0
13170
Газета Интернет-версия

16.08.2017 00:01:00

Александр Проханов: «Баптисты во мне видят плоть и кровь своего вероучителя»

Тэги: александр проханов, баптисты, православие, имперская идея, украина, донбасс


александр проханов, баптисты, православие, имперская идея, украина, донбасс Александр Проханов произнес речь с кафедры Баптистской церкви. Фото Игоря Соколова

Прихожане Московской баптистской церкви, отмечавшей в апреле с.г. 130-летие, с удивлением обнаружили, что с церковной кафедры к ним обращается писатель Александр Проханов. Литератор, называющий себя православным патриотом и имперским националистом, считает вполне естественным свое присутствие на церемонии в Баптистской церкви. О неправославных исповеданиях в истории своей семьи и в судьбе страны Александр ПРОХАНОВ рассказал ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ.


– Александр Андреевич, в апреле с.г. вы впервые посетили Баптистскую церковь или бывали там ранее?

– Это во второй раз в жизни. Впервые я посетил баптистское собрание, когда был еще мальчиком. Наверное, классе во втором я учился. Меня повела моя бабушка, Анастасия Титовна. Они посещали баптистские собрания. Вот однажды она меня туда повела, и я в первый раз оказался в обществе баптистов. А теперь это мой второй визит. Судьба свела меня с одним замечательным человеком, который является главой Баптистской церкви в Москве, Золотаревским Сергеем Николаевичем (заместитель по Центральному региону председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов. – «НГР»). И мы с ним подружились, встречаемся. А у него, как и у всех евангелистов, огромный пиетет перед моим двоюродным дедом Иваном Степановичем Прохановым. Он настоял, чтобы я пришел к ним и выступил с небольшой приветственной речью. Что я и сделал.

– И как вас верующие приняли?

– Прекрасно. Баптисты – очень тихий, кроткий народ. Там нет никаких Энтео. Они меня приняли сердечно, напоили чаем, аплодировали. Я чувствовал себя неловко, потому что я-то православный человек, и я им был важен как отпрыск их основателя, вероучителя. Поэтому у меня была несколько такая, что ли, комическая ситуация. Меня показали как носителя плоти и крови Ивана Степановича.

– Баптистская традиция вас сопровождала с детских лет?

– Мой род – из молокан. Я в этом году наконец-то выбрался, поехал в Азербайджан и посетил деревню Ивановку, мою родовую вотчину, откуда произошли мои прадеды-молокане. И мой прадед, Тит Алексеевич, будучи молоканином, ушел из этой деревеньки, Ивановки, и стал заниматься ямским промыслом на Военно-Грузинской дороге и, занимаясь им, разбогател. Переехал в Тифлис и купил там себе дом. А в это время в Тифлисе подвизался немецкий проповедник, который его из «первобытного» – с точки зрения немца – молоканского движения привел в европейское, респектабельное – баптизм. Так баптизм утвердился в моей семье достаточно давно. Потом среди моих родственников появился такой персонаж – Иван Степанович Проханов, который решил русифицировать немецкий баптизм. Он решил превратить абсолютно немецкую баптистскую среду в русскую. 

Он созвал съезд евангельских христиан и стал главой новой евангельской русской общины. Он был во многом националистом… Ну, не совсем так. Он привносил традиционные русские элементы в западный контекст этой религии. Он был авангардистом, утопистом. Мечтал создать город будущего, хлопотал перед большевиками, чтобы ему выделили в Крыму какой-то участок земли для создания его утопического Города Солнца. Потом были все эти революционные перипетии – и я уже рос в семье атеистической. Только моя бабушка, будучи баптисткой, ходила по дому или жарила мне картошку, напевая псалом, сочиненный Иваном Степановичем: «Великий Бог, ты сотворил весь мир». Вот на этом мои отношения с баптизмом и заканчиваются.

– Почему, когда пришла необходимость в вере, вы не обратились к семейным традициям, а присоединились к религии большинства?

– Это не была религия большинства, это была религия меньшинства. Я окончил авиационный институт и поступил в ракетное НИИ, но вскоре бросил инженерию и уехал лесником в леса. А леса эти мои были под Истрой и подходили к самому Новоиерусалимскому монастырю. В монастыре, тогда разгромленном, с разрушенным куполом, в краеведческом музее обитал удивительный человек – Лев Лебедев. Мы с ним сдружились. Я был лесным скрытником, столпником, а он был тоже диссидентствующим человеком. Он занимался йогой, но постепенно, будучи в монастыре, подпал под воздействие святынь и пришел к вере. И меня стал туда водить, и я перед лицом этих таинств, поруганных и разгромленных, смотрел на святыни с благоговением. Потом, когда он был рукоположен и получил деревенский приход под Вязьмой, он пригласил меня к себе и там же в 1972 году меня крестил. Так я стал православным.

– Александр Андреевич, вы, патриот, государственник, как считаете: протестанты в России – это необходимый элемент или, наоборот, чужеродный, раскалывающий нацию?

– Нет, я очень в этом отношении веротерпим. Тем более что мои новые знакомцы, баптисты, не отличают себя от православных. Они считают, что очень близки по мироощущению русскому. Нас отличает только обрядовая сторона. Я не являюсь ортодоксом и считаю, что Россия – такая огромная страна, так много в ней укладов, так по-разному в нашу империю мигрировали разные народы, уклады, что баптисты – это закономерное явление.

– Как вы считаете, России пошло бы на пользу повсеместное внедрение протестантской трудовой этики?

– Я не думаю, что протестантская трудовая этика могла бы помочь России сформировать империю из 12 часовых поясов, освоить неудобицы, выйти к Северному полюсу, создать уникальную цивилизацию. Все это сделано с тем мироощущением, с каким живут и жили русские люди на протяжении столетий.

– Как-то изменилось ваше отношение или привнесло новое в ваше отношение к баптизму то, что пасторы этого религиозного течения активно участвовали в украинских событиях последних лет, на майдане и после, во время конфликта на востоке страны? Обычно в таких случаях вспоминают Турчинова, баптистских пасторов в добровольческих украинских отрядах в Донбассе…

– Нет, я об этом не думал. Вообще события в Украине последних лет для меня трагичны как для русского империалиста, имперца, но я это нисколько не связываю с униатским, католическим элементом, который там присутствует. Я думаю, что во время оккупации наших территорий немцы открывали православные храмы, чего не делали большевики, и странно было бы связывать открытие храмов с фактом оккупации. Это явления, идущие по касательной.

– Есть сведения, что на территории «народных республик» Донбасса преследуют местных протестантов, неправославные христианские общины. Вам об этом что-нибудь известно?

– Мне ничего об этом не известно. Я дважды был на фронтах, и там не до этого. Я думал, что среди ополченцев сильны православные, монархические настроения. Нет, это чувствуется, но в очень скромных размерах. Там в основном советские люди, которые выступают за социальную справедливость. Очень скоро там исчезли все знамена православных подразделений, и опять появился красный флаг. К


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1111
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
685
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1333
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1330

Другие новости