Эсэров в новом созыве петербургского Заксобрания всего трое: Александр Егоров, Алексей Ковалев и Надежда Тихонова. Фото с сайта www.assembly.spb.ru
Петербург новейших времен если и не колыбель революций, то колыбель многих партий. Во всяком случае, здесь взращивается большое количество партийных лидеров, затем попадающих на федеральные просторы. Не исключение и «Справедливая Россия» – ее руководитель Сергей Миронов памятен здесь как депутат Заксобрания, первый заместитель спикера, потом и.о. спикера, потом опять заместитель.
Долгое время лицом партии для многих петербуржцев была Оксана Дмитриева, а не Миронов. Те, кто не очень следит за политическими метаморфозами, а вспоминает о партиях только тогда, когда перед выборами о них напоминают, до сих пор уверены, что Дмитриева эсэр, и очень удивляются, узнав, что сейчас она в Партии роста. Эсэры были одно время предметом электорального предпочтения у значительной части горожан – тех, кто более или менее в оппозиции к правящей «Единой России» (ЕР), но любит умеренность.
Среди эсэров наблюдались и по сей день наблюдаются яркие и разнообразные фигуры. Это и один из зачинателей всего питерского протеста конца 1980-х – начала 1990-х Алексей Ковалев, прославившийся защитой памятников архитектуры, депутат Ленсовета, на всех последующих выборах в Заксобрание сохранивший мандат. И бывший «афганец» Олег Нилов, достигший думских высот и постов в руководстве «Справедливой России», как и актриса Елена Драпеко. Летом трагически погиб в ДТП вместе с женой авторитетный не только у эсэров вице-спикер Заксобрания Павел Солтан, очень неординарная личность: оставшись в юности без обеих рук и ног, он получил два высших образования, стал депутатом, вел активный образ жизни. Сейчас в суде рассматривается уголовное дело: водителю автомобиля, с которым столкнулась машина Солтана, предъявили обвинение в том, что он выехал на встречку, защита утверждает, что на встречку выехал сам Солтан. Выжившая в аварии дочь Солтанов, ставшая инвалидом, летом покончила с собой из-за разрыва с мужем, тоже эсэром, начинающим политиком из провинции.
Сейчас интерес горожан к «Справедливой России» упал, но он по-прежнему есть. Надежда Тихонова, племянница Миронова, поднимает в Заксобрании разные вопросы, касающиеся городского хозяйства, например, вопрос уборки снега. Ковалев тоже занимается городскими вопросами – от генплана до капремонта. Эсэры то голосуют вместе с единороссами, то становятся к ним в оппозицию. В прошлом созыве из их рядов убежали депутат Андрей Анохин (теперь он парламентарий от ЕР) и Сергей Трохманенко (теперь Партия роста). Эсэров в новом созыве Заксобрания всего трое: Тихонова, Ковалев и Александр Егоров. После выборов эсэры ставили вопрос о фальсификации на участках, из-за которых они потеряли много голосов, приводили доказательства. Но, как обычно, это не помогло.
В протестных городских акциях принимает участие только Ковалев, он блестящий оратор. Тем не менее «Справедливую Россию» в городе можно считать если не независимой, то заметной политсилой. Во время кампании эсэры говорили, что у их партии пытаются отнять голоса с помощью спойлеров. Таковых в Питере в каждые выборы много – от «Гражданской силы» до традиционных «Патриотов России». В спойлерстве обвиняли и новую партию Дмитриевой, но сейчас в городе Партия роста старается быть заметной и вне кампаний.
Санкт-Петербург