0
1963
Газета Интернет-версия

20.04.2005 00:00:00

Гора раздора

Тэги: храмовая гора, палестинцы


В Израиле опять неспокойно. Воскресенье, 10 апреля, полиции пришлось сдерживать палестинцев, пытающихся прорваться к иерусалимской мечети Аль-Акса на Храмовой горе. Манифестанты вышли на улицы по призыву мусульманских улемов (богословов). Дело закончилось настоящим побоищем, во время которого были применены резиновые дубинки и слезоточивый газ. Около десяти палестинцев получили ранения, десятки арестованы.

Ситуация осложнилась после того, как радикально настроенные еврейские поселенцы собрались в поход на Храмовую гору. В этот день на подступах к ней израильская полиция задержала членов ультраправой еврейской организации "Ревава" ("Множество"). Именно это движение неоднократно заявляло о планах провести в воскресенье массовое паломничество евреев на Храмовую гору, где расположена важнейшая мусульманская святыня - мечеть Аль-Акса, куда иудеям вход запрещен. Туда не могут зайти даже израильские официальные лица, поскольку за этим бдительно следят как израильские пограничники, так и мусульманские охранники. Этот запрет обусловлен прежде всего тем, что Храмовая гора - не только священное для мусульман место, но и краеугольный камень арабо-израильского конфликта, о который разбиваются все мирные планы и инициативы. Корни этого конфликта уходят в библейские времена.

Согласно преданию, именно на Храмовую гору Авраам привел своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву Богу. Здесь в 966 году до н.э. царь Соломон построил первый Иерусалимский Храм на скале, где находился Ковчег Завета со скрижалями. В 587 году до н.э. этот Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором, Ковчег Завета похищен, а храмовые сокровища вывезены в Вавилон. После вавилонского плена Храм был воздвигнут вновь, правда, в более скромных размерах. И лишь царь Ирод Великий вернул ему величие, роскошь и красоту, которые имел когда-то Храм Соломона.

В 70 году н.э. римляне разрушили Иерусалим и Храм и не разрешили отстроить его заново. С тех времен и до наших дней сохранилась на Храмовой горе часть западной опорной стены Иерусалимского Храма - так называемый Котель, или Стена плача. После разрушения Храма римлянами Храмовая гора пребывала в запустении, в римско-византийский период здесь был пустырь. В 638 году византийцы практически без боя сдали Иерусалим мусульманам. Арабы решили, что святое место не должно пустовать и построили здесь мечеть Аль-Акса.

Святость Храмовой горы и Иерусалима для мусульман определяется 17-й сурой Корана, первый стих которой гласит: "Хвала тому, кто перенес ночью раба Своего из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую". Под мечетью "неприкосновенной" традиционно подразумевается мечеть в Мекке, под мечетью "отдаленнейшей" - мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. Согласно преданию, архангел Джабраил перенес Муххамада из Мекки в Иерусалим, где показал ему Храм. Несмотря на то что во времена Пророка на Храмовой горе не было мечети, мусульмане считают, что в своем сне-путешествии Муххамад видел именно мечеть Аль-Аксу.

В конце XI века, 15 июля 1099 года, крестоносцы взяли Иерусалим штурмом, изгнали из города арабов и евреев. В 1187 году, после того как султан Саладин (Салах ад-Дин) разгромил армию крестоносцев, евреям было разрешено вернуться туда. В 1291 году город и Храмовая гора перешли во власть мамелюков, а два века спустя - османов. В османский период (1516-1917) Храмовая гора перестраивается, реконструируется и приобретает современный вид. В период британского мандата (1917-1948) управление территорией Храмовой горы передается мусульманскому совету - Вакфу.

Как известно, при разделе Палестины в 1948 году Иерусалим достался Иордании. Во время этого правления, которое продолжалось до 1967 года, иорданский король официально объявил себя покровителем святых мест ислама на Храмовой горе. В результате Шестидневной войны Иерусалим и Храмовая гора вновь оказались в руках израильтян, о чем весь мир оповестил израильский генерал Моте Гуру. Израильские десантники, ворвавшиеся во двор Аль-Аксы, пели и плакали, выражая чувства всего еврейского народа, дождавшегося великого часа. Но, как известно, мало взять высоту, надо еще ее удержать.

Начиная с 1967 года вход на Храмовую гору был открыт для всех желающих. Внешний контроль и охрана осуществлялись израильтянами, внутренний контроль и наблюдение за порядком были переданы мусульманскому совету Храмовой горы - Вакфу. Покровителем святых мест ислама на Храмовой горе традиционно считается правящий иорданский монарх, он же контролировал мусульманский совет Храмовой горы.

В октябре 2000 года Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору, что вызвало негодование палестинцев. Восстание палестинцев, начавшееся после этого инцидента, было названо "интифадой Аль-Акса". В переводе с арабского слово "интифада" означает "война камней".

В это же время в некоторых горячих головах зародилась мечта о строительстве Третьего Иерусалимского Храма. В последние годы представители ультраправой организации "Ревнители Храмовой горы" неоднократно пытались втащить на гору то краеугольный закладочный камень, то мешки с землей, собранные со всех концов Израиля, то модель Третьего Храма. Все это вызывало гнев палестинцев. На каждое такое восхождение они норовили ответить очередным терактом в Иерусалиме или других городах страны.

Израильской полиции пока удается сдерживать религиозных экстремистов.<br>Фото ReutersПосле смерти Арафата у евреев и арабов появился шанс урегулировать конфликт. Желание хоть немного пожить в мире назрело как в израильском, так и в палестинском обществе. Многие с ностальгией вспоминают о "доинтифадных" временах, когда Иерусалим был полон паломников и туристов. Это было выгодно всем: и евреям, и арабам. За последние годы в Израиле обострились политические и экономические проблемы - и это тоже результат интифады. Да и общество расколото на сторонников "мирного процесса" и желающих уничтожить всех террористов до последнего. Среди ультраортодоксов (харедим) тоже хватает "ястребов". Опираясь на Священное Писание, они требуют, чтобы их пустили на Храмовую гору для молитв и жертвоприношений. Но мусульмане считают это кощунством. "Если сионисты осквернят мечеть Аль-Акса, они посеют семена третьей интифады", - заявил представитель движения "ХАМАС" Низар Райан.

Недавно бывший глава службы внешней разведки "Моссад", а ныне депутат кнессета от партии "Авода" Дани Ятом выступил с предупреждением, что в Израиле может произойти военный переворот. Объективные предпосылки к этому Дани Ятом видит в увеличивающейся доле представителей национально-религиозного лагеря среди командного состава израильской армии. "Военнослужащие находятся под сильным влиянием своих раввинов и готовы подчиниться приказу раввина в большей степени, чем приказу своего армейского командира", - заявил Ятом.

Мнение депутата Ятома поддержал отставной генерал армии Израиля Дани Ротшильд. Он также признал, что военный переворот в Израиле вполне реален. Действительно, в последнее время многие раввины выступили с призывами к военнослужащим не подчиняться приказам командования об эвакуации еврейских поселений в секторе Газа. Эти поселения должны быть уничтожены согласно плану мирного урегулирования "Дорожная карта".

История Израиля еще не знала попыток военных переворотов, но сегодня значительная часть евреев выступает против ухода с арабских территорий, который многие называют односторонней уступкой вечному врагу. Борьба за Храмовую гору в этой ситуации становится не только "битвой за святыни", но и маневром, отвлекающим армию и полицию от ликвидации поселений в секторе Газа. Эта проблема обострила обстановку в Израиле и вынудила Ариэля Шарона во время его последнего визита в США с грустью признать, что он всю жизнь защищал евреев, но теперь впервые принимает меры к тому, чтобы защититься от них. Речь идет о личной безопасности премьер-министра. Религиозные радикалы уже неоднократно напоминали ему о судьбе Ицхака Рабина, убитого в 1995 году еврейским экстремистом Игалом Амиром.

К счастью, на этот раз полиции удалось не допустить на Храмовую гору ни еврейских, ни палестинских радикалов. Но большинство экспертов мрачно предрекают, что это только начало. Неизвестно только чего - новой интифады или очередного мирного процесса? С одной стороны, и евреи, и палестинцы устали от взаимной вражды, с другой - рост религиозного экстремизма среди давних противников может в любой момент привести к взрыву страстей и большой крови.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1520
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1726
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1833
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4174

Другие новости