0
2989
Газета Печатная версия

05.02.2019 16:05:00

Вся Россия получит один исламский совет

Проект объединения мусульманских богословов выходит из фазы «долгостроя»

Тэги: всероссийский совет улемов, болгарская академия, татарстан, рафик мухаметшин, камиль самигуллин, всемирный конгресс татар


всероссийский совет улемов, болгарская академия, татарстан, рафик мухаметшин, камиль самигуллин, всемирный конгресс татар Рафик Мухаметшин (в центре) считает, что объединить улемов из разных муфтиятов может Болгарская академия. Фото с сайта www.bia.tatar

Идея создания в России общего для всех мусульман страны Совета улемов (мусульманских богословов), где все российские духовные управления мусульман приходили бы к консенсусу по злободневным богословским вопросам, существует не первый год. Однако дальше деклараций дело не доходило. В последний раз – в октябре 2016 года – о создании Всероссийского совета улемов (ВСУ) на конференции в Москве договорились Совет муфтиев России (СМР), ДУМы Татарстана и Чечни и Духовное собрание мусульман России. В конце прошлого года муфтий Татарстана Камиль Самигуллин объявил, что базой для создания ВСУ будет Татарстан. А именно находящаяся в 189 км от Казани Болгарская исламская академия (БИА), созданная в 2017 году под патронажем президента России.

«Российская мусульманская община раздроблена примерно на сто муфтиятов, – сказал «НГР» ректор БИА Рафик Мухаметшин. – Единственная площадка в стране, которая объединяет муфтияты, – Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России, ассоциация, куда входят 10 исламских вузов и 30 медресе. Когда в 2017 году открылась Болгарская академия, в ее концепции было сказано: на базе академии следует создать Совет улемов России. С этой даты началась работа. Раньше казалось, что каждый муфтият может разрешать возникающие перед ним богословские вопросы самостоятельно. На богословской конференции 2016 года в Грозном представители муфтиятов ставили и обсуждали очень сложные вопросы. Но потребность в общероссийском Совете улемов была муфтиятами осознана. В течение всего 2018 года в этом направлении велась большая работа. Мы продумывали разные варианты – в частности, создавать совет как отдельное юридическое лицо. Но потом мы решили, что совет надо создавать при Болгарской академии. Как ректор академии я в течение года вел переговоры с муфтием Дагестана Ахмадом Абдуллаевым, муфтием Чечни Салахом Межиевым, представителями Совета муфтиев России. У нас остались нереализованными только переговоры с Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ. – «НГР») Талгата Таджутдина».

ВСУ задуман как постоянный орган, состоящий из людей, имеющих профессиональные знания в мусульманском богословии. «Эти богословы должны в совершенстве знать арабский язык, чтобы читать в оригинале религиозную литературу и документы, уметь сравнивать и сопоставлять арабские оригиналы с переводами на языки народов России, – пояснил Мухаметшин. – Всероссийский совет улемов – это орган, где мусульмане из разных муфтиятов могут обсуждать богословские вопросы равноправно. В проекте совета заложены основы равного представительства централизованных мусульманских организаций и согласования с ними богословских аспектов. Проектный состав совета будет следующий. Делегация каждого муфтията – от трех до пяти человек. Войдут ДУМ Крыма во главе с Эмирали Аблаевым, ДУМы Татарстана, Дагестана, Чечни, ЦДУМ. Мы также включили ДУМ Ингушетии. Фамилии представителей этих муфтиятов в совете согласованы с их руководителями. В декабре 2018 года мы обсуждали окончательный проект Совета улемов в Болгаре. Надеемся, в течение первого полугодия объявим о создании Всероссийского совета улемов при Болгарской академии. Но не исключено, что совет потом станет самостоятельным юридическим лицом, по типу Совета по исламскому образованию».

«Паства некоторых ДУМов увидела в проекте совета создание конкурента аналогичным советам улемов в этих регионах, – отметил ректор. – Есть даже версия, что через наш совет весь российский ислам хотят «подогнать» под Татарстан. Но если бы мы так сделали, то никогда бы не объединились с мусульманами других регионов. Между многими ДУМами есть дух соперничества. Дабы не создавать конкуренции, мы отошли от принципа председательства. Возможно, будут сопредседатели. Я как ректор Болгарской академии, возможно, буду выполнять сугубо административные функции. У нас по линии академии будет технический секретарь совета. Мы начисто отмели принцип приоритета ДУМ Татарстана или другого региона».

«Хотя бы номинально создать Всероссийский совет улемов возможно, так как создание Болгарской академии курировал президент России, – сказал «НГР» богослов Рустам Батров, бывший заммуфтия Татарстана. – Другое дело, какие вопросы он будет решать. Опыт региональных советов улемов показывает, что там очень много разговоров и мало конкретики. Думаю, то же самое будет и с Всероссийским советом улемов. Но его рано или поздно создадут, поскольку проект значимый. Ученых в этот совет можно «подогнать» административным путем. Но что они будут там обсуждать? Совет улемов ДУМ Татарстана, к примеру, каждый год обсуждает время намаза и из года в год выносит одни и те же решения по этому вопросу – утверждает предыдущее решение».

Болгарскую академию ранее планировали как всероссийский центр подготовки кадров для российских ДУМов, пояснил «НГР» президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин. «Сейчас эта единственная в России академия не готовит специалистов первичного звена – и поставленная главой государства задача не выполнена. Академия стала готовить мусульманских ученых, поэтому, чтобы оправдать вложенные средства, и возникла идея Совета улемов. Кроме того, власти Татарстана стремятся поднять рейтинг ДУМ республики – особенно после того, как оно в 2011 году вышло из состава Совета муфтиев России. Создание Всероссийского совета улемов также вписывается в программу, которую можно условно назвать «Большой Татарстан». Цель данной программы – поднять по всей России историческое и политическое значение Республики Татарстан. «Большой Татарстан» – это комплекс мероприятий идеологически-консолидирующей направленности. К примеру, как это было летом 2018 года, когда съезд мусульманской татарской молодежи перетекает в другой молодежный форум данной нации. А рядом проходит заседание Всемирного конгресса татар, на которое, в свою очередь, приглашены представители муфтиятов, возглавляемых татарами. И все делегаты ходят на все мероприятия. Между прочим, кроме Башкирии и Северного Кавказа, все муфтияты в стране возглавляются татарами. Данный проект – это активизация во всех регионах России и за рубежом работы татарских национально-культурных автономий под общим руководством Казани. Для реализации проекта под председательством вице-премьера Татарстана Васила Шайхразиева фактически создан «представительный орган татар всего мира» – «Милли шура», Национальный совет», – считает эксперт.

По словам Гришина, кроме властей Татарстана создание Всероссийского совета улемов на базе Болгарской академии поддерживают кураторы исламского направления из Администрации президента России. «Чиновникам нужно отчитываться перед президентом, что намеченные несколько лет назад планы якобы выполняются, – уверен собеседник «НГР». – Фактически же муфтияты оставят существующие при них советы улемов, а во всероссийский совет или войдут формально, или не войдут вообще». «Предыдущие подобные проекты проваливались. Думаю, и этот совет не имеет реальной долгосрочной перспективы», – заявил Гришин.       


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кто может возглавить татарстанскую Фемиду

Кто может возглавить татарстанскую Фемиду

Виталий Барсуков

К кандидату на пост главы Верховного суда республики Азату Гильмутдинову возникли вопросы

0
7143
Денис Мацуев вернулся ко Второму концерту Прокофьева

Денис Мацуев вернулся ко Второму концерту Прокофьева

Марина Гайкович

Пианист принял участие в гастрольном турне вместе с Госоркестром Татарстана

0
3091
Казанский митрополит: «Понимать мусульман – наша насущная потребность»

Казанский митрополит: «Понимать мусульман – наша насущная потребность»

Анастасия Коскелло

О перспективах восстановления духовной академии, об искусстве жить в исламском окружении и о том, существует ли «православный пантюркизм»

0
7054
Александр Сладковский: «Без любви не может быть Малера»

Александр Сладковский: «Без любви не может быть Малера»

Марина Гайкович

Госоркестр Татарстана завершил цикл симфоний Малера

0
3092

Другие новости