Во фракции КПРФ в Заксобрании Петербурга всего три депутата – Ольга Ходунова, Ирина Иванова и Александр Рассудов. Фото с сайта www.assembly.spb.ru
К выборам 2016 года в Петербурге социологами была зафиксирована непривычная ситуация: 65% петербуржцев не имели каких бы то ни было партийных предпочтений (исследование под руководством авторитетного социолога Татьяны Протасенко, центр «Мегаполис»). Остальной электорат – он преимущественно возрастной – в этот раз очень равнодушно отнесся к обещаниям КПРФ, которая сохранила присутствие в Законодательном собрании, но с некоторым трудом. Еще раньше, накануне муниципальных выборов 2014 года, партия понесла кадровые потери: более десятка функционеров ушли к «Коммунистам Петербурга и Ленинградской области». Это филиал «Коммунистов России», возглавляемый Сергеем Малинковичем, которого одни называют спойлером «правильных» коммунистов, другие – эпатажным популистом, а некоторые – настоящим пламенным революционером.
Фонд «Петербургская политика» оценивал и спонсорский рейтинг участвовавших в выборах кандидатов. По нему КПРФ просела до седьмого места (коммунисты Малинковича оказались на 10-м). Политологи объяснили это тем, что жаждущей социальной справедливости публике надоело слушать 20-летней давности левые лозунги. Кроме того, в 2007–2011 году бурлящая городская протестная среда часто прибивалась к КПРФ в своих прагматических целях (будь то защита малого бизнеса или борьба с вырубкой деревьев), а также поставляла партии некоторое количество кандидатов в депутаты. Однако затем и протестные массы снизили активность в силу усталости и разочарований, и пользы от коммунистических партийцев стали находить все меньше.
Средства для партийной кассы в регионе пока еще находятся, слухи о причастности партийной фракции к лоббированию интересов тех или иных коммерческих структур возникают постоянно. В самой фракции три человека: руководитель Ольга Ходунова (выходец из позднесоветских структур КПСС), ее заместитель Ирина Иванова (которая даже в бытность депутатом прошлого созыва продолжала возглавлять коммерческие структуры) и один рядовой член – Александр Рассудов (в прошлом сначала госслужащий, затем сотрудник ОАО и гендиректор ООО).
В городе потихоньку пытается набрать очки еще одна коммунистическая сила: Объединенная коммунистическая партия (ОКП). Она помоложе по личному составу, с ней сотрудничают представители профсоюзных движений и групп, называющих себя антифашистскими. Серьезным приобретением ОКП считает депутата прошлого созыва Ирину Комолову, которая была исключена из КПРФ за антиклерикализм и выступает против массовой передачи городской недвижимости РПЦ, а также предлагала закон о защите чувств атеистов. КПРФ в этом плане последовательно выступает за Церковь. Так, упомянутая Ирина Иванова в своей официальной биографии подчеркивает, что является членом приходского совета в одной из церквей, а Ольга Ходунова, когда возник конфликт вокруг Исаакиевского собора, сначала пообещала общественности поддержать защитников музея, но буквально через несколько часов отказалась от своих слов.
Отношение друг к другу у организаций левого фланга сложное. Если КПРФ гневается на выходки Малинковича, который то требует изменить герб Петербурга, то предлагает наказание за отрицание выстрела «Авроры», то Малинкович, в свою очередь, считает позорящими дело революции различные леворадикальные и анархистские группы, время от времени устраивающие уличные акции на грани административных правонарушений.
Санкт-Петербург