Кампания в поддержку сохранения памятника исторического наследия дома Элеоноры Прей также была инициативой граждан. Фото пресс-службы администрации Приморского края
До недавнего времени Приморье отличалось высоким уровнем влияния общественных инициатив на власть. Сегодня представители властных структур общественные инициативы практически игнорируют. Популярный слоган чиновничьей среды: «Собака лает, караван идет». Поэтому столь радостной для жителей была недавняя победа – демонтаж строительной площадки на месте сквера во Владивостоке, где предполагалось возвести торговый центр. Были вырублены десятки деревьев, снесена детская площадка. Жильцы несколько раз собирались на митинги, требовали вернуть им сквер – и добились своего: администрация Владивостока запретила строительство, а региональное отделение «Единой России» пригрозило хозяину стройки депутату городской Думы Дмитрию Сулееву исключением из партии.
Кампания в поддержку сохранения памятника исторического наследия дома Элеоноры Прей также была инициативой граждан. Против сноса здания выступили известные люди – краевед Нелли Мизь, заслуженная артистка РФ Лариса Белоброва, депутат Госдумы Алексей Корниенко и др. Узнав об инциденте, губернатор Владимир Миклушевский взял ситуацию под личный контроль
Другим повезло меньше. Организаторы митинга против обязательной установки ЭРА-ГЛОНАСС на ввозимые в РФ подержанные иномарки, который был запланирован на 19 марта, получили отказ. Причина – территория у памятника Ленину на Привокзальной площади, как и другие площадки, в этот день занята празднованием Дня моряка-подводника (по многолетней традиции этот праздник отмечается возле мемориала «Подводная лодка»). Предполагалось, что на митинг придет около 2 тыс. человек. Как утверждает коммунист Максим Шинкаренко, кроме него, заявки на этот день и на это место никто не подавал. Несколько активистов все же вышли на площадь и были задержаны полицией.
В октябре прошлого года объявили голодовку работники Лучегорского угольного разреза в Приморском крае. Около 100 человек протестующих разместились в административном здании предприятия. «Людям предложили прекратить голодовку и поехать домой. Но они отказались», – рассказывал председатель профсоюзной организации Лучегорского угольного разреза Михаил Шкулипа. Только после этого на голодовку отреагировала прокуратура, которая провела проверку соблюдения трудовых прав работников разреза.
Пожаловаться властям на проблемы можно на региональных сайтах электронных услуг. Так, жителям Приморья предоставлена площадка на портале «Мой регион». Здесь можно размещать фото и, ставя лайки, обозначать актуальность проблемы и торопить чиновников. Судя по числу выполненных заявок, чиновники какую-то работу делают, правда, сложно оценить, насколько эффективно. К примеру, из 108 жалоб на состояние дорог 12 решено, 33 заявки находятся в работе, решение 55 проблем запланировано властями, а по 8 – поступил «мотивированный отказ».
Начало активным общественным выступлениям в крае было положено в 2008 году в ответ на повышение пошлин на импортные авто и идею запретить праворульные машины. Правоохранители устроили прессинг протестующих, а местные СМИ обрушились с критикой на федеральные власти за силовое решение конфликта.
Владивосток