ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕГО апреля 2000 г. в храме СПбДАиС зa поздней литургией "совершалась хиротония" иеродиакона Игнатия (Тарасова), студента III курса академии и помощника проректора по воспитательной работе, во пресвитера.
11 апреля воспитательское совещание вследствие многочисленных возражений преподавателей отклонило прошение иеродиакона Игнатия о хиротонии. Возглавлял заседание воспитательского совещания преосвященнейший Константин, епископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ, который сам и предложил отложить хиротонию на неопределенный срок. В вывешенном же для студентов протоколе совещания было указано, что хиротония отложена "до согласования с духовником", о чем на воспитательском совещании даже не было и речи.
22 апреля в канун праздника Входа Господня в Иерусалим иерод. Игнатий стал служить в белых ризах, что свидетельствовало о все же назначенной хиротонии.
Это противоречило решению воспитательского совещания и явилось нарушением устава духовных школ, по которому кандидат хиротонисается епископом не раньше, чем его кандидатура утверждена воспитательским совещанием, после чего ставленник обязан сдать ставленнический экзамен.
Все это вызвало очень бурную реакцию среди преподавателей и студентов.
22 апреля в 23.15 проректор по воспитательной работе был предупрежден о возрастающем недовольстве студентов, о их несогласии с хиротонией вследствие имеющихся препятствий к рукоположению в священный сан и о том, какую реакцию может вызвать эта хиротония.
23 апреля, в день хиротонии, владыка ректор по пути своего следования в храм на Божественную литургию был осведомлен о настроении в храме. Епископу Константину была высказана просьба об отложении хиротонии и проведении расследования относительно нравственных проступков иеродиакона Игнатия (Тарасова) и превышения им своих должностных полномочий.
Литургия началась.
Иеродиакон Игнатий (Тарасов) продолжал служить в белых облачениях.
Во время чтения апостола представитель студентов попытался еще раз переговорить с епископом Константином в алтаре, откуда был изгнан с такими словами: "Здесь алтарь! Здесь престол! Здесь молитва!"
Незадолго до хиротонии по храму было распространено обращение к студентам с призывом воспрепятствовать незаконной хиротонии законным изъявлением своего отношения к ней. Конец обращения гласил: "...Сегодня после литургии мы будем просить владыку ректора первый раз за 4 года встретиться с нами в актовом зале и обсудить наши проблемы.."
И все же хиротония была начата.
Возгласив "Повелите", иеродиакона Игнатия (Тарасова) повели к алтарю. В это время студенты стали возглашать многократное "Анаксиос!" Тем временем в алтаре владыке ректору сослужившее ему духовенство советовало отложить хиротонию. Когда епископ Константин вышел на амвон, то храм утих, и владыка произнес: "Я не Понтий Пилат, чтобы слушать толпу. Что намечено, то будет исполнено!"
Зайдя в алтарь, ректор приказал видеооператору академии снимать хиротонию и тех, кто будет возглашать "Анаксиос!" при облачении иеродиакона Игнатия (Тарасова). Оригинал и все копии видеозаписи находятся у владыки ректора.
Началось облачение. На каждое "Аксиос" (то есть "Достоин") епископ неизменно получал свидетельство Церкви: "Анаксиос!" (то есть "Недостоин!") (трижды). Только мужской квартет в алтаре пел тихое "Аксиос", да несколько человек из смешанного хора им вторили (остальная часть хора молчала). В начале же смешанный хор не пел вообще. Видя это, иеродиакон Игнатий, стоявший напротив хора, поднял голову и произнес: "Пойте!" Служба продолжалась.
Перед причащением духовник академии престарелый архимандрит Кирилл (Начис), по приказанию владыки ректора заявил, что те учащиеся, которые кричали "Анаксиос!", отлучаются от причащения до принесения покаяния в этом "грехе".
Следует отметить, что студенты не "бесчинно кричали" в храме Божием, срывая этим совершаемое Таинство, как хотят это представить, а чинно возглашали "Анаксиос!"
В истории Русской Церкви случай, когда после возглашения "Анаксиос!" продолжалась хиротония - беспрецедентный.
Этой хиротонией епископ Константин нанес урон не только церковному миру, обрек ставленника на пожизненное несение этого бремени - памяти о такой хиротонии, но и внес соблазн и разделение в Церковь Божию.
Сутки студенты ожидали, что владыка ректор предпримет хоть какие-то шаги для умиротворения ситуации в стенах духовных школ.
24 апреля, в понедельник Страстной седмицы, студентам академии на запричастном стихе во время литургии была произнесена проповедь, в которой говорилось: "...ректор накануне был предупрежден... о том, что хиротония не должна быть допущена и ректора просили о том, чтобы он отложил хиротонию и провел административное дознание. Но ректор на это не пошел. Что же случилось? По сути дела, епископ, который должен быть охранителем церковного предания и церковных законов, стал их нарушителем..." Проповедь была прервана возгласом "Со страхом Божиим и верою приступите".
После литургии произошла встреча представителя студентов с духовником академии, в ходе которой архимандрит Кирилл сказал, что не мог не послушать епископа и теперь не знает, что говорить на традиционной проповеди в Страстную среду после последования исповеди. Он призвал к миру в великие дни Страстной седмицы, просил держать его в курсе всех событий и обещал молиться о мирном исходе дела.
В этот же день, 24 апреля, митрополит Владимир, правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии, был по факсу и телеграммой уведомлен студентами о случившемся происшествии. Студенты просили своего архипастыря содействовать умиротворению ситуации, которая в академии продолжала накаляться с каждым часом. В отношении студентов начались репрессивные действия, заключающиеся в обвинении в заговоре и в угрозах отчисления, что способствовало лишь нагнетанию обстановки.
25 апреля епископом Константином был принят представитель студентов. Во время 40-минутной беседы обсуждались среди прочего пути выхода из сложившейся ситуации. Владыка предложил публично раскаяться "зачинщикам" в "бесчинстве". Но ведь студенты лишь воспользовались данным им Церковью правом. В ходе дальнейшего разговора владыка ректор сказал: "Мне этот Тарасов не нужен!.. Впрочем, как и все вы". Также епископом Константином была выражена мысль о том, что все это заранее спланированный и хорошо подготовленный заговор, и что во главе этого заговора стоят преподаватели - члены профессорско-преподавательской корпорации. До сих пор это объяснение является официальной позицией администрации Духовной академии. Затем представитель студентов просил владыку ректора:
1. О назначении сразу после Светлой седмицы Комиссии совета академии для расследования данного происшествия, что епископ Константин твердо обещал исполнить.
2. О разрешении дела с причащением студентов в Великий четверг. Было обращено внимание владыки на то, что духовник не знает вследствие происшедших событий и наложенных прещений, что говорить на традиционной проповеди, на что епископ Константин ответил: "Ты за него не беспокойся. Отец Кирилл прошел через лагеря и тюрьмы, он духовник, через него действует Дух Святой. Как скажет - так пусть и будет".
3. О гарантии неприменения каких-либо неоправданных репрессивных действий со стороны администрации академии, на что Преосвященный ответил: "Ну, мы это посмотрим".
Соглашение, достигнутое на основании данных трех пунктов, могло, по мнению студентов, послужить основанием для умиротворения ситуации.
Но соглашение достигнуто не было. О реакции владыки митрополита ничего не было известно. Поэтому было принято решение разослать факсом обращение некоторым высокопреосвященным митрополитам: Сергию Солнечногорскому (управделами МП), Кириллу Смоленскому и Калининградскому (председателю ОВЦС МП), Ювеналию Крутицкому и Коломенскому (председателю Комиссии по канонизиции МП), Антонию Сурожскому и высокопреосвященному Евгению, архиепископу Верейскому (председателю Учебного комитета МП). Обращения заканчивались следующими словами: "...Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, содействовать мирному, христианскому разрешению конфликтной ситуации в Санкт-Петербургской Духовной академии и Семинарии. С уважением и надеждой, группа учащихся СПбДАиС".
На ужине 25 апреля проректор по воспитательной работе по поручению епископа Константина объявил о том, что митрополиту пришел факс, подписанный "группой учащихся". Далее последовала просьба объявиться этой группе.
Чтобы посоветоваться относительно дальнейших действий, было принято решение сразу после ужина провести собрание студентов Санкт-Петербургских духовных школ, о чем и было объявлено на ужине.
В это же время у ректора в кабинете начался опрос женского хора Духовных школ, который длился 2,5 часа. Воспитанницы 1-го и 2-го классов регентского отделения заходили по одной в кабинет ректора, где после недолгого введения епископ "зондировал" отношение девушек к происшедшим событиям.
Тем временем собрание, на котором присутствовало около 100 студентов Духовных школ, одобрило текст факса Высокопреосвященным и решило отправить своего представителя и на встречу с Высокопреосвященнейшим митрополитом Владимиром с просьбой о решении дела о причащении, а также для того, чтобы донести до Высокопреосвященнейшего Владимира общее положение дел.
В среду, 26 апреля, в здании епархии прошла встреча митрополита Владимира и представителя студенческого собрания. Однако эта встреча нисколько не разрядила ситуацию.
Сразу после встречи с митрополитом было вновь созвано собрание студентов Санкт-Петербургских духовных школ. В свете приближающихся последних дней Страстной седмицы и праздника Пасхи собранием было принято решение отложить всякие распри и раздоры, испросить друг у друга прощения и в молитвенном настроении встретить приближающиеся Святые дни.
После Пасхи большинство студентов разъехались на пасхальные каникулы. Всю следующую неделю после Антипасхи, с 7 по 14 мая, студенты ожидали созыва обещанной комиссии и, так и не дождавшись, 14 мая попросили аудиенции у владыки ректора, на что получили ответ, что в понедельник, 15 мая, епископ вызовет к себе преподавателя студентов, чего студенты так и не дождались. 16 мая в канцелярии сказали, что встреча состоится 17 или 18 мая, так как епископ занят проверкой письменных работ. Отметим, что 16 мая владыка ректор принимал студентов по личным, менее важным вопросам, но представителю студенческого собрания в аудиенции было отказано.
У нас есть только одно объяснение происходящему: администрация академии пытается сделать вид, что ничего не случилось.
Почему для нас так важна комиссия?
Мы поступали и поступаем исключительно в границах канонов и уставов Православной Церкви. Мы не хотим, чтобы о нас думали, как о кучке "заговорщиков" или "бунтарей".
Наша цель - Истина, слава Божия и благо Церкви.
Мы возгласили "Анаксиос!" и готовы понести ответ перед всей Церковью за то, что мы сделали.
Мы готовы предстать перед комиссией и со всею ответственностью рассказать все, что знаем.
Мы намеренно удерживаем себя от открытого обличения Игнатия (Тарасова), так как не хотим, чтобы все это дело превратилось в самосуд, клевету или бесчинство. "Все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14, 40).
Мы не желаем, чтобы это послужило насмешкам над Церковью и привело к погибели брата. Мы надеемся и молимся о спасении того, кого, по промыслу Божию, постигло это тяжкое испытание.
Мы искренне верим, что все эти события послужат к исправлению Игнатия Тарасова.
Особенно мы хотим заявить о своей обеспокоенности вследствие появившейся в Интернете (и напечатанной в "НГ-религиях" от 17.05.2000. - Прим. ред.) статьи относительно этого события. И хотя неизвестным лицом факты были изложены правильно, но тон самой статьи свидетельствует о личной пристрастности автора и о его заботе не о благе Церкви, а о своекорыстных целях.
Просим ваших молитв и содействия мирному и благому для Церкви Божией разрешению конфликта в СПбДАиС. С уважением и надеждой, студенты санкт-петербургских духовных школ.
Текст обращения одобрен собранием студентов Санкт-Петербургских духовных школ от 17 мая 2000 г.