Человек с автоматом по-прежнему определяет социально-политическую обстановку на Северном Кавказе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня истекает срок очередной амнистии для участников незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе, которую полгода назад объявил Национальный антитеррористический комитет России. Ее официальные итоги подведут, видимо, позже. Но уже ясно, что это мероприятие внесло определенный вклад в укрепление безопасности на территории Южного федерального округа. По приблизительным оценкам НАК страны, в правоохранительные органы обратились более 500 участников незаконных вооруженных формирований (НВФ). При этом абсолютное большинство этих людей сдались в Чечне. Как сообщил на днях председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров, в республике добровольно сложили оружие 439 боевиков. Остальные боевики приходили с повинной в других регионах Северного Кавказа. Правда, там пока точно не известны итоги амнистии. Лишь в Кабардино-Балкарии местная антитеррористическая комиссия объявила, что за прошедших полгода в органы милиции добровольно явились с повинной семь человек. Это немного, если учесть, что только в результате действий силовых структур во время операции по нейтрализации засевших после попытки мятежа в Нальчике боевиков в октябре 2005 года были уничтожены и арестованы более 100 участников НВФ.
Таким образом, амнистия – амнистией, но обстановка в республиках Северного Кавказа по-прежнему остается сложной и взрывоопасной. Такой вывод напрашивается не только в отношении Чечни, но также Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, где почти еженедельно фиксируются вылазки религиозных экстремистов и боевиков. Скажем, на состоявшемся 12 января совещании правоохранительных органов Дагестана президент республики Муху Алиев заявил, что, несмотря на резкий спад числа терактов и посягательств на жизнь работников правоохранительных органов, обстановка в республике остается сложной. Об этом свидетельствуют итоги проведенной 10–11 января в Махачкале спецоперации, в ходе которой были уничтожены три члена незаконных вооруженных формирований, а еще один соучастник задержан.
Анализ данных, представленных федеральными структурами, показывает, что на территории Северного Кавказа действуют не менее 800 участников незаконных вооруженных формирований, большинство которых сосредоточено, конечно, в Чечне. В связи с этим и плотность войск в этой республике по-прежнему остается самой большой в Южном федеральном округе РФ (ЮФО). Согласно президентскому указу № 832с от 2 августа прошлого года, силовые структуры РФ должны были до 15 декабря 2006 года «представить в установленном порядке предложения по реорганизации Объединенной группировки, предусмотрев возможность поэтапного вывода в 2007–2008 годах подразделений Внутренних войск МВД и Вооруженных сил Российской Федерации, дислоцированных в Чеченской Республике на временной основе». И такие предложения, конечно, главе государства представлены. Однако в открытую печать какая-либо информация на эту тему не поступала, если не считать, что на днях главнокомандующий Внутренними войсками МВД РФ генерал-полковник Николай Рогожкин заявил, что все планы по реорганизации Внутренних войск МВД РФ в Чечне выполнены. По его словам, сейчас численность группировки внутренних войск в Чечне составляет 22 тыс. военнослужащих (15 тыс. из них – личный состав 46-й бригады специального назначения). Таким образом, по сравнению с маем 2006 года количество личного состава ВВ МВД РФ уменьшилось на 1 тыс. человек. «В прошедшем году из состава группировки были выведены 6 тыс. военнослужащих, проходивших службу в частях и подразделениях, расположенных на территории республики на временной основе. Одновременно штат 46-й бригады увеличен на 5 тыс. военнослужащих-контрактников», – отметил главком и пояснил, что «с ноября 2006 года в группировке нет ни одного военнослужащего, проходящего службу по призыву».
Как известно, в Чечне внутренние войска последними перешли на профессиональную основу. Кроме них, там сосредоточена и продолжает действовать 42-я мотострелковая дивизия постоянной боевой готовности, численностью 15 тыс. человек, а также другие подразделения Минобороны РФ (разведчики, железнодорожники, военные строители и т.п.). Плюс в Итум-Кале сосредоточен погранотряд (3 тыс. человек) ФСБ РФ, также состоящий из военнослужащих-профессионалов. К этому надо прибавить чеченскую милицию (около 12 тыс. человек) и прикомандированных к ней работников правоохранительных органов из других регионов РФ. Таким образом, в республике по-прежнему сосредоточена группировка численностью не менее 50 тыс. военнослужащих. Кроме нее, в других регионах ЮФО также развернуты части постоянной боевой готовности, которые в 2007 году должны завершить переход на профессиональную основу. Одновременно с этим планируется закончить строительство военных городков, а также погранзастав на границе с Грузией и Азербайджаном. В каждой республике Северного Кавказа на сегодняшний день по новым штатам сосредоточен и обустраивается как минимум полк или бригада Внутренних войск МВД РФ. По линии Минобороны это и того больше. К 2008 году в Северо-Кавказском военном округе (СКВО) 20 соединений и частей общей численностью 57 тыс. военнослужащих станут полностью профессиональными. Сюда надо добавить около 7 тыс. военнослужащих 7-й воздушно-десантной дивизии, дислоцированной в Новороссийске, Ставрополе и Темрюке, и около 10 тыс. бригады морской пехоты Каспийской флотилии, дислоцированной в Каспийске (Дагестан). Также дополнительно формируются две горно-стрелковые бригады. Надо заметить, что эти бригады будут пока комплектоваться солдатами-срочниками. Это сделано не случайно – для формирования мобилизационных ресурсов. То есть после перехода в 2008 году на одногодичный срок службы в Ботлихе и Зеленчукской как можно большее число военнослужащих будет иметь возможность пройти курс начальной горной подготовки. Хотя бригада в Ботлихе дислоцирована в Дагестане, она также будет иметь свои учебно-боевые объекты и в Чечне, вся учебная база – полигон, стрельбище, танкодром соединения – будет дислоцирована в Веденском районе на территории 2200 га. Постановление правительства Чечни на землеотвод, по данным источников Минобороны РФ, уже готовится. Объем строительства здесь запланирован в объеме 50 млн. рублей. А вообще на обустройство бригады планируется истратить 8,7 млрд. рублей. Для сравнения: это составляет почти треть бюджета Чечни на 2007 год.
Руководство страны на подготовку войск, дислоцированных в ЮФО, тратит средства, которые в несколько раз больше, чем в других регионах РФ. Скажем, в 2006 году боевая и мобилизационная готовность соединений и частей, военных комиссариатов, частей и учреждений ФСБ, МВД, МЧС, размещенных на территории Южного федерального округа, проверялась практически ежемесячно. При этом делался упор на подготовку и переподготовку военных специалистов из числа граждан, состоящих в запасе. По данным СКВО, за год в ЮФО успешно проведено более 20 командно-штабных мобилизационных учений, а в ходе различного уровня мобилизационных сборов подготовлены более 20 тыс. военнослужащих запаса, в том числе около 3 тыс. офицеров. Это почти столько, сколько имело место в Сибирском и Дальневосточном военных округах, вместе взятых. Обращает на себя внимание, что командование Северо-Кавказского военного округа акцентирует при этом внимание прежде всего на подготовке специалистов инженерных и химических войск, связи, тыла, то есть специальностей, необходимых для проведения антитеррористических операций, аналогичных той, что проводилась в Чечне. Генштабом отмечается, что подобные мероприятия, проводимые в 2006 году, позволили не только проверить и оценить возможности военных комиссариатов ЮФО по призыву граждан из запаса на военную службу, но и повысили укомплектованность войск дефицитными специалистами.
Таким образом, федеральная власть не питает иллюзий по поводу скорой нормализации обстановки на Северном Кавказе. На борьбу с боевиками при необходимости могут быть выделены значительные силы, средства и мобресурсы, дислоцированные в ЮФО. Кроме того, военная группировка, дислоцированная на Юге страны, видимо, предназначена для поддержки Черноморского флота, а также наших миротворцев, дислоцированных в Южной Осетии и Абхазии. И в этих целях она также совершенствуется.