0
4105
Газета Печатная версия

14.08.2018 15:15:00

Имамов научат открывать душу

Мусульманские психологи в России помогают полигамным семьям и неофитам

Тэги: психология, имамы, мусульманская психология, коуч, ислам


психология, имамы, мусульманская психология, коуч, ислам Специалисты объясняют слушателям, как не поддаться на уловки вербовщиков-террористов. Фото с сайта www.islampsiholog.ru

Сложно спорить с тем, что экстремизм сегодня – проблема не только социально-политическая, но и психологическая. Все больше специалистов понимают, что радикально настроенный человек, чьим сознанием манипулируют псевдорелигиозные проповедники, – это, как правило, целый клубок неразрешенных личностных проблем. «Разматывать» этот клубок должны в том числе и профессиональные психологи, услуги которых в среде мусульман становятся все более востребованными.

«Причины вовлечения в экстремистскую деятельность чаще всего именно психологические, – говорит соучредитель и руководитель Ассоциации психологической помощи мусульманам Ольга Павлова. – Это проблемы в детско-родительских отношениях, последствия гипер- и гипоопеки, депривации, травмы, кризисные ситуации. Поэтому фактически любая профессиональная психологическая работа способствует профилактике экстремизма».

По ее словам, решение о создании Ассоциации психологической помощи мусульманам (далее – АППМ) было принято в сентябре 2017 года, когда на Всероссийской научно-практической конференции «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия» в Москве собралось около 100 специалистов различных направлений. По мнению собравшихся, усилия профессиональных психологов в мусульманской среде необходимо объединить с усилиями ученых, педагогов, имамов, журналистов, общественных деятелей. В апреле с.г. организация прошла официальную регистрацию в Минюсте, и сегодня она объединяет 58 действующих членов – психологов, педагогов и врачей. Открыты региональные представительства в Татарстане, Башкортостане и Северо-Кавказском округе. В июле состоялось открытие Крымского отделения.

Заместитель председателя правления АППМ Наталья Бариева отмечает, что работа с мусульманами по профилактике экстремизма «так же как и со всеми, должна начинаться со школьного возраста: подросткам важно знать о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться во взрослой жизни». Она отмечает, что ассоциацией уже было разработано и выпущено учебно-методическое пособие «Формирование духовных компетенций и психологической устойчивости молодежи». «В пособии мы рассказываем о том, что во время образовательного процесса педагогу важно показать подростку альтернативные пути успешной социализации через изучение законодательной базы страны, реализацию социальных проектов, правильный выбор будущей профессии и многое другое», – сказала Бариева.

АППМ сотрудничает с Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета, научно-образовательным центром «Теология» Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета, Пятигорским государственным университетом, Карачаево-Черкесским государственным университетом им. У.Д. Алиева, духовными управлениями мусульман.

Важная часть работы – сотрудничество с имамами. Преподаватель Российского исламского университета в Казани, практикующий психолог Гульназ Галиева отмечает, что имамам нужно рассказывать «о психологических особенностях личности, причинах различных асоциальных, безнравственных проявлений, а также показывать им конструктивные способы реагирования и уместной помощи».

По мнению ее казанского коллеги, консультативного члена Российской профессиональной психотерапевтической лиги Ирека Мукиева, важно создавать такие программы, которые дадут имамам «навыки профессиональной работы с прихожанами по оказанию переадресованной психологической помощи и в дальнейшем направлению к профессионалам».

Иными словами, имамы в мечетях должны не только наставлять верующих, но и распознавать среди посетителей мечети тех, кто нуждается в психологической помощи, и уметь направить их к грамотному специалисту, чтобы такой человек не обратился за помощью к мошенникам или «спекулянтам от религии». Сделать это бывает непросто, потому что часть мусульман относится к психологам и психологии в целом с недоверием, и, чтобы преодолеть имеющиеся предубеждения, также необходимо вести комплексную работу. Популяризации психологии в среде верующих, по мнению Мукиева, может способствовать в том числе и публикация материалов, где «с помощью шариатских аргументов будет обосновываться дозволенность использования психологии как инструмента решения жизненных сложностей верующих».

Галиева отмечает, что важно обратить внимание на историю исламской психологии, вспомнить и изучить вклад в психологию исламских ученых. По ее словам, еще в IX веке арабский философ и математик из Басры Аль-Кинди классифицировал невротические расстройства и описал применение когнитивной терапии в лечении, а его современник мусульманский врач из Мевры ат-Табари в своих трудах подчеркивал необходимость психотерапии и психологического консультирования в лечении больных.

На рубеже X–XI веков живший на территории современных Ирака и Ирана историк, поэт и философ Ибн Маскавайх написал труд о психологическом консультировании людей, страдающих страхом смерти, а врач ан-Найсабури изучал галлюцинации. Арабский философ XI–XII веков из Феса Ибн Баджа исследовал познавательные психические процессы. «Наследие этих и других ученых, безусловно, свидетельствует о важности такой науки, как психология», – говорит Галиева.

Отличается ли психология, о которой говорят мусульмане, от обычной, привычной нам науки о душе? По мнению Павловой, «психология ислама находится на стыке исламской теологии, исламоведения и психологии религии». «Исламское психологическое консультирование включает духовность в терапевтический процесс и основано на понимании взаимной системы убеждений, разделяемой как клиентом, так и консультантом. Это совместное понимание создает доверительные отношения между ними», – поясняет она.

«В арабском мире для понятия «психология» используют термин илм ан-нафс («наука о душе»). Психолог называется ихсаинафси (специалист по душе), – рассказывает Павлова. – Профессиональные ассоциации, чья деятельность в первую очередь направлена на поддержание психического здоровья мусульман, созданы во многих частях света. Например, малайзийская International Association of Muslim Psychologists, она имеет и европейское отделение, американские структуры American Journal of Muslim Mental Health и Islamic Circle of North America, южноафриканская Islamic Medical Association of South Africa, международные организации World Islamic Association for Mental Health и Rahmaa Institute».

По словам Павловой, духовно ориентированная терапия в последние десятилетия получила развитие и в христианском мире. Борис Братусь стал автором первого в России учебного пособия по христианской психологии еще в 1995 году. За последние несколько лет издано немало литературы теоретического и практического содержания: например, коллективная монография «Христианская психология в контексте научного мировоззрения»; «Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования)»; монография «Элементы православной психологии».

Психологи, работающие с мусульманами, убеждены, что специалист должен уважать религиозный выбор клиента, но ему не обязательно при этом самому быть верующим. «Если психолог уважает религиозность и веру клиента, учитывает ее постулаты в своей работе, не навязывает человеку свое мировоззрение и ценности, думаю, что религиозность специалиста не принципиальна, – считает директор Красноярского психологического центра, сертифицированный гештальт-терапевт Анжелика Мерсиянова. – На первом месте – компетентность, этичность и экологичность специалиста».

В то же время, по ее словам, в ситуациях, когда для клиента важна религиозность психолога, лучше, если психолог будет верующим, поскольку это способствует установлению доверия. Для длительной глубокой терапии это особенно важно, «так как она предполагает большую включенность личности психолога в процесс», а сама психотерапия непременно затрагивает и духовность человека, и его систему ценностей.

Сегодня цель молодой ассоциации – координировать деятельность всех заинтересованных специалистов не только в вопросах профилактики экстремизма, но также и в решении множества других актуальных психологических проблем российских мусульман и в оказании им духовно ориентированной психологической помощи. «По опыту работы телефона горячей линии АППМ, мусульмане чаще всего делают запросы, связанные с супружеской жизнью, проблемами полигамного брака, детско-родительскими отношениями, личностным ростом, социализацией и трудоустройством, – говорит Бариева. – К этому перечню добавляется также работа с неофитами по оказанию им помощи в адаптации в новых условиях восприятия жизни; с мусульманами, имеющими психические расстройства; алко- и наркозависимыми».

Все это свидетельствует о том, что начата объемная системная работа по формированию и становлению в российском профессиональном психологическом сообществе нового научного и практического направления – исламской психологии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
1520
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
2425
Секреты приготовления личной жизни

Секреты приготовления личной жизни

В поисках рецепта знаменитых пирожных из Лиссабона

0
3017
Владимирская область запнулась на слове «хиджаб»

Владимирская область запнулась на слове «хиджаб»

Андрей Мельников

Региональные власти, возможно, перестарались с исполнением федерального законодательства

0
11854

Другие новости