0
61872
Газета НГ-Политика Интернет-версия

09.06.2017 00:01:00

Посткрымская зависимость партийного рейтинга

Денис Волков

Об авторе: Денис Александрович Волков – социолог Левада-Центра.

Тэги: россия, единая россия, крым, партия власти, партия, рейтинг


россия, единая россия, крым, партия власти, партия, рейтинг Фото с официального сайта партии "Единая Россия" (региональное отделение, Республика Крым)

В 2011–2013 году партия «Единая Россия» переживала кризис – ее готовы были поддержать менее трети населения, к концу этого периода ее электоральный рейтинг (доля населения, готовая отдать за партию свои голоса на выборах) опускался до 25%. Поговаривали даже, что к следующим выборам партию власти могут заменить на Общероссийский народный фронт (ОНФ). Однако весной 2014 года все резко изменилось. Рейтинги партии пошли вверх, дела стали налаживаться. Весной следующего года – к 70-й годовщине Победы – ее рейтинг достиг максимума, когда за партию были готовы голосовать более половины населения страны.

Что же произошло? Дело в том, что на фоне эйфории, вызванной присоединением Крыма к России, резко выросли оценки всех государственных институтов: рейтинги президента, правительства, Думы, различных силовых ведомств. Однако среди имеющихся партий выиграла от патриотический мобилизации только партия власти. Нужно пояснить, что присоединение Крыма к России было воспринято большинством населения как признак возрождения России как великой державы. Именно поэтому резко улучшилось отношение к тем институтам, которые ассоциируются у населения с государством. И «Единая Россия» – партия власти – один из них. Рейтинг Единой России, таким образом, можно считать производной от общего состояния легитимности политической системы в целом. Отношение к партии, ее электоральная поддержка является индикатором поддержки сложившегося в стране политического режима.

Итак, справедливо сказать, что посткрымская мобилизация общественного мнения спасла «Единую Россию». Вначале дела были настолько хороши, что партия власти вела избирательную кампанию без опоры на Владимира Путина. Но летом 2016 года падение рейтингов ускорилось, возникла опасная ситуация, что партия не наберет нужного процента голосов, и президенту все же пришлось вмешаться. Он в очередной раз напомнил, что именно «Единая Россия» – это та партия, которую он поддерживает. Напомним, что по итогам выборов «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте и может практически самостоятельно вносить поправки в Конституцию.

Однако здесь стоит отметить, что если бы не изменения избирательного законодательства, согласно которым половина нижней палаты парламента могла избираться по одномандатным округам, результаты выборов могли быть другими. Ведь в основном в Госдуму прошли кандидаты-одномандатники, ассоциированные с партией власти. По сравнению с выборами 2011 года единороссы получили почти на 4 млн меньше избирательных голосов. Особенно потеря голосов избирателей стала очевидна в больших городах.

За ЕР голосует среднестатистический россиянин. Больше всего сторонников партии власти среди обеспеченных граждан, меньше всего – среди малообеспеченных, тех, кто «едва сводит концы с концами». Более половины избирателей «Единой России» составляют люди, которые, по их собственному признанию, не имеют четких политических убеждений. Во многом это те самые бюджетники: пенсионеры, сотрудники правоохранительных органов, бюрократии, работники государственных предприятий. Это люди, которые зависят от государства и связывают с ним надежды на свое благополучие. Все перечисленные характеристики также присущи электорату Владимира Путина. У партии и президента схожая электоральная база.

«Единая Россия» воспринимается большинством населения как партия, имеющая наибольшее влияние на формирование государственной политики и государственное распределение ресурсов. Люди не надеются, что эта партия будет выполнять все свои предвыборные обещания. Но если она выполнит хотя бы малую их часть, это будет уже хорошо. Ведь запросы большинства довольно скромные. Если какая-то из партий и может гарантировать благополучие, то в глазах населения это прежде всего партия власти. Она близка президенту, она контролирует парламент, а значит, и распределение ресурсов. И это люди, даже далекие от политики, интуитивно понимают. Поэтому для многих голосование за «Единую Россию» – это вполне рациональный выбор.

Партия власти в глазах своих сторонников выступает еще одним государственным департаментом, продолжением распределительной системы. И наоборот, голосование за ЕР всякий раз оказывается своеобразным вотумом доверия или недоверия к власти, к политической системе в целом. Здесь важны не конкретные решения и шаги, а общее состояние экономики и способность государства выполнять свои социальные обязательства перед большинством. И чем дольше будет сохраняться общая легитимность системы в глазах населения, тем выше шансы у «Единой России» сохранять власть. Чем эта легитимность будет ниже, тем больше будет проблем у партии, ассоциирующей себя исключительно с властью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3130
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4531

Другие новости