0
28841
Газета Интернет-версия

20.10.2010 00:00:00

Чисто марийская вера

Тэги: марийцы, неоязычество


марийцы, неоязычество Традиционные обряды для марийцев не просто пикник на свежем воздухе, а сакральное действо.
Фото с сайта www.mari-el.name

Появление неоязыческих движений в последние годы стало приобретать массовый характер. Дохристианские верования иногда удостаиваются общественного или государственного признания в разных странах мира. Немалое число последователей древних поверий можно встретить и в России. Наряду с большим числом субкультур, последователи которых «исповедуют» неоязычество, существуют местности, где в действительности сохранены традиционные верования. Республика Марий Эл – одно из таких мест.

Марийцы, известные в дореволюционной литературе как черемисы, долгое время противостояли принудительной христианизации. Даже в начале XX века в деревнях на Урале, куда в свое время марийцы бежали от христианизации, по реке Сылва (ныне Свердловская и Пермская области) православным миссионерам удалось крестить лишь половину местных жителей. Мари остались верны своим языческим верованиям и сохранили их даже при советской власти. В 1957 году, в разгар хрущевских антирелигиозных гонений, они совершили массовое языческое моление в священной роще у села Купран-Сола (Куприяново). Марийское язычество к настоящему времени сохранилось лучше и в более аутентичных формах, чем дохристианские культы других европейских народов, в том числе угро-финских (эстонцев, финнов, венгров), проявляющих в наши дни большой интерес к этой «последней языческой резервации Европы».

По официальным данным, озвученным три года назад министром культуры Марий Эл, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников (чимари) и 5% мусульман. При этом значительная часть православных марийцев на самом деле является двоеверцами. Формально они крещены и посещают церковь, но все связанные со своим жизненным циклом обряды совершают в священных рощах – культовых местах марийцев. Двоеверцы не делают различий между «русским» Богом и языческим Ош Кугу Юмо, поклоняясь обоим как одному и тому же Творцу. По свидетельствам православного духовенства республики, в некоторых деревнях двоеверцы по сей день приносят в храм жертвенных гусей, которых оставляют под изображением «грозного бога с ружьем», то есть иконы святого Георгия Победоносца.

Современные неоязыческие культы во многом опираются на развитую мифологию, например, североевропейскую или кельтскую. Но живое марийское язычество практически не сохранило своих преданий, за исключением двух-трех мифов и пантеона богов. Сказания народа мари теперь дописываются марийскими идеологами и защитниками исконных верований. Создаваемая письменная традиция постепенно вытесняет устную, на которую многие века опиралась вера мари. Этого нельзя сказать о культовой стороне их верований. То, что в других случаях реконструируется современными неоязычниками, прочно укоренено в жизни марийцев.

Постсоветский религиозный бум в 90-е годы прошлого века не обошел и мари. Тогда они выступили за возрождение своей традиционной религии, создав и зарегистрировав 6 июня 1991 года религиозный центр «Ошмарий-Чимарий» («Белый мари – Чистый мари»), статус которого позднее был поднят до уровня республиканского. Строгая централизованная структура этой организации, открывшей свои отделения по всей территории Марий Эл, дала повод говорить о попытке создания национальной религии.

Укреплению позиций марийского язычества долгое время способствовала политика республиканских властей. Еще Верховный Совет Марийской АССР 17 апреля 1991 года принял Закон «Об охране и рациональном использовании окружающей среды», в статье 55 которого было указано, что «религиозно-культурные зоны» берутся под охрану, в частности «не подлежат вырубке и любым видам работ места традиционных марийских молений». Когда в декабре 1991 года в республике (переименованной в Марий Эл) был введен пост президента, который занял председатель Верховного Совета Владислав Зотин, на торжественной церемонии инаугурации главу республики благословили православный епископ Казанский и Марийский Анастасий (Меткин) и верховный языческий жрец Александр Юзыкайн. Развитие язычества в республике далее происходило одновременно с господдержкой православия. В июне 1993 года была создана отдельная Йошкар-Олинская и Марийская епархия РПЦ, власть помогала в строительстве православных храмов – и при этом в 1993 году в Йошкар-Оле был выделен обширный участок под кюсото (священная роща для языческих молений). Преемственность в этом вопросе сохранил и сменивший Зотина в 1996 году на посту президента Вячеслав Кислицын.

Избранный в 2001 году и занимающий доныне пост президента Марий Эл Леонид Маркелов демонстрирует иное отношение к религиозной самобытности марийцев. Своим указом от 13 марта 2001 года Маркелов признал утратившим силу закон от 17 апреля 1991 года, содержавший статью об охране языческих рощ. Однако после вызвавшей в республике громкий резонанс вырубки на дрова 71 березы в одной из таких рощ в феврале 2008 года близ деревни Тапшер руководство республики вновь обеспокоилось их защитой. Власти пообещали высадить деревья взамен вырубленных, все прочие священные рощи марийцев (их в республике около 520) благоустроить и охранять: оборудовать подъездные пути и оформить специальные паспорта того, что священные рощи являются историко-ландшафтными или историко-культурными памятниками. В настоящее время марийские жрецы ведут переговоры о признании подобного статуса за священными рощами в соседних регионах.

Традиционная религия мари неоднородна и славится многообразием общинных традиций. В последнее время уникальности марийских культов стала угрожать возрастающая тенденция к унификации обрядов, подведения их под один образец. Жрецы мари и старшее поколение активно выступают за сохранение всех исконных обычаев, чтобы этим воспрепятствовать «русификации» своего народа. Однако все больше самих марийцев возражают против неотъемлемой части культа – жертвоприношений животных. Для крестьян проведение обряда крайне разорительно, поскольку по вековой традиции марийцы приносят в жертву гусей, уток, баранов, лошадей и прочую живность. Для городских жителей вид жертвенных животных попросту неприемлем в силу современных культурных представлений. Компромисс с традицией был найден: некоторые горожане ограничиваются подношениями в виде мучных изделий.

По сей день нет взаимопонимания жрецов и с Православной Церковью. Миссионерский отдел Московского Патриархата в 2008 году внес «Ошмарий-Чимарий» в свой список «Новых религиозных организаций России деструктивного и оккультного характера». В то же время традиционная религия мари была упомянута в ряду религиозных объединений, в деятельности которых выявлены признаки экстремизма. Так, в 2008 году международная организация по религиозной свободе Forum18 сообщила, что «традиционные языческие верования в Марий Эл сталкиваются с обвинениями в религиозном экстремизме, а также с запретом на рекламу в СМИ древнего праздничного богослужения, посвященного пахоте». Поводом к этому послужило признание в том же году судом одного из верховных жрецов мари Виталия Танакова виновным в разжигании межнациональной розни за издание книги «Жрец говорит», где тот не очень комплиментарно отзывался о представителях других религий. 17 марта 2009 года Йошкар-Олинский суд признал книгу экстремистской, в настоящий момент она включена в федеральный список экстремистской литературы Минюста РФ.

Процесс глобализации популяризирует культурные явления, многие из которых перестают быть национальными. Это неизменно приводит к тому, что все больше народов стараются сохранить свою национальную идентичность, которая нередко кроется в древних отеческих культах. С другой стороны, массовая культура использует архаичные верования в коммерческих целях, делая язычество модным веянием. Однако не каждый восстановленный культ предков – следствие увлечения. Некоторые реконструированные языческие верования превращаются в общественно-политические движения, нередко националистического направления. Такая крайняя форма регионального патриотизма противопоставляет себя христианству и другим мировым религиям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1297
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
831
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1568
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1520

Другие новости