0
2570
Газета Интернет-версия

23.02.2000 00:00:00

Как создать новую "церковь"


В ПОСЛЕДНИЙ день января текущего года в Москве состоялась пресс-конференция, устроенная тремя епископами Истинно-православной церкви - Стефаном (Линицкий), Дидимом (Нестеров), Кириаком (Темерциди) - и Глебом Якуниным, на которой было объявлено о создании еще одной церковно-общественной организации - "Движения за возрождение православия".


ДЕМОКРАТИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА

В Советском Союзе была одна Православная Церковь, которая в значительной мере удовлетворяла духовные потребности всего населения. Теперь православным верующим только на территории России предлагается на выбор любая из легально существующих Церквей: Русская Православная Церковь (Московская Патриархия), Русская Зарубежная Церковь, Российская православная кафолическая церковь, Катакомбная православная церковь, Истинно-православная катакомбная церковь, Российская православная свободная церковь, Российская православная автономная церковь, Истинно-православная церковь┘

Все они имеют в названии определение "Православная", но все они разнятся как по внешней структуре, так и по своей церковной политике и другим характеристикам. Причем разнятся иногда настолько, что не имеют между собой даже зачаточного обыденного общения, не говоря уже о каноническом.


"ТЕХНОЛОГИЯ" СОЗДАНИЯ НОВОЙ ЦЕРКВИ

У истоков "Движения" в качестве идеолога и учредителя (пусть не смущает никого, что его имя приводится последним в перечне учредителей декларативного документа) стоит известный Глеб Павлович Якунин.

То, что "Движение" рассматривается учредителями как новая церковь, очевидно. Инициативная группа не проводит и не планирует никаких общественно-церковных мероприятий, не занимается ни просвещением, ни благотворительностью, ни даже агитацией. Она занимается "воспроизводством" епископов.

Заранее должен предупредить читателей, что не имею по отношению к Глебу Якунину никаких предубеждений.

Я сомневаюсь, что каждый нынешний епископ Русской Православной Церкви смог бы так достойно пройти все тяготы лагерной жизни в Советском Союзе, как это сделал Глеб Якунин. Именно поэтому я не хотел бы, чтобы эти мои заметки выглядели, как выплеск личной неприязни к этому человеку┘


ОТНОШЕНИЕ К КАНОНАМ

Учредители нового "Движения", с одной стороны, обвиняют Московскую Патриархию в нарушении церковных канонов, с другой - когда им это удобно, просто-напросто закрывают глаза на основополагающие канонические нормы, регулирующие устройство новой церкви. Они заключаются прежде всего в наличии канонически безупречной трехстепенной иерархии и верующего народа, окормляемого этой иерархией. Кроме того, ни одна новообразованная церковь не может считаться законной (с канонической опять же, а не юридической точки зрения), если она не получила свою самостоятельность от Матери-Церкви и признание со стороны существующих автокефальных православных Церквей.

Эти требования учредителями "Движения" напрочь игнорируются. Они начинают создавать свою, новую иерархию. Глеб Якунин находит "канонически безупречного" "архиепископа Коломенского" Стефана (Линицкого). Он получил архиерейский сан от украинского "патриарха" Димитрия Яремы, и еще одного (неизвестного) епископа, что, в свою очередь, как он считает, дает ему право рукополагать новых епископов для будущей свободной православной церкви.

Образно говоря, Глеб Якунин использует "архиепископа Стефана" в качестве "производственной базы" для поточного рукоположения во епископы, священники и диаконы его кандидатов. Глеба Якунина не смущает, что соблазненные им люди о богословии и православных канонах имеют самое смутное представление. За каждой воскресной "службой" идет интенсивное "производство" иерархии.

Из таких поставленных наспех новоапостолов он организует инициативную группу "Движения", которое призвано стать основой новой церкви. Если так пойдет дальше, то через очень короткое время на очередной пресс-конференции Глеб Якунин сможет сообщить мировой общественности, что в новой церкви у него более 200 епископов и что только его церковь может считаться истинно-православной.

То, что у этой церкви нет народа, и то, что ее гарантированно не признают не только восточные патриархи, но даже "Свободная Российская Православная Церковь" архиепископа Валентина (Русанцова), Глеба Якунина также не смущает. Да он и не нуждается ни в каких признаниях, кроме Министерства юстиции РФ, гарантирующего свободу деятельности даже опасным для физического здоровья сектам. Состояние же нашего духа Минюст вообще не интересует.


ЧТО "ИМ В НЕЙ" НЕ НРАВИТСЯ?

Учредителям нового "Движения" и подразумеваемой под ним новой церкви, если исходить из их "Декларации", представленной на пресс-конференции, не нравится в Московской Патриархии многое. Московская Патриархия всегда поддерживала внешнюю и внутреннюю политику КПСС и Советского государства. Она оказалась неспособной переосмыслить свое прошлое во времена неожиданно открывшейся ей свободы, пришедшей с крушением коммунистического режима в 1991 году.

Перечень грехов Московской Патриархии длинен и серьезен: отсутствие соборности, неспособность осуществлять миссию духовного просвещения российского народа, обрядоверие-"шаманство", превращение Церкви в комбинат ритуально-обрядового обслуживания, казарменная структура и жесткая дисциплина по всей вертикали исполнительной церковной власти и многое другое.

Жесткая вертикальная структура Патриархии позволяет управлять народом Божиим по прихоти нескольких человек. Она напрочь забыла одно из основополагающих свойств Церкви - соборность - святая святых церковного устройства и жизни. Даже в юбилейный 2000 год Патриархия не удосужилась провести полноценный Поместный Церковный Собор, заменив его расширенным "синодом" в виде Архиерейского Собора.


ИДЕОЛОГИЯ НОВОЙ ЦЕРКВИ

В качестве идеологических (не путать с богословскими и догматическими) обоснований будущей новой церкви Глеб Якунин и его единомышленники по "Движению" выдвигают следующее.

Церковь и Московская Патриархия должны быть устроены по конфедеративному принципу. Высшая иерархическая власть в Церкви - епископ, как и было в апостольское время.

Епископы, возглавляющие епархии, вправе объединяться в единую церковную структуру (Синод, ВЦУ либо иной высший орган), но только с консультативно-координационным характером влияния. Она не должна иметь управленческой функции и права назначать или увольнять епископов. Таким правом должны обладать лишь епархиальные собрания (при наличии выработанных соответствующих процедур).

Должно быть допущено рукоположение во епископа целибата без необходимого принятия монашества.

Церковь должна иметь три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

По желанию верующих приход должен иметь право переходить на новый календарный стиль.

Жесткая дисциплина тяжелых постов, существующих ныне в Православии, должна быть пересмотрена в разумных пределах.

Православное богослужение должно быть освобождено от византийской пышности. Службы должны быть сокращены.

Должна быть упразднена сложная и лишенная всяких богословских оснований система церковных наград.

Службы должны совершаться на любом понятном языке по желанию верующих, в том числе и на русском.

В церковной практике должны быть упразднены таксы за богослужения и требы.

Возродить гласность финансовых отчетов церковных организаций всех уровней.

Восстановить регулярный созыв Епархиальных и Поместных Соборов.

Строго говоря, с этими положениями может согласиться любой священник и мирянин, болеющий за судьбу Церкви, да и нового в них ничего нет. Скорее все это давно забытое старое. И автор этих заметок полностью разделяет все эти положения.

Но ни один из перечисленных выше пунктов уставного документа нового "Движения" не дает ни малейших оснований для отделения от Московской Патриархии. В отличие от Русской Зарубежной Церкви, которая одним из оснований для отделения указывает на новую "ересь сергианства" Московской Патриархии, здесь о ереси даже не говорится. Видимо, дело в другом.


"ДВА ИСТОЧНИКА И ДВЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ..."

Если учредителей "Движения" не устраивают внешние пороки Московской Патриархии, то есть другие, перечисленные выше, православные церкви, и, думаю, несложно было бы подобрать какую-нибудь "по вкусу". Хотя бы та же Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат), в которой сам Глеб Якунин занимает не последнее место.

Не будем заниматься здесь личными характеристиками членов "Движения". Во-первых, это довольно грязное дело, а во-вторых - "нет человека, который не согрешил бы" (2 Пар. 6, 36).

Но кое-что просто необходимо отметить. "Движение" и будущая новая церковь зиждется на двух достаточно прочных "камнях". Первый - это болезненное неприятие членами нового "Движения" существующей Русской Православной Церкви. Они категорически отказывают ей в законности и благодатности.

Как ни странно, в этом неприятии Московской Патриархии "Движение" объединило внутри себя даже руководителей тех религиозных групп, которые испытывают почти такие же чувства по отношению друг к другу.

И еще одна мощная движущая сила "Движения" - непомерное властолюбие и тщеславие его организаторов.


КАК СТАТЬ ЕПИСКОПОМ?

С рождением в нашей стране тщедушной демократии откуда ни возьмись появились десятки церквей. Как правило, "истинно православных". Откуда они "пошли есть"? Никто толком не знает, да и сами катакомбные "архиепископы" и "митрополиты" не могут внятно объяснить свое "происхождение". В общем, родословная такая: "Матфан родил Иакова, Иаков родил Иосифа┘" (с поправкой на Стефана, Вячеслава, Михаила, Кириака). Но беда в том, что у истоков этой родословной нет ни Авраама, ни Исаака.

"Архиепископ Коломенский" Стефан, духовный окормитель "Движения" в ответ на вопрос, откуда он ведет свою "родословную", очень долго и популярно объяснял, что у него все чисто и безупречно в этом смысле и что где-то у него даже есть ставленническая грамота, но показать ее, естественно, постеснялся.

Стефан рукоположил Вячеслава и Михаила ("Блаженнейший архиепископ Московский, митрополит Всероссийский"). Стефан, Вячеслав и Михаил рукоположили во епископа игумена Кириака, уже оформившего все выездные документы на постоянное жительство в Грецию. Глеб Якунин предложил ему остаться в России под обещание, что в ближайшее время он будет епископом. Остался, и действительно через пару недель Стефан рукоположил его во епископы.

Вячеслав, правда, через несколько месяцев после рукоположения объявил себя "митрополитом Московским", главой "своей" церкви, отделившись от "давшего ему благодать" Стефана. А ведь как смиренно благодарил он недавно своего благодетеля в день хиротонии за то, что тот возложил на него знаки архиерейского достоинства!

Стефан и Кириак "родил" Валентина, который не мог дождаться окончания литургии, чтобы примерить на себя роскошную архиерейскую мантию. "Митрополит" Сергий епископский сан принял при участии католического епископа. В этом качестве он в сослужении "епископов" Рафаила, Адриана и Сергия совершил "венчание на царство" "Николая III", который в знак благодарности, видимо, пожаловал ему титул "митрополита" Царскосельского. Опять же единственной Истинно-православной церкви.

И так далее┘


О БЛАГООБРАЗНОСТИ И ЧИННОСТИ

Но самое интересное, что все эти "главы церквей" попросту не знают православного богослужения. Главное - даже не убожество, бьющее в глаза каждую минуту во время богослужения. И великолепные богослужебные книги патриархийного производства здесь не могут помочь, потому что описание действий архиерея во время богослужения там набраны маленьким шрифтом и его не успеешь прочитать по ходу богослужения (его просто надо знать почти наизусть, во всяком случае - его смысл).

Глеб Якунин успокаивает: да чего там, научатся в процессе┘ Но где и как они научатся давать "отчет о своем уповании" и утверждать в вере свою паству, если таковая появится?

Поразительно, но предложение проводить с кандидатами бесплатный пропедевтический курс по самым необходимым литургическим и богословским предметам не встретило у руководителей новой церкви никакого отклика.

Литургия в их исполнении напоминает думские дебаты с Владимиром Жириновским в главной роли. Полная свобода.

Хочешь совместить совершение богослужения с регентским занятием? Флаг тебе в руки. Одной рукой держи Чашу, другой - управляй крыловским квартетом. Представьте себе "хор" из шести-семи человек (читай: самих служащих, трех епископов и четырех священников) с довольно сильными у некоторых голосами, каждый из которых поет в своей собственной тональности!

Хочешь передвигаться по "алтарю" и говорить во время литургии по мобильному телефону? Пожалуйста.

Единственное, что строго соблюдается во время богослужения, - это вовремя постелить орлец под ноги архиерею, подать ему жезл в руку и одеть на его голову митру (знаки архиерейского отличия).


"НЕ КОРЫСТИ РАДИ..."

Все эти "архиереи" клянутся в своей заботе о народе, который нужно спасать от безбожной и безблагодатной Патриархии. На самом деле народ и есть они сами, потому что ни храмов, ни прихожан у них нет.

Опасность этого авантюрного проекта устройства (именно устройства, а не создания или рождения) новой церкви угрожает с двух сторон. Легко предположить, что при таком развитии событий по всей стране прокатится волна судебных процессов, инициируемых новой церковью по поводу церковного имущества. Результат их в большинстве случаев прогнозируем, но неприятностей и хлопот они могут доставить Патриархии немало.

Но еще большая опасность грозит душам простых верующих, которым нелегко разобраться во всем этом "многообразном" православии. Для многих из них панагия на груди священнослужителя служит достаточным основанием принять его за епископа. Никто из них не спросит такого "епископа", от кого он получил архиерейское достоинство. Те же, которые вникают в эту проблему, но не разбираются в ней до конца, могут повести себя вполне по известному горькому зарубежному анекдоту: на необитаемом острове адепт Зарубежной Церкви построил два храма. Когда спасатели спросили, зачем ему два храма, он ответил: "В этот я хожу, а в тот - не хожу".

Беда заключается в том, что при таком обилии православных церквей (точнее: православных "юрисдикций"), какое мы имеем, замороченные люди вообще могут перестать ходить в православные храмы, а пойдут в ближайшую секту, где, кстати, с них не будут драть семь шкур за отпевание или крещение или обреют голову в общине кришнаитов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1257
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
983
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
892
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
648

Другие новости