0
2644
Газета Интернет-версия

11.10.2000 00:00:00

Деньги церкви и попытка их посчитать

Тэги: Эдельштейн, РПЦ, Кирилл, бизнес


Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая. Под редакцией и с предисловием Льва Тимофеева. - М.: Изд. РГГУ, 2000.

Небольшая брошюра, изданная тиражом 500 экземпляров, со скучнейшим названием, в незатейливом оформлении, читается на одном дыхании. 190 страниц текста, в рамках которого скручено несколько десятков сюжетов, поставлены вопросы, не имеющие разрешения, приведены чудовищные свидетельства, сухие социологические наблюдения, приблизительные подсчеты┘ Интересен не столько сам объект исследования, сколько многообразие явлений, оставшихся за пределами внимания авторов, непреднамеренно высвеченных.

Формально книжка представляет собой сборник материалов под грифом "научное издание", вышедший под эгидой Центра по изучению нелегальной экономической деятельности РГГУ и при финансовой поддержке Фонда Макартуров.

Закрытость данного вопроса может быть сравнима разве что с секретными разработками времен социализма. Авторы отдавали себе отчет и не лукавили перед читателем, будто собранные ими сведения полны, исчерпывающи и точны.

Специфичность темы, ее имманентная враждебность "православной этике", невозможность оперировать декларированными сведениями да и сам подход - все это определило досадную фрагментарность, неполноту оценок, преобладание эмоционального над рациональным. Но первая попытка освещения столь щепетильных коллизий важна хотя бы в силу того, что она совершилась, причем не в рамках газетных разоблачений, которые слишком часто являются заурядным заказным компроматом.

Михаил Эдельштейн попытался сделать приблизительный обзор церковной экономики на примере Ивановской, Костромской и Ярославской епархий. Приблизительность продиктована самим принципом исследования - на основании опросов клириков, которым гарантировалась анонимность, публикаций в печати, ответов торговцев церковным товаром. Чиновники высокого ранга, а также официальная статистика недоступны анализу по причине крайней засекреченности данных и нежелания вызывать внимание налоговых служб. Такова повсеместная церковная ситуация в России, что и констатирует данная брошюра.

Исследование проводилось по трем уровням: приход, монастырь, епархия. Выявлялись наиболее вероятные источники доходов, предполагаемые спонсоры, меценаты и скрытые коммерческие рычаги, которыми располагает Церковь в данном регионе.

Эдельштейн делает следующие выводы: доходы распределяются неравномерно в иерархической структуре, благополучие епархии связано с деловыми способностями епархиального начальства, а не с экономическим состоянием области, РПЦ пользуется режимом наибольшего благоприятствования. Коммерческую активность новых епархиальных руководителей склонны сдерживать клирики старого призыва, которые не полагают правильной самую установку на экономическую активность Церкви, иначе понимая ее место в обществе.

Николай Митрохин предлагает читателям обзор экономической деятельности РПЦ, построенный на 100 интервью епископов и священников и мониторинге прессы за последние 8 лет. Подробно освещается система "кормлений", "свечная экономика", источники доходов Московской Патриархии, деятельность комбината "Софрино" и его главы Евгения Пархаева.

Необычайно пристрастно вновь поднимается нашумевшее "табачное дело", хотя митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, как ни один из иерархов РПЦ, открыто шел на обсуждение вопроса и является, может быть, единственным в структуре РПЦ, ратующим за равноправие Церкви как субъекта экономической деятельности.

При всех потугах собрать компромат на председателя ОВЦС, представить его активность в ряду полутеневых бизнесменов не получается - деятельный иерарх, похоже, является практически единственным, кто представляет здоровое начало в экономической сфере РПЦ.

Особое внимание уделено книжному бизнесу, статусу священника как "хозяина" храма. Исследователь предполагает, что в перспективе грядет ужесточение контроля над церковными доходами, постоянными и непостоянными, равно как и борьба за право доходы контролировать.

Отдельные справки представлены по предприятиям "Софрино", АО "Международное экономическое сотрудничество", "Ника" (Митрохин) и "Святой Источник" (Эдельштейн).

Особый интерес вызывает небольшая главка, посвященная биографии и деятельности Гюльназ Сотниковой и возглавляемой ей фирме "Вертекс" (автор Митрохин). На сегодняшний день это самая полная справка о персоне, находящейся уже несколько лет возле Патриарха и занимающей совершенно особое положение на политической карте РПЦ.

Минусом книги является тот факт, что наряду с Сотниковой, ставшей год назад объектом многочисленных разоблачений "Новых известий" и некоторых других СМИ (не очень убедительных, впрочем, в том, что касается собственно экономической части), авторы не рассматривают пристально деятельность такой серьезной фигуры в околопатриархийных кругах, как председатель правления Межпромбанка Сергей Пугачев.

По многочисленным свидетельствам, именно он является одной из ключевых фигур, обеспечивающих и PR-кампанию Сретенского монастыря, и финансирование национал-православных телепроектов (таких, как "Русский дом") и пытающихся создать политическое движение, прикрывающееся авторитетом РПЦ и претендующее на то, чтобы играть ведущую роль в жизни Московской Патриархии.

Авторы книги шли по следам газетных публикаций последних лет (что естественно, поскольку самостоятельные исследования в сфере церковной экономики не только трудны, но и опасны для жизни). А эти публикации в основном были направлены именно против митрополита Кирилла.

Те же, кто организовывал информационную войну против председателя ОВЦС (будучи в структуре Московской Патриархии или крутясь возле нее), пытался консолидировать внутри Церкви силы, готовые под вывеской патриотизма и борьбы с экуменизмом бороться против такого яркого политика (и церковного, и светского), как митрополит Смоленский и Калининградский, остались в тени, вне газетных страниц.

Поэтому они практически и не попали в книгу Митрохина и Эдельштейна.

Наконец, в брошюре опубликованы восемь анонимных рассказов провинциальных священников, каждый из которых - своего рода компактное и жестокое свидетельство не столько об экономике Церкви, сколько о состоянии умов, мере понимания происходящего, безысходности ситуации, в которой пребывают и клирики, и паства, и люди за оградой Церкви.

Тут и повествование о батюшке, грозящемся "отпеть" заживо гаишника, требующего штрафа, и сокрушения по поводу требований епархиальных чиновников "дать на дачу" архиерея, и спокойные рассуждения о сложности взаимоотношений с властями: "пьет с попом, уважительно это для председателя"┘ И слово о "братках", возле церковных стен закопанных, на чьих похоронах собираются годовые храмовые бюджеты. И секреты "свечных" махинаций, на которых бедные приходы выгадывают копейки┘ Один говорит о батюшках, подрабатывающих в агентстве недвижимости, другой - о тех, кто на подряде в бюро ритуальных услуг.

Тяжело идет экономическая деятельность в России. Тяжело она проворачивается в РПЦ. И из книжки следует жестокий вывод, мало интересный авторам, поскольку предмет их интереса лежал в иной плоскости: как бы ни был налажен бизнес, как бы ни был он чист и подконтролен, он никогда не станет легитимной частью церковного мира.

Так устроен менталитет не только церковного народа, но, едва ли не в большей степени, менталитет тех, кто пребывает за пределами церковной ограды, но внутри границ РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Михаил Сергеев

План правительства игнорирует перспективы завершения или развития украинского кризиса

0
717
Реестр контролируемых лиц протестируют до конца апреля

Реестр контролируемых лиц протестируют до конца апреля

Екатерина Трифонова

Нелегальные гастарбайтеры опасаются депортации из РФ после 5 февраля

0
657
Партии будут соревноваться в борьбе с ростом цен

Партии будут соревноваться в борьбе с ростом цен

Иван Родин

КПРФ фиксирует доминирование левой предвыборной повестки в этом году

0
533
Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Социальная сфера в стране столкнулась с вопросом объективности, а промышленность – со снижением качества

0
585

Другие новости