0
9500
Газета НГ-Политика Интернет-версия

07.03.2017 00:01:15

ЛДПР уверенно отодвигает КПРФ в сторону

Глеб Кузнецов

Об авторе: Глеб Сергеевич Кузнецов – политолог.

Тэги: лдпр, кпрф, жириновский, выборы, политкорректность, гомофобия, трамп, сириза, брекзит, подемос, популисты, наши, идущие вместе, агитпоезд, чечня, крым


лдпр, кпрф, жириновский, выборы, политкорректность, гомофобия, трамп, сириза, брекзит, подемос, популисты, наши, идущие вместе, агитпоезд, чечня, крым Кто-то сравнивает Жириновского с хорошим вином, которое с годами становится только лучше, кто-то – с Дональдом Трампом... Кадр из телепередачи «Вечер с Владимиром Соловьевым»

ЛДПР – самая старая партия российской политики. Но несмотря на свой почтенный возраст, ЛДПР по-прежнему остается одной из самых интересных и популярных партий для россиян. За 27 лет своего существования ей удалось сохранить довольно уверенные позиции среди предпочтений отечественного электората. ЛДПР участвовала во всех парламентских выборах в России начиная с 1993 года и занимала преимущественно места в тройке лидеров (за исключением 1999 года – пятое место и 2011 года – четвертое место).

В 2016 году ЛДПР, несмотря на хорошую социологию на протяжении всего предвыборного года, демонстрировавшую стабильный рост рейтинга (и, напротив, снижение рейтинга КПРФ), проиграли коммунистам в борьбе за второе место всего около 100 тыс. голосов. Свежий мартовский опрос ВЦИОМа уже нынешнего года об электоральных предпочтениях граждан России показывает, что эта тенденция только усилилась – теперь ЛДПР со своими 12,9% уверенно обгоняет КПРФ, имеющей всего 10,9% поддержки.

На сегодняшний день, и это видно не только по федеральным, но и по региональным выборам, ЛДПР отчетливо показывает потенциал стать второй партией в стране, проявляет впечатляющую стабильность и имеет все предпосылки к росту своей популярности.

Популизм

Главный фактор роста популярности ЛДПР в последние год-два связан скорее с общемировой тенденцией, чем с непосредственными усилиями партийного аппарата. ЛДПР не меняется, но мировая политическая мода показывает рост спроса на политический стиль партий такого рода. Сегодня по всему миру мы можем видеть рост популярности так называемого «популизма» – ярких политиков и партий, говорящих с избирателями на понятном, простом языке в противовес истеблишменту, оторвавшемуся от народной речи и народных ожиданий. Этому явлению есть несколько серьезных предпосылок. Во-первых, впервые в современной истории «золотого миллиарда» новое поколение живет хуже, чем предыдущее; осознаваемое отсутствие перспектив рождает в людях страх перед будущим и желание «что-то сделать».

Во-вторых, повсюду усиливаются антиэлитные настроения, власть превратилась в закрытый клуб со своими ритуалами, мало кто уже понимает, что происходит внутри него, и людям это не нравится.

В-третьих, серьезные проблемы облачаются современными политиками в одежды политкорректности и политический язык полностью выхолащивается: нельзя говорить о проблеме мигрантов, иначе тебя сочтут нацистом, нельзя говорить о традиционных семейных ценностях, иначе тебя сочтут гомофобом, и так далее.

Популисты предлагают понятные ответы на все эти вызовы: «всем достойную жизнь», «долой истеблишмент», «давайте взглянем проблемам в лицо и назовем вещи своими именами».

Сенсационная победа Дональда Трампа на выборах в США, успехи СИРИЗА в Греции, «Левого блока» в Португалии, «Подемоса» в Испании, победа «изоляционистов» из брекзита в Великобритании – все это свидетельства реально растущего крена к популистской политике в демократических странах. Эти партии и политики опираются на яркие лозунги, представляют неконкретную, очень расплывчатую, но ярко подаваемую программу действий. Говорят о сложных вещах простым языком и дают понятные рецепты решения «нерешаемых» проблем. Пока «системные» политики и серьезные люди в дорогих костюмах из «истеблишмента» бесконечно предлагают «обсудить», «просчитать последствия», «найти компромисс», популисты призывают разрубить гордиев узел и решить вопросы с миграцией, глобализацией, экономическим кризисом и несправедливостью одним махом.

Россия не остается в стороне от общемирового тренда, и в наших пенатах, без всяких сомнений, носителями популистской идеи и технологии выступает ЛДПР во главе с Владимиром Жириновским. ЛДПР практикует «честность» в трамповском духе – либерал-демократы называют вещи своими именами и порой весьма скандально и провокационно реагируют на острые вопросы повестки дня. Это привлекает простых людей из глубинки, «мужиков», представителей различных силовых структур – от армии до полиции и госслужащих невысокого звена. Отсюда, кстати, сравнительно более высокие результаты ЛДПР в регионах, где высока доля такого рода госслужбы, и прежде всего в Дальневосточном федеральном округе.

Лидер

Партия ЛДПР неразрывно связана со своим лидером – Владимиром Жириновским, и это, безусловно, самый главный ее козырь. Владимир Вольфович, как хорошее вино, с годами становится только лучше. Вряд ли в стране найдется такой человек, который никогда не слышал о Жириновском. Его рейтинг – это рейтинг партии.

Провокационность, скандальность, а иногда даже кажущаяся нелепость его публичных высказываний нисколько не вредит его имиджу, а лишь, наоборот, привлекает новых сторонников. Жириновский с трибуны говорит то, о чем «стесняются» сказать другие политики, он выступает рупором простого избирателя из глубинки, озвучивая его собственные потаенные мысли, облекая их в простую, понятную и привлекательную форму.

Работа с целевыми аудиториями

ЛДПР ведет постоянную активную работу по агитации за партию в регионах. Региональные отделения в подавляющем своем большинстве живут полной жизнью, ими руководят яркие молодые местные политики, они постоянно ведут какую-то работу, совершают заметные шаги. ЛДПР выгодно отличается от других отечественных партий тем, что активно агитирует не только в выборные периоды, но и между электоральными циклами. Кажется, никто не тратит столько ресурсов на наружную рекламу, на различную партийную символику и встречи с избирателями. ЛДПР очень четко восприняла современные маркетинговые наработки: водка «Жириновский», одеколоны и дезодоранты, книга «Азбука секса» за авторством лидера партии – бренд ЛДПР, стучится в каждый дом и постоянно привлекает внимание. Простой желто-синий билборд с единственным словом «ЛДПР» является уже не менее привычной частью российского пейзажа, чем колдобины и ямы на дорогах, около которых он поставлен. И это действительно полностью соответствует общемировой тенденции развития «популистской волны». «Что угодно, лишь бы не забывали!» – вот лозунг популистов всех стран и континентов.

Немало внимания ЛДПР уделяет работе с молодежью. ЛДПР обладает довольно устойчивой и разветвленной структурой в регионах, которые постоянно выдвигают молодых партийцев, партия является одним из лидеров по наличию молодых (до 30 лет) депутатов в региональных законодательных собраниях, самый молодой депутат Госдумы 21-летний Василий Власов тоже является либерал-демократом.

ЛДПР предоставляет перспективной политически ориентированной молодежи в регионах реально работающий социальный лифт. В отличие от закрытых проектов «Наших» и «Идущих вместе», ЛДПР в действительности помогает строить карьеру молодым амбициозным политикам. Они не ломают молодого человека под бюрократическую структуру, превращая яркого юношу в партфункционера, как это делают ЕР и КПРФ, а предоставляют существенную степень свободы, особенно на ранних этапах карьеры. Дают бренд, а дальше хоть колесом ходи, лишь бы был результат. И это оправдывает себя. Большинство депутатов ГД от ЛДПР прошли весь путь в партии, начиная с муниципальных выборов, окрепли как политики под партийным зонтиком.

Агитпоезд ЛДПР: «Едем ко всем! Слышим каждого!»

Одна из самых ярких находок либерал-демократов – агитпоезд, впервые запущенный в конце 1990-х. В ходе продолжительных поездок по стране в каждом городе, куда прибывает поезд, организуются встречи с избирателями и местными активистами, митинги, проводится прием граждан, сбор наказов и обращений от населения, оказываются правовые консультации. Все публичные мероприятия проходят очень ярко, шумно, с раздачей сувениров, музыкой, привлечением прессы.

В этих агитационных поездках часто участвуют депутаты Государственной думы, заметные публичные политики, спортсмены, актеры и сам Владимир Жириновский. При этом география остановок поезда не ограничивается районными центрами и крупными городами, часто команда ЛДПР задерживается в маленьких поселениях, поселках, в сельской местности. Визиты агитационного поезда ЛДПР зачастую за годы становятся центральной темой местных новостей, они хорошо заметны на региональном уровне. Это современное «хождение в народ», гарантирующее непосредственный «доступ к телу» партии, достаточно эффективно влияет на рост рейтинга, узнаваемость партии. Она становится ближе к простым людям, все время на слуху. Для жителей провинции, особенно депрессивных регионов средней полосы России, проблемы Москвы и московской политики весьма далеки и неинтересны – ЛДПР приносит им эту политику «с доставкой на дом», и это работает.

«Мы за бедных! Мы за русских!»

Этот громкий слоган кампании 2003 года стал одним из самых скандальных в политической истории ЛДПР. Либерал-демократы никогда не стеснялись демонстрировать умеренный национализм, но при этом всегда делали оговорки для тех, кто хотел их слышать. При том, что националистическая риторика никогда не была доминирующей в программе партии, она четко улавливалась чувствительной аудиторией избирателей. В России, где достаточно высок уровень ксенофобии и «бытового национализма», после двух войн в Чеченской Республике, массы криминальных и околокриминальных историй, связанных с так называемыми лицами кавказской национальности, очевидными проблемами с регулированием иммиграции и засильем гастарбайтеров в крупных городах – эти националистические нотки ЛДПР всегда находили благодарный отклик у избирателей.

Впрочем, такая в некотором роде «коричневая» окраска партийной агитации, даже несмотря на то что в последнее время эта риторика значительно потускнела и приутихла, сильно портит показатели ЛДПР в национальных республиках и регионах Северо-Кавказского федерального округа, но зато позволяет набрать дополнительные очки в регионах с преобладанием «титульной» нации. Собственно, «недобор» тех самых 100 тыс. голосов, которые ЛДПР уступила КПРФ в гонке за второе место на выборах 2016 года, – это «национальные республики» прежде всего. Если бы партия получила в них свою среднюю страновую норму, либерал-демократы  обошли бы КПРФ с хорошим отрывом.

«Да здравствует Крым, навечно русская земля!»

Выборы 2016 года показали, что ЛДПР стала второй политической силой после «Единой России», которая выиграла от возникновения  «посткрымского консенсуса» – однозначного одобрения событий весны 2014 года, связанных с присоединением Крыма, подавляющим большинством граждан РФ.

Он объединил 84% взрослого населения России, куда вошли и правые, и левые; сторонники и «Единой России», и КПРФ; читатели и журнала Forbes, и газеты «Завтра». В этих новых условиях ЛДПР смогла поменять свой имидж: уже не крикливые оппозиционеры и не «горлопаны», а вполне системные политики, за которых совсем не стыдно голосовать. Либерал-демократы твердо стоят на патриотических позициях, поддерживают президента, его внешнюю политику, но при этом выступают своеобразной альтернативой во внутренней политике. ЛДПР превратилась в партию, с помощью которой относительно лояльный власти «из-за Крыма и Сирии» избиратель может «передать привет» неудачной экономической политике властей. По мере нарастания внутренних проблем ЛДПР стала органичной и привлекательной альтернативой для сторонников «Единой России», недовольных антикризисными мерами правительства.

Если на предыдущих выборах за ЛДПР голосовали преимущественно условные оппозиционеры, то на выборах 2016 года им удалось привлечь совсем иные категории избирателей. Это простые люди: рабочие, служащие, чиновники, которые в целом удовлетворены положением дел в государстве, но готовы критиковать какие-то частные, часто конкретные собственнические материальные проблемы, в которых винят российское правительство и «правящую партию». И в поиске каких-то реальных альтернатив этот избиратель может наткнуться только на ЛДПР, ведущую яркие и понятные избирательные кампании, к которым весьма весомо прибавляется личный высокий рейтинг «правдоруба» Жириновского. В конечном счете у либерал-демократов гораздо больше шансов перетянуть на свою сторону тех, кто отказывается от голосования за «Единую Россию», а также тех, кто раньше голосовал за КПРФ и «Справедливую Россию», потерявших своих избирателей из-за унылой предвыборной кампании.

Риски

Но ведя разговор про ЛДПР, нельзя оставить без обсуждения и риски, которые есть у партии на ее пути к номинации постоянной «второй политической силы в стране». И как это часто бывает, эти риски оказываются продолжением сильных сторон партии.

Лидер. Владимир Жириновский сегодня незаменим. Да, руководящий состав партии значительно обновился за последние годы, помолодел и «похорошел», ЛДПР привлекла и взрастила в своих рядах некоторое число ярких политиков вроде губернатора Смоленской области Алексея Островского, депутата Госдумы, экс-кандидата в мэры Москвы Михаила Дегтярева, яркого дальневосточного политика, депутата Ивана Абрамова, обновляющего партийные рекорды как в личной, так и в партийной номинации по своей территории и соперничающего там уже не с КПРФ за второе, а с ЕР  за первое место, но среди либерал-демократов по-прежнему нельзя найти столь же масштабной личности, как Владимир Вольфович.

Он затмевает собой всех остальных, именно его харизма генерирует рейтинг партии. Очевидно, что рано или поздно Жириновскому придется уйти на заслуженную пенсию, и никто не сможет занять его место достаточно быстро, чтобы не растерять партийный рейтинг.  Эта проблема все же преодолима хотя бы теоретически. Ярким примером является Дональд Трамп, победивший на выборах в США. Еще год назад никто не знал его как политика, но сегодня его статус лидера не вызывает никаких сомнений. Схожую ситуацию можно наблюдать и во Франции, где на наших глазах в большого политика популистской волны вырастает инвестиционный банкир и скучный министр экономического блока правительства Эммануэль Макрон. В этом и прелесть популизма – не важно, кто говорит, если он говорит ярко и громко.

Но и с популизмом все не так уже безоблачно.

Либерал-демократы были популистами еще тогда, когда это не было модно. С учетом общемировой тенденции роста популярности популистских партий и политиков, никто не может гарантировать сохранение пальмы первенства за либерал-демократами уже в скором будущем. Очевидно, что привлекательность популистской риторики сделает возможным появление в России новых популистских сил как в условно левой, так и в условно правой либеральной части политического спектра. На фоне других партий и движений со схожей риторикой и формой подачи ЛДПР рискует растерять часть своего рейтинга просто в силу утраты эксклюзивности в методе пропаганды и агитации. Россия находится только в самом начале мирового «разворота к популизму», но вполне можно предположить, что уже к следующим парламентским выборам мы увидим какие-то новые (или эволюционировавшие старые) политические силы, которые займут ниши левого и правого популизма.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
758
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
388
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
336
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
428

Другие новости