страшным оружием единолично и больше никто в мире его не имел. Что касается сегодняшнего восприятия, то при таинстве мы призываем благодать Божию на предмет или на человека, и вполне разумно разделять, на что можно призывать благодать, а на что – нет. Мы же не освящаем предметы, которые явно подвигают человека ко греху». На вопрос «НГР» о том, необходимо ли вообще освящать оружие, которое пусть даже в целях защиты может привести к убийству, то есть тому же греху, епископ ответил: «Мы молимся, чтобы человек, который участвует в военном противостоянии, применял оружие только в том случае, при котором другого выбора у него нет. Только такое использование оружия по принципу «сопротивления злу силой» можно назвать правым делом».

Однако президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма» и военный эксперт Сергей Иванеев уверен, что церковь вообще не должна освящать оружие и боевую технику, причем не только из пацифистских соображений. «Освящение оружия, в том числе и оружия массового поражения лишь одним из религиозных объединений нарушает принцип свободы совести. Более того, с точки зрения этики это не совсем корректно, когда в боевом коллективе, например, на подводной лодке, служат военнослужащие разных национальностей и вероисповеданий, а освящается подлодка представителями только одной из конфессий. Надо учитывать и то, что в воинских подразделениях России постоянно случаются межнациональные конфликты, и сегодня в Министерстве обороны напрочь отсутствуют методические пособия по продвижению светской культуры и взаимодействия между военнослужащими, христианами и мусульманами, но присутствует пропаганда клерикализма и православной миссионерской деятельности», – сказал эксперт «НГР». По его мнению, «религия – это одна из архаичных и консервативных форм общественного сознания». «Если мы в условиях демократизации общества и свободы совести дали доступ церкви в органы военного управления, то ни в коем случае нельзя нарушать статью 8 закона о статусе военнослужащего. К сожалению, сегодня забывают о том, что в органах военного управления служит много неверующих, а также представителей других религий», – заключил Иванеев.

Рассуждения о том, освящать или не освящать оружие массового поражения – «полная демагогия и типичный пример политизации религии», такое мнение в разговоре с «НГР» выразил руководитель исследовательских проектов в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко. «РПЦ не первая, кто задался этим вопросом. Например, есть много исследований об отношении к оружию массового поражения в исламе – можно или нельзя применять, гуманно или нет и т.д. РПЦ просто бежит даже не впереди, а позади паровоза, пытаясь подтвердить свою лояльность власти», – считает политолог.

Доцент факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Борис Кнорре уверен: «Документ «О практике освящения оружия» – это стремление институционализировать свое идеологическое обслуживание деятельности армии, в рамках которого священники иногда начинают выступать в качестве штатных сотрудников ВС РФ. То есть церковь в каких-то моментах, пусть пока очень фрагментарно, начинает выступать как неформальное идеологическое подразделение армии». «Само название документа очень провокативно. То есть церковь этим документом легитимирует саму практику освящения оружия, вводит эту практику в плоть своего «военного катехизиса». А ведь до сих пор дискуссионным являлся сам вопрос – можно ли вообще освящать винтовки, штыки и любое оружие, которым может быть убит человек. Конечно, практика освящения оружия в православии возникла не сегодня, и нельзя ее списывать на советскую или постсоветскую эпоху, но из поля дискуссионности этот вопрос хотят перевести в поле канонического признания – и в этом новизна», – отметил Кнорре в разговоре с «НГР». Эксперт также отметил, что «поскольку церковь – институт дипломатический и всегда пытается договориться с разными слоями общества», то в вопросе оружия массового поражения Московский патриархат решился пойти на некоторые уступки. «Осознавая большую критику со стороны гражданского общества относительно практики освящения атомных бомб, боеголовок и ракетоносителей, церковь решила в чем-то уступить и показать, что она не готова безоглядно во всем следовать за военными инновациями, а смотрит на проблему более широко. Конечно, это отчасти и проявление принципа «и вашим, и нашим», но все же сама по себе оговорка о недопустимости освящения оружия массового поражения выглядит позитивно при том, что каноническое закрепление освящать оружие – это в целом усиление военной доминанты в церковном сознании», – сказал религиовед. Он добавил, что столь тесная сопряженность РПЦ и ВС РФ существует потому, что, «по мнению отдельных церковных авторов, придающих положительное духовное значение воинскому делу, что само по себе достаточно ново для православия, армия может быстрее привести человека к вере, помочь ему больше утвердиться в мире, чем потребительство». «Если раньше говорили «в окопах атеистов не бывает», то теперь с таким же успехом можно говорить, что в окопах консюмеристов не бывает. Война и военное дело помогает противостоять потребительским инстинктам отмежеваться от меркантилизма», – заключил он.

Между тем в апреле 2019 года профессор Школы управления, дипломатии и стратегии Междисциплинарного центра в Герцлии (Израиль) Дмитрий Адамский опубликовал книгу «Ядерное русское православие». В ней, в частности, утверждается, что в последние годы РПЦ все больше присутствует на всех уровнях принятия решений в Российской армии и в особенности Войсках стратегического назначения, оснащенных ядерным оружием. Глава Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) назвал это издание «пропагандой, которая не имеет ничего общего с реальностью». «Церковь присутствует сейчас во всех сегментах российского общества, везде, где она востребована. У нас есть ученые-ядерщики. Большинство из них – это верующие люди, и они понимают опасность, которую представляет для мира то, чем они занимаются. И они хотят, чтобы ядерное оружие служило исключительно средством защиты. Они не желают, чтобы бомбы, которые они изготавливают, когда-либо взорвались. Эти люди обращаются к церкви с просьбой о молитве, о духовной поддержке», – заявил иерарх в интервью порталу Orthodoxie.сom.

Сообщение об открытии дискуссий по поводу церковного документа об освящении оружия появилось практически одновременно с работой международной конференции по вопросам ядерного разоружения, которая проходила в Риме. Участие в ней приняли и два делегата от Московского патриархата – представитель РПЦ при европейских организациях архимандрит Филипп (Рябых) и Вахтанг Кипшидзе. Как рассказал «НГР» Вахтанг Кипшидзе, РПЦ исходит из того, что «гонка вооружений – это результат катастрофического падения доверия между государствами». «В Русской церкви считают, что гонка вооружений – это альтернатива нормальному переговорному процессу, в ходе которого каждая страна могла бы чувствовать себя уверенной в том числе и в том, что ее национальные интересы и те ценности, которых придерживается ее народ, будут признаваться и уважаться во всем мире. Церковь всегда выступала за мир и считала войну наиболее драматичным унижением человеческого достоинства. При этом мы знаем, что мир, движимый инстинктами материального обогащения и гордыни, исключает возможность полного отказа от вооружения, в том числе ядерного. Каждое государство имеет право на самооборону, и церковь всегда благословляла тех, кто защищает свою страну, в том числе и силой оружия. Конечно, это благословение распространяется только на те войны, которые неизбежны для самозащиты человека, защиты его родных и близких, своего государства, церкви и веры. В Риме мы выразили надежду, что основанием для преодоления кризиса доверия могут стать общие традиционные ценности, лежащие в основе европейской цивилизации. Ведь без преодоления кризиса доверия невозможно развитие каких-либо переговоров об ограничении вооружений, в том числе ядерных», – заключил представитель РПЦ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1269
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2203
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2305
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
3189

Другие новости